Тест по истории 13-15 века
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Хохлова Ирина Анатольевна

Тест составлен в формате ЕГЭ по истории периода раздробленности на Руси (13-15 века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_ege_13-15_vek.docx1004.31 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Казнь Жанны д’Арк

2)  Присоединение к Москве Коломны

3) «Стояние» на р. Угре

 Ответ:

  1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ        ГОДЫ

А) Битва на р. Воже                                                                           1) 1471 г.

Б) Установление автокефалии Русской православной церкви          2) 1327 г.

В) Присоединение к Москве Ярославля                                              3) 1378 г.

Г) Битва на Шелони                                                                               4)   1463 г.

  1.    1448 г.
  2.   1520 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIV вв.
  1. Бояре
  2. Флот
  3. Ярлык
  4. Баскак
  5. Семибоярщина
  6. Посадник

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другим историческим периодам.

Ответ: ________________________________.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

_______ - вид княжеского пожалования своим должностным лицам, при котором местная администрация содержалась за счет взимания с населения в свою пользу

Ответ: ________________________________.

  1. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

 

ФАКТЫ

А) Спор стяжателей и нестяжателей

Б) Деятельность Ивана III

В) Феодальная раздробленность на Руси

Г) Монгольское иго

 

1) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

2) Споры между князьями за ярлык на великое княжение

3) Власть осуществляется вече, посадниками, тысяцким и архиепископом

4) Распад государства на отдельные княжества и земли

5) Сохранение церковного землевладения


  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

« В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим»

Б)

« …Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи….<…> Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. »

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Речь в отрывке идет о князе московском Юрии Даниловиче.

2) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

3) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

4) Речь идет о князе, которого прозвали «собирателем земли русской»

5) Перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву при Иване Калите сделало её духовной столицей Руси

6) События, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

Фрагмент А

Фрагмент Б

  1. Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Ивана III? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Ликвидация Новгородской боярской республики
  2. Установление лествичного порядка престолонаследия
  3. Борьба с тверскими князьями за великокняжеский ярлык
  4. Издание Судебника
  5. Создание стрелецкого войска
  6. Использование двуглавого орла в качестве государственной эмблемы

Ответ:

  1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
  1. Двуглавый орел появился на гербе   ____________________________
  2. Войсковое знамя -  _______________________
  3. Орган центрального управления в России XVI – начале XVIII вв. -  _____________________

Варианты:

А) Дмитрий Донской

Б) Флаг

В) Наместничество

Г)  Иван III

Д) Приказ

Е) Хоругвь

Ж) Иван Калита

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

A) Дмитрий Боброк

Б) Иван Калита

B) Иван III

Г) Сергий Радонежский

 

1) Великий князь московский, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение

2) Настоятель Троице-Сергиева монастыря, благословивший войско Дмитрия Донского на битву

3)  Великий князь московский, завершивший в основном процесс создания единого Русского государства

4) Участник Куликовской битвы

5) Противник Руси в стоянии на Угре

Ответ: ________________________________.

10. Прочтите отрывок из статьи и напишите век.

«Той же зимой пришел князь Юрий Данилович московский с новгородцами на брод к Волге, и встретил его князь великий Михаил Ярославич, и тут мало бой не был. И так много ссорящихся и сообщениями обменивающихся, едва умирились и крестом честным укрепились на том, что пойти им обоим в Орду. И в ту же зиму князь великий Михаил Ярославич послал сына своего Константина в Орду»

Ответ: ________________________________.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

Александр Невский

Даниил Александрович

__________(А)

Иван III

__________(Б)

Иван IV Грозный

 Дмитрий Донской

 ____________(В)

_______________ (Г)

  ___________________(Д)

 Юрий Звенигородский

 ______________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Дмитрий Шемяка

2) Иван I Калита

3) Дмитрий Донской

4) Витовт

5) Василий II

6) Алевиз Новый

7) Василий III

8) Софья Витовтовна

9) Василий I

 

Ответ:  ____________________________

12. Прочтите отрывок из житийной литературы.

 «Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого счастливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. [Город] рано освободился от давления княжеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и политическим центром громадной промышленной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом, был несколько веков торговым посредником между этим Западом и азиатским Востоком. Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание «мужей вольных» <…> − нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка <…>»

 

Используя текст, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Упомянутый в тексте город — Владимир

2) Особенностью политической жизни этого города было широкое самоуправление

3) Автор считает, что особенности развития данного города были связаны, в том числе, с отдалённостью от Великой степи

4) Город, которому посвящён текст, был присоединён к Москве в XV в.

5) В. О. Ключевский отмечает слабое развитие торговых отношений в городе

6) Город, которому посвящён текст, был разрушен в годы нашествия Батыя

Рассмотрите схему и выполните задание

IMAG2754.jpg

 

13.  Назовите военачальника, совершившего поход, обозначенный на схеме цифрой «5».

Ответ: ________________________________.

14. Напишите название реки, на которой произошла битва, обозначенная на схеме цифрой «3».

Ответ: ________________________________.

15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «4».

Ответ: ________________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) на схеме заштрихована территория Московского княжества к 1389 году

2) в результате события, место которого обозначено на схеме цифрой «2», русские земли избавились от ордынского владычества.

3) все походы, обозначенные на схеме стрелками, произошли в XIV веке.

4) В событии, обозначенном на схеме цифрой «1» и связанном с борьбой русских земель за освобождение от ордынского владычества, участвовал князь Иван III

5) Одному из военачальников, поход которых обозначен на схеме, удалось взять Москву

6) В период, когда произошло событие, обозначенное на схеме цифрой «2», город Смоленск был присоединен к Московскому княжеству.

Ответ: ________________________________.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РОИЗВЕДЕНИЯ

 

СОЗДАТЕЛИ

A) «Хождение за три моря»

Б) икона «Святая Троица»

B) Грановитая палата

Г) Успенский собор

 

1) Афанасий Никитин

2) Аристотель Фиораванти

3) Андрей Рублёв

4) Марко Руффо

5) Максим Грек

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

http://85.142.162.119/os11/docs/068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89/docs/1D8DB21C0101BEF74D7FEE2554AD3BCC/xs3docsrcBC3023446ECAAA654D468B4259A7761F_2_1425312483.jpg

 

18. Какие суждения о монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Во время правления князя, чья печать изображена на монете, были выстроены белокаменные стены Московского Кремля.
  2. В период правления князь, чья печать изображена на монете, Россия участвовала в Семилетней войне.
  3. На данной монете указан год составления и принятия Свода законов Московского государства.
  4. Князь, печать которого изображена на монете, был женат на племяннице последнего византийского императора.
  5. На печати, изображённой на монете, помещено изображение Архангела Михаила.

19. Какие два из представленных ниже сооружений были возведены при правителе, печать которого изображена на монете? В ответе запишите цифры, которыми обозначены эти сооружения.

 

  1. http://theredlist.com/media/database/architecture/history/architecture-europeene/renaissance/%20palais-a-facette/005_palais-a-facette_theredlist.jpg           2)  http://chestno24.com/wp-content/uploads/2015/05/Uspenskij-sobor.jpg

3)http://www.2do2go.ru/uploads/full/e9016510b827d6e80b2dd49b4b994089_w960_h2048.jpg               4) http://i11.pixs.ru/storage/7/1/7/toworldtra_9183739_17873717.jpg

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. всё ещё считали возможной борьбу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками... Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола»

20. Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее трёх положений

21. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества московских князей? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

22.  Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отмечает историк? Приведите не менее трёх черт.

23. Во второй половине XV века основной административно-территориальной единицей в России являлся уезд. Укажите название должностных лиц, возглавлявших уезды в этот период. В чем состояли причины неэффективности деятельности этих должностных лиц по управлению уездами? Укажите любые две причины.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Московское государство конца XV—начала XVI вв. можно назвать централизованным.».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1240-1325 гг.; 2) 1389-1462 гг.;  3) 1462-1533 гг.

.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4, 8, 10, 13-15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 5-7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 баллами; допущено две-три ошибки - 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

1

231

2

3541

3

25

4

кормление

5

5142

6

4526

7

146

8

ГЕД

9

4132

10

четырнадцатый

11

279531

12

234

13

мамай

14

вожа

15

новгород

16

345

17

1342

18

34

19

12

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

20.  Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее трёх положений

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что

  1. тверские князья имели «право старшинства» в получении великокняжеского престола, а также «личные доблести», т.е. у них были нравственные и юридические средства для борьбы за «великокняжеский стол»;
  2. тверские князья не могли понять истинного положения дел в начале XIV в.;
  3. тверские князья считали возможной в начале XIV в. борьбу с Ордой.

Правильно указаны три элемента

2

  Правильно указаны два элемента

1

Указан один элемент ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

21. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества московских князей? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что

  1. более дальновидная политика московских князей, их преимущества по сравнению с тверскими, по мнению историка, состоят в:

а)        понимании того, что время открытой борьбы с татарами не наступило;

б)        умении действовать «смиренной мудростью»;

в)        использовании угодничества, денег в отношениях с Ордой;

  1. преимущества московских князей историк видит в наличии средств материальных и практических.

Правильно указаны три элемента

2

  Правильно указаны два элемента

1

Указан один элемент ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22.        Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отмечает историк? Приведите не менее трёх черт.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие черты политики Ивана Калиты:

  1. «смиренная мудрость», понимаемая как угодничество;
  2. лесть;
  3. Калита чаще других князей ездил «на поклон» к хану и подкупал татаро-монголов систематическими дарами;
  4. в целом Ключевский отмечает, что Калита мог использовать хана в своих целях.

Правильно указаны три положения

2

Правильно указаны два положения

1

Правильно указано одно положение ИЛИ  Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.  Во второй половине XV века основной административно-территориальной единицей в России являлся уезд. Укажите название должностных лиц, возглавлявших уезды в этот период. В чем состояли причины неэффективности деятельности этих должностных лиц по управлению уездами? Укажите любые две причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Название должностных лиц – наместники

Причины: - незаинтересованность наместников, рассматривавших свою должность как награду кормлением за предыдущую военную службу, а не как важную государственную деятельность, в повышении эффективности управления

- отсутствие возможности эффективного контроля со стороны центра над наместниками в уездах, что вело, например, к взяточничеству наместников

- отсутствие строгой системы в назначении наместников: люди, назначавшиеся на должности за былые заслуги, часто не имели опыта административной деятельности.

Могут быть приведены другие объяснения

Правильно указаны три положения

3

Правильно указаны два положения

2

Правильно указано одно положение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Московское государство конца XV—начала XVI вв. можно назвать централизованным.».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:

 Аргументы в подтверждение

 

− Московское государство конца XV – начала XVI вв. имело единый политический центр – Москву;

− главные властно-управленческие функции в Московском государстве конца XV – начала XVI вв. сосредоточились в руках великого князя;

− в Московском государстве конца XV – начала XVI вв.

действовал единый Судебник 1497 г.

 

2) в опровержение, например:

− в Московском государстве конца XV – начала XVI вв. сохранились уделы родственников великого князя, имевшие ряд особых прав и привилегий;

− в Московском государстве конца XV – начала XVI вв. не было системы органов центрального отраслевого управления; имелись лишь многофункциональные Дворец и Казна;

− властная «вертикаль» в Московском государстве конца XV – начала XVI вв. по существу отсутствовала, что оставляло воеводам-«кормленщикам» на местах широкие возможности для самоуправства и злоупотреблений.

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

25.

Критерии оценивания

Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события (явления, процесса)

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

1

Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ

0

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно. ИЛИ

Исторические личности не названы

Причинно-следственные связи

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)

2

КЗ

Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)

1

Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ

0

Причинно-следственные связи не указаны

Оценка значения периода для истории России

1

Дана оценка значения периода для истории России с опорой на

1

исторические факты и (или) мнения историков

К4

Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ

Оценка значения периода для истории России не дана

0

Использование исторической терминологии

1

При изложении корректно использована историческая

1

терминология

К5

Все исторические термины, понятия использованы

некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0

Наличие фактических ошибок.

2

1 или 2 балла по критерию Кб может быть выставлено

только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено

Кб

в сумме не менее 4 баллов

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

Допущена одна фактическая ошибка

1

Допущены две или более фактические ошибки

0

Форма изложения.

1

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только

К7

в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачеты по истории России XX века

 проверить и оценить знания учащихся по теме Россия в начале XX века...

Викторина по истории России 19 века "19 век- век перемен"

Данный материал может быть использован: как повторительно-обобщающий урок,  на внеклассном мероприятии,вопросы могут быть использованы в играх "Что? Где? Когда?", "Колесо истории" и других....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

Диктант по истории: «События XIX века в русской истории»

Данная работа может использоваться для контроля знаний учащихся по разделу «События XIX века в русской истории»...

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...