Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.
статья по истории

Шувалова Марина Николаевна

Статья о важности диалога в процессе формирования личности школьников, а также их гражданской идентичности. Чтобы научить ребенка говорить, сначала необходимо заставить его мыслить. И без диалога здесь не обойтись. Диалог же возникнет тогда, когда материал  интересен ученику и  содержит проблему, при обсуждении которой возникает необходимость высказать свое мнение. Содержание курса "Истории" и "Обществознания" способствует формированию таких важных качеств личности как гражданственность и патриотизм, что в конечном итоге должно привести к становлению гражданской идентичности личности - осознанию себя сопричастным к своей нации, своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_istoricheskogo_soznaniya.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.

Шувалова Марина Николаевна,

учитель истории  и обществознания ,

 заместитель директора по УВР

 МБОУ «СОШ №11»

 г. Алексина Тульской области.

В.О.Ключевский много лет назад произнес свою сакраментальную фразу «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Подтекст этой фразы очень глубок. Великий историк предостерегает нас от возможного  повторения одних и тех же ошибок при отсутствии глубокого анализа предыдущих, говорит о необходимости ответственного осмысленного отношения к историческому процессу, его событиям и явлениям.

Осмысление исторического процесса и составляет содержание исторического сознания, т.е. историческое сознание – это совокупность представлений общества  о своем прошлом и прошлом всего человечества, осмысление прошлого в  его связи с настоящим и будущим. 

Учитель истории –это не просто профессия- это миссия, основной целью которой является формирование исторического сознания подрастающего поколения, воспитания привычки осознанного отношения к своему историческому прошлому,  настоящему и будущему, а значит – воспитание гражданской ответственности. Поэтому сегодня мы должны попасть в русло государственных проблем, о которых в своем ежегодном послании Федеральному Собранию говорил  Президент Российской Федерации В.В.Путин , обращая внимание на  необходимость повышения доли социальной ответственности  у каждого гражданина для решения общих проблем:

 «Перед нами стоят масштабные задачи. Мы идем к их решению системно и последовательно, выстраивая такую модель социального, экономического развития, которая позволит обеспечить наилучшие условия для самореализации человека, а значит, дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира, сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности на многовековых традициях, на культуре наших народов, ценностях и наших традициях. Добиться поставленных целей мы сможем, разумеется, только объединяя усилия, только вместе, при сплоченности общества, готовности всех нас, всех граждан России достигать успехов в конкретных делах.»

А проблемы у нас, учителей, у всех одинаковые. Мы видим как информационное общество вытесняет привычные для нас ценности, на смену которым приходят новые , для нас непривычные. Общество потребления постепенно вытесняет  из нашей жизни физический труд, индустрия развлечения снижает учебную мотивацию наших детей. Сегодня им проще написать короткое сообщение в телефоне, чем поговорить, глядя прямо в глаза друг другу. Если признаком яркой индивидуальности ранее были достижения в работе, в труде, учебе, то сегодня мы видим разрисованные руки и пирсинги на любых частях тела, которые выделяют человека из толпы. Да, непривычно. Но это всего лишь форма, за которой скрывается главное- содержание, и это содержание мы должны раскрыть, помочь осмыслить происходящее вокруг, вспомнить свое прошлое, научить смотреть в будущее, делать выбор и нести за него ответственность.

 Стремительно меняется время, меняются ценности, меняется мировоззрение, меняются дети, но должны измениться и мы.  Мы должны научиться понимать новое поколение. И ответственность за этот процесс в большей степени лежит на нас. Взрослых людях.

         Я уверена, что диалог может вывести нас на понимание. Тем более, что к этому призывают нас и Новые Федеральные стандарты и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  гражданина России.

При всех различиях, продиктованных временем у нас есть общее - это наша историческая генетическая память , наша российская идентичность. По мнению Д.В.Григорьева:

«Гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином.»

 Григорьев Д. В. «Формирование гражданской идентичности современного школьника»

Моя роль как заместителя директора по учебно-воспитательной работе заключается в повышении качества методической работы и качества образования в целом. Основной структурной единицей образовательного процесса является урок, на котором решаются  не только учебные, но и  воспитательные задачи. И здесь важна позиция педагога как воспитателя, который умело подведет ребят к осмыслению, заставит задуматься, сравнить и сделать вывод. Анализируя результативность урока я всегда руководствуюсь наработками кандидата педагогических наук , нашего научного руководителя. А.И.Григорьвой, :

 «Важно определить и выстроить такую систему , которая обеспечивает соответствующий результат развития педагога как воспитателя…. Сегодня явно недостаточно, чтобы педагог выполнял только свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль. Необходима позиция педагога как воспитателя»

Кандидат педагогических наук, профессор  А.И.Григорьева

Я убеждена, чтобы заставить ребенка говорить, нужно заставить его мыслить. Гораздо быстрее ребенок начинает мыслить тогда, когда появляется проблема – сложный вопрос, требующий решения, а в  поисках истины возникает дискуссия.

Технологии проблемно –ценностного общения используются нашими учителями как на уроке так  и вне его .

К таким технологиям относятся технологии проблемно-ценностного общения.

  1. Этическая беседа
  2. Дискуссия
  3. Дебаты
  4. Мировоззренческое кино

Основу данных технологий составляет диалог, который чаще всего используют учителя литературы и истории. Уже в начальной школе педагоги стараются использовать технологии проблемно-ценностного общения, организуя работу в группах по поиску информации, учат детей проводить исследование и доносить до своих одноклассников, заставляя проникаться  важностью информации при изучении  родного края.

На уроках  истории, используя  метод историзма, мы имеем  возможность вести диалог о прошлом, а значит, диалог со временем. Это и есть та уникальная возможность осознания исторических процессов и явлений, и своей идентичности.

Извечная российская проблема - отношение власти и народа стала поводом для проведении дискуссии на уроке истории в 7 классе по теме «Итоги правления Ивана Грозного».

Учащиеся доказывали разные точки зрения, определив самостоятельно проблему: кто он Иван 4? Царь –реформатор или злодей? Очень важно, что в конце дискуссии был перекинут мостик в сегодняшнее время.  И ребята сделали самостоятельный вывод, что наиболее оптимальным политическим режимом является демократия, когда источником власти является народ, а не один человек.

Проблема демократии была затронута и на уроке обществознания в 11 классе «Демократия по- европейски и демократия по – русски. Есть ли различия?»  Самым ценным считаю тот факт, что учащиеся изучили много дополнительного материала и, используя свой личный, небольшой опыт, старались доказать свою точку зрения в диалоге. Самым ценным считаю подготовку к таким урокам. Вместе с ребятами мы составляем план дискуссии, собираем дополнительный материал, просматриваем новостные передачи. Это и работа учителя над собой, так как могут возникнуть вопросы, требующие специальных знаний.

Работая над заявленной темой , я , как руководитель, увидела вызов- мы недостаточно прорабатываем данную проблему с учителями. Чаще на уроках звучит монолог (хотя и без этого не обойтись), а еще чаще – односложные ответы. Не каждый педагог может организовать практикоориентированный мировоззренческий диалог, который бы способствовал развитию личности ребенка, становлению его исторического сознания. Время требует иных подходов и форм организации образовательного процесса. Диалогизированное обучение – это возможность  трансформации индивида в личность, это опыт осознанной работы над собой, это способ формирования социальной ответственности и гражданской идентичности.

Насколько успешно это получается у нас, мы увидим тогда, когда в недалеком будущем наши ученики выйдут во взрослую жизнь уже со своим ценностным миром и начнут свой диалог со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Статья  посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социа...

Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.          Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становл...

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие учащихся в формировании общегражданской российской идентичности

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Поэтому среди целей исторического и обществоведческого образования в Фед...

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и  музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...