Техкарта и презентация урока по теме "Русская Правда".
методическая разработка по истории (10 класс)

Поляков Сергей Дмитриевич

В данной техкарте урока представлен образец открытого урока по теме "Русская Правда" (для 10-го класса). Ниже представлена и презентация к данному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техкарта к уроку29.27 КБ
Файл Презентация с анимациями64.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развёрнутый конспект урока по истории в 10 «В» классе.

  1. Автор: Поляков Сергей Дмитриевич
  2. Тема урока: «Государственно-политическое и социальное устройство Руси в XI- нач. XII вв. Русская Правда».
  3. Тип Урока: Комбинированный урок.
  4. Цель урока: продолжить знакомство с устройством Древнерусского гос-ва. Дать развернутое представление о Русской Правде и русском законодательном процессе.
  5. Задачи урока:
  1. Обучающие:
  1. Познакомить с таким памятником Древнерусского права, как РП
  2. Разобрать отдельные статьи РП
  3. Раскрыть правовое положение на Руси X-XIII вв.
  1. Развивающие
  1. Развить навыки критического мышления
  2. Развитие умения работы с историческим источником
  3. Развитие умения нахождения причинно-следственных связей
  1. Воспитательные
  1. Формирование познавательного интереса к культурным проявлениям нашего далекого прошлого
  1. Планируемые результаты:
  1.  Предметные: закрепление умения работы с историческим документом, усвоение новых/вспоминание уже пройденных знаний
  2.  Метапредметные: развитие речи учащихся, способности к самостоятельным рассуждениям и выводам на основе информации источника, развитие умения организованной работы в классе
  3.  Личностные: учащиеся смогут выражать собственное мнение к различным статьям Русской Правды, поймут значение РП для формирования нашего государства
  1.  План урока. 1. Что такое Русская Правда. 2. Рассмотрение и сравнение статей РП. 3. Значение РП.
  2. Развёрнутый план урока. 1. Когда и кем была создана Русская Правда. 2. Смысл создания. 3. Как РП дошла до нас. 4. Что изменилось после создания РП. 5. Влияние РП на общество и развитие государства в Древней Руси. 6. Как общество приняло первый свод законов.
  3. Основные понятия и термины. Краткая редакция Русской Правды (Правда Ярослава). Правда Ярославичей. Пространная редакция Русской правды.
  4. Основные и дополнительные даты. XI век – создание краткой редакции Русской Правды.

Модуль урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный модуль

Здравствуйте, я ваш новый учитель.

Здороваются с учителем.

2. Модуль опроса д/з

Д/з задано не было

...

3. Модуль актуализации

Тема нашего урока – Русская Правда. На предыдущем занятии вы с Ларисой Николаевной говорили о социальной структуре Древнерусского государства в 11-начале 12 веков. А теперь отправимся на 4 года назад, когда вы были в 6-м классе и вспомним всё, что вы тогда изучили по Русской Правде, вы ведь даже касались этой темы в предыдущей четверти, я уверен, что вам это не составит труда, ведь так? Доставайте листочки, сейчас будет небольшой тест на оценку ваших знаний по сегодняшней теме, ведь вы проходили её уже когда-то и даже касались в предыдущей четверти... Шутка.

Записывают тему урока. Смеются над шуткой.

4. Модуль мотивации

Что вы вообще знаете или помните о Русской Правде? Может у кого-нибудь есть смутные какие-то предположения? Можно провести аналогию: скажите мне, как называется основной закон современной нашей РФ? (Конституция). Все наши права, обязанности, виды наказаний за различные преступления содержатся в ней. Русскую Правду можно без преувеличения назвать Конституцией Древнерусского государства, хоть это и немного вульгарно. Давайте же разберемся в этой Правде и поймем как и по каким законам жили наши с вами дааааалекие предки.

Слушают и отвечают: Основной закон – Конституция и Русская Правда – её аналог в Древнерусском государстве

5. Модуль изучения нового материала

Стадия вызова (стратегия: Верные-неверные утверждения). На доске начертить заранее 2 столбца: до урока/после и заполнять. Поскольку вы изучали эту тему в 6-м классе, совсем недавно касались её на уроках, ну и поскольку вы естественнонаучный класс, вы без труда сможете ответить на эти вопросы: (выводится слайд). Давайте пройдемся по этим утверждениям и попытаемся оценить правдивое оно или ложное. Одна из ключевых задач нашего с вами урока, понять насколько сильно вы ошибаетесь. (1)

Кто-нибудь может сказать, что это такой за зверь, «Русская Правда»? (2) Помимо сказанного мною. Может быть кто-то читал в конце-концов параграф, заданный вам на дом, может кто-то помнит что-то или слышал?

Итак, начнём с того, что Русская Правда – это первый письменный источник права в истории России. Что это означает? Если коротко, то согласно статьям Русской Правды, должны были проходить все судебные процессы в Древнерусском государстве. И у вас на этом моменте должен был бы возникнуть логичный вопрос: а как же тогда разрешались конфликты, как люди судились друг с другом до Русской Правды? (3) Ответом на этот вопрос будет выражение «обычаи» или «обычное право». Т.е. все подобные вопросы решались так, как было установлено предками и передавалось из уст в уста. Чем неудобна такая система? (4) Многие обычаи не соответствовали времени, устарели, не соответствовали духу христианства в том числе.

И Ярослав Мудрый решил: с него довольно. Приблизительно в 1016 году (кто-нибудь помнит какое знаковое событие произошло в этот же год? (5)) он издает первые 21 статьи РП, так называемую «Правду Ярослава». Затем, в последующее столетие она неоднократно дополнялась и в итоге превратилась в так называемую «Пространную редакцию Русской Правды», содержащую 121 статью. Именно с этой, наиболее полной, «Пространной редакцией» мы и будем сегодня работать. Итак, еще раз, отныне, все судебные дела, конфликты разрешались только согласно статьям Русской Правды. Опять же логичный вопрос: а вот что делать с теми преступлениями, которые не были оговорены в Русской Правде? (6) (вспоминаем о действии обычного права и традиций). Давайте же рассмотрим отобранные мною статьи Русской Правды и попробуем разобраться в том, что поменялось в общественных отношениях Древней Руси.

Стадия осмысления (стратегия Двухчастный дневник). (7)

На этих двух статьях показать, что обычай кровной мести имел настолько большое распространение, что был отменен только в правде Ярославичей:

1. Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто [из них] не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он будет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен.

2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод... отменили месть за убитого, заменив ее выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили.

Как вы думаете, почему изменилось отношение к обычаю кровной мести? (потому что этот архаичный обычай позволял убивать без суда и следствия того, кого считали убийцей. А родственники «убийцы» в свою очередь могли сами отомстить, если думали, что их родственник не виноват и так по кругу)

Об избиениях и мелких ссорах:

Ст. 29. Если придет на [княжеский] двор человек, окровавленный или избитый до синяков, то не искать ему свидетелей, а платить ему [виновному] штраф князю 3 гривны; если следов побоев нет, то привести ему свидетеля в соответствии со словами его показания; а кто начал драку, тому платить 60 кун, если даже и придет окровавленный [человек], но он сам начал, и придут свидетели, то за это ему платить, хотя его же и били.

67. О бороде. А кто повредит бороду и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же свидетелей нет и обвинение не доказано, то штрафа князю нет.

Способ доказания вины:

Ст. 18. О недоказанном обвинении в убийстве. Если на кого будет недоказанное обвинение в убийстве, то выставить 7 свидетелей, чтобы они отвели обвинение.

Ст. 21. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом.

Ст. 22. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом.

Испытание железом – способ очищения от вины при подозрении в убийстве или краже. Испытание железом состояло в том, что подозреваемый должен был держать в руках расплавленное железо. Если не было ожогов, то он признавался невиновным.

Работа с изображением в учебнике по картине И.Я. Билибина (стр. 49). На основании именно этой картины станет понятно, что суд вершил князь, изображена сцена испытания огнём. Центральную фигуру определите, огонь определите, подсудимого ведут. Всё

Ст. 40. Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку.

О правах женщин:

Ст. 7. Если [кто] свершит убийство без причины. [Если кто] свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление.

Ст. 88. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же [убитый]будет виноват, то платить полвиры 20 гривен.

Ст. 93. Если после смерти мужа жена останется вдовой, то детям на нее выделить часть, а что ей завещал муж, тому она госпожа, а наследство мужа ей не следует.

Ст. 95. Если в доме будет сестра, то ей [отцовского] наследства не брать, но братьям следует отдать ее замуж, как они смогут.

Ст. 69. Если кто украдет бобра, то 12 гривен.

Ст. 76. Если украдет рой пчел, то 3 гривны штрафа

А теперь давайте самостоятельно, каждый сам за себя поработает со статьями, приведенными у вас в учебнике: страница 53. Я предлагаю вам разобрать статьи из Правды Ярославичей. (8)

1. По желанию отвечают на утверждения из презентации, затем формируется общий вывод класса по каждому утверждению

2. Русская Правда – это первый письменный источник права в истории России

3. Решались все вопросы так, как у родителей, как им завещали предки, все сведения о том, как решать те или иные задачи передавались из уст в уста, письменности ибо не было. Это зовется «обычным правом»

4. Тем, что как поступить определялось не понятием о справедливости и т.п., а тем, как в той или иной семье/роде установилось, что порождало межродовые конфликты и заканчивалось часто поножовщиной кровавой.

5.  Ярослав становится киевским князем и сразу устанавливает новые законы.

6. Всё решают обычаи и традиции

7. Эталоны ответов выводятся в презентации сразу после обсуждения статей в классе. Ученики по желанию комментируют текст статей и делают выводы о характере древнерусского законодательства.

8. Ответ: Разные наказания за убийство разных членов общества означает сформировавшееся на Руси социальное расслоение и неравенство.

6. Модуль закрепления

А теперь представим себя в роли судей. В качестве небольшой подсказки вы можете использовать источники со страниц 52-53, но там далеко не все статьи, что мы разобрали.

Задачи: (1)

№1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел три дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Осипом. Во втором, смерд Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате спора из-за покоса. Третий – Смерд Сергей был убит другим смердом и семья Сергея, а конкретно его сын, убил убийцу своего отца. Не забываем, что это времена Ярослава.

Какое решение должен принять суд по этим делам? №2. Сельский староста Василько обвинил в клевете своего давнего врага-односельчанина Владимира. Свидетелей клеветы не нашлось, Владимир вину отрицает.

№3 В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в краже коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.

Какое наказание ожидает смерда Гаврилу? (статья 12)

№4. Огнищанин Савелий был убит, а затем обокраден ночью при загадочных обстоятельствах. Свидетелей нет, вервь явно не горит желанием искать убийцу и всеми силами откладывают этот вопрос.

Как будет разрешен данный вопрос в суде? (ст. 18 в учебнике)

№5 Смерд Агафон подал жалобу в княжеский суд на смерда Никифора. Смысл этой жалобы состоял в том, что осенью после уборки урожая смерд Никифор пахал свой участок собственной лошадью, в результате чего был уничтожен межевой знак и перепахана часть соседской земли.

Какое решение может принять суд по данному делу? (статья 41 в учебнике)

1. Ученики коллективно решают небольшие задачки на закрепление. Эталоны ответов выводятся сразу после того, как ученики совместно вынесут судебное решение.

7. Модуль рефлексии

В презентации выводится схема. По которой они должны продолжить предложения.

За этот урок я узнал…

Мне понравилось в сегодняшнем уроке…

Мне не понравилось в сегодняшнем уроке…

Отвечать на отдельном листке, анонимно

Вырывают листочек, отвечают на вопросы.

8. Модуль объяснения д/з

Основное задание: параграф 7: «Изучаем источник». Подготовка к тестированию по двум прошедшим темам.

Доп. Задание: Вообразите себя составителями РП и придумайте свои дополнительные статьи для РП // переложите современные законы на древнерусский манер.

Те, кто сегодня считает, что хорошо работал, подойдите за оценками

Записывают д/з в дневник.

Подходят за оценками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Русская Правда

Слайд 2

Утверждения До урока После Русская Правда – первый письменный свод русских законов в нашей истории Русская Правда была целиком составлена Ярославом Мудрым и ни разу не подвергалась правкам и дополнениям Русская Правда дошла до нас в своём первозданном виде Обычай «кровной мести» был характерен для Руси периода XI- начала XII веков Согласно Русской Правде, женщины не имели никаких прав Одним из способов доказать виновность или невиновность подсудимого было так называемое «испытание железом». Некоторые статьи Русской Правды действуют и применяются и поныне

Слайд 3

Русская правда – первый письменный свод русских законов

Слайд 4

Статьи пространной редакции Русской Правды Номера статьи Ст.1 . Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто [из них] не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он будет русин, или гридин , или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или словенин , то назначить за него 40 гривен. Ст. 2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод... отменили месть за убитого, заменив ее выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили. Комментарии (что означает своими словами) Ярослав Мудрый не решился отменять полностью обычай кровной мести, но вводил возможность откупиться за круглую сумму. А вот сыновья Ярослава Мудрого уже после его смерти, собравшись вместе и договорившись меж собой, официально отменили обычай кровной мести. Но на практике он еще довольно продолжительное время действовал.

Слайд 5

Номера статьи Ст. 18. Если на кого будет недоказанное обвинение в убийстве, то выставить 7 свидетелей, чтобы они отвели обвинение. Ст. 21 . Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом. Ст. 22 . Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом. Комментарии (что означает своими словами) Доказать невиновность было крайне сложно обычному свободному человеку. Одним из главных способов доказать чью-либо виновность или невиновность было так называемое испытание железом. Вас могли обвинить в краже чужого имущества или убийстве и вас же подвергнуть испытанию железом при отсутствии свидетелей/доказательств.

Слайд 6

Номера статьи Комментарии (что означает своими словами) Ст. 40. Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку. Ст. 16. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру [ штраф в 80 гривен ] платит та вервь, где найден убитый. При подозрении на воровство разрешалось убивать без суда и следствия Была установлена суровая коллективная ответственность за убийства княжеских приближенных.

Слайд 7

Номера статьи Ст. 29 . Если придет на [княжеский] двор человек окровавленный или избитый до синяков, то не искать ему свидетелей, а платить ему [виновному] штраф князю 3 гривны; если следов побоев нет, то привести ему свидетеля в соответствии со словами его показания; а кто начал драку, тому платить 60 кун, если даже и придет окровавленный [человек], но он сам начал, и придут свидетели, то за это ему платить, хотя его же и били. Ст. 67 . О бороде. А кто повредит бороду и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же свидетелей нет... то штрафа князю нет. Комментарии (что означает своими словами) Даже избиения подвергались судебному разбирательству. Если на лицо все признаки избиения, то суд чаще всего решался в пользу истца. При этом князь пытался выяснить кто был зачинщиком драки через свидетелей, и если зачинщиком по словам свидетелей был сам же избитый истец, то он и платил штраф. А вот с порчей бороды сложнее: если нет свидетелей, даже при наличии следов порчи бороды, то и суда нет.

Слайд 8

Номера статьи Ст. 7. Если [кто] свершит убийство без причины. [Если кто] свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление. Ст. 88. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же [убитый] будет виноват, то платить полвиры 20 гривен. Ст. 93 . Если после смерти мужа жена останется вдовой, то детям на нее выделить часть, а что ей завещал муж, тому она госпожа, а наследство мужа ей не следует. Ст. 95. Если в доме будет сестра, то ей [отцовского] наследства не брать, но братьям следует отдать ее замуж, как они смогут. Комментарии (что означает своими словами) Было прописано правовое положение женщины, но оно было не сильно высоким. Женщины практически не имели права на наследство, только на то, что ей завещал муж. Дочерям наследство не переходило при наличии сыновей, но при этом, чтобы она могла выжить, сыновья были обязаны как можно быстрее выдать её замуж.

Слайд 9

Номера статьи Ст. 69. Если кто украдет бобра, то 12 гривен штраф князю . Ст. 76. Если украдет рой пчел, то 3 гривны штрафа. Комментарии (что означает своими словами) ..................

Слайд 10

№1 . В годы правления князя Владимира Мономаха княжеский суд рассмотрел такие три дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара. Во втором, Огнищанин Савелий был убит, а затем обокраден ночью при загадочных обстоятельствах. Свидетелей нет, вервь явно не горит желанием искать убийцу и всеми силами откладывает этот вопрос . Третий – Смерд Сергей был убит другим смердом и семья Сергея, а конкретно его сын, убил убийцу своего отца.

Слайд 11

№2 . Сельский староста Василько обвинил в клевете своего давнего врага-односельчанина Владимира. Свидетелей клеветы не нашлось, Владимир вину отрицает.

Слайд 12

№3 Муж Марии, Агафон, убил без всякой причины представителя другой общины. Оцените последствия этого убийства для Марии и детей.

Слайд 13

№4 В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в краже коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.

Слайд 14

№5 Огнищанин Савелий был убит, а затем обокраден ночью при загадочных обстоятельствах. Свидетелей нет, вервь явно не горит желанием искать убийцу и всеми силами откладывают этот вопрос.

Слайд 15

№6 Смерд Агафон подал жалобу в княжеский суд на смерда Никифора. Смысл этой жалобы состоял в том, что осенью после уборки урожая смерд Никифор пахал свой участок собственной лошадью, в результате чего был уничтожен межевой знак и перепахана часть соседской земли.

Слайд 16

№7 Гончар Савва, придя на двор князя Изъяслава Мстиславовича с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Вавилой . В ходе судебного разбирательства видоки сказали, что зачинщиком драки был Савва. Какое решение должен вынести суд?

Слайд 17

Утверждения До урока После Русская Правда – первый письменный свод русских законов в нашей истории + Русская Правда была целиком составлена Ярославом Мудрым и ни разу не подвергалась правкам и дополнениям - Русская Правда дошла до нас в своём первозданном виде - Обычай «кровной мести» был характерен для Руси периода XI- начала XII веков + Согласно Русской Правде, женщины не имели никаких прав - Одним из способов доказать виновность или невиновность подсудимого было так называемое «испытание железом». + Су д над свободными людьми находился в руках духовенства - Некоторые статьи Русской Правды действуют и применяются и поныне -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Вопрос о правде в драме М. Горького "На дне""

Урок с применением диалоговых технологий....

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Презентации интегрированных к уроков курса географии и химии в 8 -9 классах и презентация урока курса Экономическая и социальная геограия мира

Размещенные материалы являются примерами интегрированных уроков по географии и химии. На современном эпате этот тип уроков позволяет решить ряд актуальных проблем современного обученияИнтегрированный ...

Техкарта и презентация к уроку "Имя существительное" в 5 классе

Материал содержит полную техкарту и презентацию к открытому уроку в 5 классе "Имя существительное как часть речи"....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

конспект урок-проект "Вся правда о пищевых добавках"

      Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для технологических целей, то есть для придания им зада...