Технологическая карта
материал по истории (5 класс)

Усов Николай Иванович

Технолдогическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет история

Класс 5

Тема урока Земельный закон братьев Гракхов

Тип урока изучение нового

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формирование        осознанного,        уважительного        отношения к        истории        народов        мира;        формирование устойчивого познавательного интереса к истории, морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности; Предметные: рассказывать об исторических событиях, раскрывать причины разорения крестьян в Риме и его последствия, характеризовать основные положения реформы и ее значение.

Метапредметные: развитие формально-логических мыслительных структур у учащихся; формирование устойчивой внутренней мотивации на достижение успеха в познавательной деятельности; развитие умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); формировать умение работать индивидуально и в группе; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Техники и технологии Гуманитарные технологии: технология критического мышления, технология смыслового чтения

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2016. Раздаточный материал:

   -оценочные листы для проведения рефлексии.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оцениван ия

Личност

ные:

Регуля

тивные:

Коммуни

кативные

Познава

тельные:

Организац ионный (1-

2 мин.)

Тема урока «Земельный закон братьев Гракхов»

Как Вы думаете каковы цели и задачи сегодняшнего урока?»

Дети настраиваются на работу, организуют своё рабочее место, проявляют эмоциональную

отзывчивость на слова учителя

смыслоо бразован ие

познавате льная

аргумент ация своего мнения и позиции в коммуни кации

выдвиже ние гипотез и их обоснова ние

Словес- ная моти- вация оценива- ния (мо- лодец, пра- вильно, умница)

Постанов- ка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятель- ности учащихся (3-4

минуты)

Объявляются цели и задачи урока. В обсуждении составляется план изучения темы урока.

- Подумайте и ответьте в конце урока, почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал?

Учащиеся выдвигаю свои гипотезы, Дети отвечают на вопросы, составляют план изучения новой темы.

Смысло- образо- вание

Форми- рование устойчи- вого поз- наватель- ного ин- тереса к истории, познава- тельная инициа- тива

Выраже- ние своих мыслей с достаточ- ной пол- нотой и точно- стью; аргумен- тация сво- его мне- ния и по- зиции в

коммуни- кации

анализ, синтез, срав- нение, обобще- ние, структур ирование знаний; выдви- жение гипотез и их обос- нование

Мотива- ционное, словесное оценива- ние

Первичное усвоение новых

После того, как римляне установили свою власть в средиземноморье, в самом государстве вспыхнула

Смысло- образова ние,нрав-

волевая саморе- гуляция,

Выраже- ние своих мыслей с

анализ, синтез, сравне-

Взаимо- оценива- ние, сло-

знаний

вражда между различными группами населения. В Риме началась эпоха гражданских войн. Их первой жертвой стал Тиберий Гракх, выступавший в защиту земледельцев Италии.

  • Причины разорения земледельцев давайте попытаемся установить из фактов:
  • Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки.
  • Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.

- Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был

Учащиеся определяют и называют причины разорения земледельцев.

Учащиеся работают с картой.

ственно- этическое оценива- ние усва- иваемого содержа- ния

познава- тельная инициа- тива

доста- точной полнотой и точ- ностью

ние,обоб- щение, аналогия, класси- фикация, выдви- жение ги- потез и их обос- нование, поиск не- обходи- мой ин- форма- ции, осо- знанное и произ- вольное построе- ние ре- чевого высказы- вания, построе- ние логи- ческой цепи рассуж- дений, доказа- тельство

весное оценива- ние учи- телем

дешёвле, поэтому крестьяне разорялись.

  • Каковы же причины разорения крестьян?
  • Давайте немного познакомимся с биографией Гракха.
  • Проезжая однажды по Италии, он был поражён тем, что нигде не видел свободных земледельцев: пахари и пастухи - рабы. Он понимал, что скопление массы невольников опасно. К тому же разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. На сходах он произносил такую речь: « Даже дикие звери имеют норы и логова,

а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»

  • Тиберия выбрали трибуном. И он приступил к разработке земельного закона.
  • Возвратясь в Рим, он добился избрания в трибуны (134) и предложил закон (lex agraria), по которому определялась высшая норма владения общественной землёй (ager publicus) — именно, 500 югеров на человека (югер = 1/4

десятины), а если у владельца есть

Учащиеся отвечают на вопросы. Сообщение учащегося.

Один учащийся дает определение понятию «трибун».

сыновья, то на долю каждого ещё по 250 югеров — впрочем, не более 1000 югеров на семью.

Образовавшиеся вследствие этого правила отрезки от существовавших до того времени крупных владений должны были поступить в казну для раздачи участками по 30 югер. безземельным гражданам на условиях наследственной аренды.

Участки должны были считаться неотчуждаемыми (отличие от Лициниевых закон.); получавшие их обязаны были возделывать их и платить в казну умеренный оброк.

Этот закон, наносивший удар крупному аристократическому землевладению, находил деятельную поддержку только в тесном кругу друзей и родственников Тиберия Гракха и вызвал ожесточённое противодействие со стороны большинства сенатской аристократии. Мягкий по природе Тиберий поневоле должен был прибегнуть к революционному способу действий. Борьба началась с того, что один из товарищей Тиберия по трибунату, Марк Октавий, наложил своё вето на

закон. Тогда Гракх нарушил неприкосновенность трибунской

власти, задав народу вопрос: «может ли оставаться трибуном тот, кто идёт против интересов народа?» Голосование решило вопрос против Октавия, и он силой был сведён со скамьи трибунов. Теперь закон прошёл, и назначена была комиссия для его осуществления: в комиссию вошли сам Гракх, его брат Гай и тесть Аппий Клавдий. Опасаясь мщения со стороны врагов, Тиберий стал ходить по улицам в сопровождении многочисленной вооружённой толпы телохранителей.

Особенно он боялся наступления нового года, когда кончится его трибунат, а вместе с тем и гарантия неприкосновенности. Поэтому он вопреки закону (нельзя было два года подряд занимать одну и ту же должность) выставил свою кандидатуру на выборах в трибуны 133 до н. э.

- В Сенате Тиберий не нашёл поддержки, так как сенаторы уговорили другого народного трибуна, Октавия, сорвать замысел Тиберия. Октавий

использовал право вето и запретил голосовать за этот закон. Но Тиберий

обратился со словами к Собранию

Работа по учебнику:

Стр. 245 – « Гай Гракх продолжает дело брата

- На случай, если бы аристократия стала противодействовать его избранию, в день выборов им была приготовлена вооружённая сила. В сенате, собравшемся по соседству с местом народного собрания, стали раздаваться голоса, требовавшие немедленной казни бунтовщика и нарушителя вековых установлений. В то же время в народном собрании послышался треск от случайно сломавшихся скамей. Сенаторы приняли этот треск за начало возмущения и, схватив в руки первые попавшиеся тяжёлые предметы, выбежали на площадь. Народ расступился; толпа сенаторов прямо направилась к трибуну. Среди происшедшего шума Гракх не мог говорить и рукой показал на свою голову в знак того, что ему угрожает опасность. Этот жест тотчас же объяснили, как требование царской диадемы, и народ (не сельское население, а городской пролетариат, не заинтересованный в судьбе Гракхова закона) совершенно отступился от трибуна. Тиберий Гракх пытался бежать, но оступился и был убит.

Согласно Веллею Патеркулу, когда Гракх «cбегал по склону Капитолия,

его настиг обломок скамьи»[2]. В тот же день убито 300 приверженцев Тиберия, а затем

начались уголовные преследования, хотя аграрный закон отменён не был и комиссия продолжала действовать; место убитого в ней занял тесть Гая Гракха, Публий Красс Муциан, а по смерти последнего и Аппия Клавдия их заменили Марк Фульвий Флакк и Гай Папирий Карбон. Комиссия работала успешно и в течение 5 лет довела количество крестьян- землевладельцев с 300000 до 400000. Судьба Тиберия Гракха обнаружила косность римской аристократии и неспособность её к своевременному удовлетворению нарождающихся потребностей.

Друзья народного дела и сторонники коренных реформ убедились, что для успеха их начинаний необходимо прежде всего ослабить в политическом строе преобладание аристократии. Горячим деятелем в этом направлении явился младший брат Тиберия Гракха, Гай Гракх. Через 10 лет народным трибуном был избран Гай Гракх. Он учел печальный опыт

старшего брата. Предложив новые земельные преобразования, Гай

постарался учесть не только интересы крестьян. Он попытался опереться и на всадников, землевладельцев, которые не участвовали в управлении государством, а также на низшие слои народа.

Гай провел судебную реформу в пользу всадников. Всадники с 3 века до н. э. превратились во второе после сенаторов сословие. Всадники владели крупными земельными наделами, имели высокий имущественный ценз. Политическое влияние всадников в римском обществе было намного слабее, чем влияние патрициев. В результате преобразований Гая Гракха всадники стали руководить судами, разбиравшими дела о вымогательстве в провинциях. Это давало им большую власть над наместниками провинций, открывало путь к их обогащению.

Римским беднякам, согласно одному из законов Гая Гракха, хлеб должен был продаваться государством по самым низким ценам.

Главным же направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии. Таким образом часть крестьянства, покинув родину,

могла получить землю и улучшить свое положение. В эти колонии предполагалось также послать "наилучших граждан" для организации строительства и жизни поселенцев. В пылу преобразовании Гай Гракх презрел религиозное проклятие, тяготевшее над землей города Карфаген. Он замыслил организовать там большую римскую колонию.

Сенат с тревогой наблюдал за чрезмерно активной, как ему казалось, деятельностью народного трибуна. Был поставлен вопрос о незаконности основания колонии на месте Карфагена. Сенат сделал ставку на другого народного трибуна, соперничавшего с Гаем Гракхом, На каждое предложение Гракха тут же поступало предложение его противника, доводившее идеи Гракха до абсурда. Если Гай Гракх предлагал основать одну колонию, его противник говорил об основании 12 колоний.

Авторитет Гая Гракха падал, и в третий раз он не был избран народным трибуном.Сторонники Гая Гракха организовывали вооруженные отряды. Сенаторы стали подозревать их в покушении на законную власть. Тем не менее

некоторые из законов Гая Гракха были предложены для утверждения народному собранию.

Римские историки рассказывают, что весь Рим собрался в тот день на Капитолии. На оскорбление, последовавшее от посланца консула, сторонники Гая Гракха ответили самым решительным образом.

Посланец был заколот. Сенат, узнав об этом, объявил: "Отечество в опасности" Сенаторы и изменившие Гаю Гракху всадники вооружились. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентине. С Капитолия на них двинулись вооруженные отряды. В рядах плебеев началась паника. 3 тысячи сторонников Гая Гракха были убиты. Сам Гай вынужден был приказать рабу убить себя. Его голова была доставлена в сенат, что вызвало ликование у сенаторов.

Реформы братьев Гракхов потерпели поражение. Обнищание римского крестьянства продолжалось.

В начале своей деятельности Гай Гракх сказал: "Я бросаю ножи на форум, чтобы римские граждане перерезали ими друг друга". Это страшное пожелание Гая Гракха сбылось. После его гибели

непрочный мир в Риме был восстановлен ненадолго.

Противоречия не угасли. Вскоре они вспыхнули с новой силой.

Римский народ, словно очнувшись, снова воздал почести братьям Гракхам. В общественных местах были установлены их изображения, освящены места их гибели. Сюда люди приносили жертвы, здесь молились. Особым почетом была вознаграждена мать Гракхов Корнелия. Хоть и трагическим образом, но исполнилась ее мечта. Корнелию стали называть матерью

славных героев Гракхов.

Первичная проверка понимания

Выполни задания в рабочей тетради.

Выполняют задания в рабочей тетраде.

Следова- ние в поведе- нии мораль- ным нормам и этичес- ким требова- ниям

контроль, коррек- ция, оценка, волевая саморегу- ляция в ситуации затрудне- ния

Адекват- ное ис- пользова- ние рече- вых средств для ре- шения коммуни- кацион- ных за- дач, фор- мулирова ние и ар- гумента-

ция сво- его мне-

Доказа- тельство, осознан- ное и произ- вольное построе- ние ре- чевого высказы- вания, исполь- зование знаково- символи-

ческих средств,

Отметка учителя

ния и по- зиции в коммуни- кации

установ- ление причинно

- следст- венных связей

Итоги урока.

Рефлексия

  • Какие задачи мы ставили себе в начале урока?
  • Каковы результаты нашей работы?

-Что узнали на уроке нового?

-Что понравилось на уроке?

  • С        какими        трудностями        вы столкнулись?

Выставление        и        комментирование оценок

Дети отвечают на вопросы,

анализируют результаты работы на уроке, высказывают личное отношение к изученной теме

Самоо- ценка на основе критерия успеш- ности, адекват- ное понима- ние причин успеха / неуспеха в учебной деятель-

ности

Выраже- ние своих мыслей с доста- точной полнотой и точ- ностью

Рефлек- сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и резуль- татов деятель- ности

Оценив- ание, отметка за урок

Д/З

Параграф 50

Дети записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...