Мастер-класс по теме «Духовное наследие России в формирование основ исторического сознания и его роль в воспитании будущих граждан Отечества», посвящённый 1000 - летию со дня преставления Святого Князя Владимира.
методическая разработка ( класс) на тему

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Слайд 2

Мастер-класс по теме

«Духовное наследие  России в  формирование  основ  исторического  сознания и его роль  в  воспитании  будущих  граждан Отечества»,

посвящённый  1000 - летию  со дня преставления  Святого  Князя  Владимира.

«Год святого князя Владимира должен способствовать

 развитию образовательного потенциала россиян,

 духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи».

Святейший Патриарх Кирилл 

    Приоритетной задачей сегодня  является знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.  

    Дети  должны  знать  об историческом значении личности князя Владимира  для  Российского государства   и значение  крещения  Руси,  должны хранить память о прошлом, чтить традиции и великие дела наших предков.

Слайд 3

 Как  же доступно  рассказать  детям  4 -ого  класса,  о столь  значимой  личности в  истории  России,  как князь Владимир.   Какие методы и приёмы  работы  на  уроках  будут  эффективны и мотивировать  детей  на дальнейшее  изучение  истории.

Слайд 4

В начале урока я  использую  эмоционально-психологический настрой  

(Звуковое оформление, чтение литературного отрывка.)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

Государство Русь.

Слайд 5

 Я  считаю, что наиболее  эффективной  на уроках в 4 классе  является игровая технология.

Например, Игры–путешествия. В них ученики путешествуют во времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам.

 Игра  - путешествие может занимать небольшое время, часть урока – для изучения нового и закрепления пройденного материала, для поддержания интереса урока, преодоления трудностей в изучении. Игра может иметь долговременный характер, когда на протяжении нескольких уроков дети играют в игру, итог которой является закрепление всего изученного материала.

Уч-ль: Игра-путешествие «  К князю  Владимиру»

 Мы  отправимся путешествовать в прошлое нашего Отечества – в X век. Пройдемся по древнему Киеву и расспросим жителей об их правителе. Вот что мы можем услышать.

Слайд 8

Ученик 1:

 Только что нашим правителем стал князь Владимир. Он третий сын князя Святослава и внук нашей мудрой княгини Ольги. Наш князь Владимир - умелый воин и мудрый правитель, он пользуется любовью и уважением народа. Князь Владимир очень почитает наших богов, совершает им жертвоприношения. Любит наш князь повеселиться на пирах.

Ученик 2:

Князь Владимир бывает очень жесток и коварен, не щадит своих врагов. Он язычник – поклоняется бездушным идолам, и даже проливает человеческую кровь, в том числе и христианскую в угоду им. Чтобы угодить своей дружине, устраивает частые пиры, отвлекаясь от государственных дел.

Уч-ль Какие  разные  высказывание  и  всё  об одном  человеке. А почему  так? Давайте разберёмся.?

Слайд 9

Уч-ль: Скажите, какие из слов принадлежат язычнику, а какие христианину?

Ученики отвечают, что первые слова – это слова язычника, а вторые - христианина.

Уч-ль: Заглянем в  княжеские  покои.

Сидит  невесел  князь.  Все сильнее мучает его совесть о содеянных злодеяниях. Задумался  он  об истинной вере.

Здесь  можно  использовать метод  игры- драматизации, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом, например: «В кельи у старца», «Паломники» и др.

Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако нужно помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование  и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Сценка: Как князь Владимир выбирал веру для Руси.  

Гусляр  Отправил послов, Владимир-князь, в земли  далёкие в  земли  чужие.

 Пускай  ищут вразумленья. Ой, не близок путь послов к тайнам благодати, не чужих послушать слов – Веры испытати.

 1-й посол   Владимир - князь! Немало мы прошли чужих земель, но краше  греческой страны не встретили досель. А  в  мусульманстве бог  - Аллах, единый Бог для верных, но веру их спрягает страх, а страх - учитель скверный.

 2- посол Католик верует в Христа, но в службе нет величия…

 3 - посол. А у Христа: у всех любовь, и милость всем без меры. Мы повторяем вновь и вновь: Проси у греков веры!

 Разносится там ангельское пенье,

Торжественно идут богослуженья,

Сияет золотом иконостас,

И праведники молятся о нас!

 Владимир Теперь свидетельствую верно: Что этот Бог добрее всех. Пусть Бог меня благословит, Пусть Русь мою крестят скорей!

 Где  были  жертв  курганы- Пусть вознесутся  храмы!

 Гусляр Поселенья и курганы оставляя в стороне, Чуть качаясь истуканы, по речной плывут волне. А в столице, первой, русской, рано–рано поутру, Шёл народ широким спуском на крещение к Днепру.

Слайд 6

Для учеников начальных классов очень важна наглядность. Презентация не только обеспечит зрительный ряд, но и поможет ребятам сконцентрироваться на основных теоретических положениях урока. Работая с иллюстративным материалом, я использую следующие приемы:

1.Узнавание персонажей, вещей

- кто это?

- покажи, где кто или что?

2. Соотнесение фраз текста с иллюстрациями

- найди  в тексте слова  к иллюстрации

- найди иллюстрацию к словам

3. Оценка ребенком нарисованных предметов

- почему тебе нравится/не нравится?

4. Сопоставление своего видения текста с видением художника

5. Прием «Шагни в картину/иллюстрацию»

- что видишь?

-что слышишь?

-что чувствуешь?

-кто рядом?

         -какое у тебя настроение?

Например, для закрепления  нашего  с  вами  пройденного материала  давайте вместе шагнём в картину В.М. Васнецова «Крещение Руси».

На полотне изображена известная сцена 988 года. В центре картины – Владимир Святославович, он же Владимир Красное Солнышко.

Владимир одет в красивую праздничную одежду. От обилия золотой вышивки солнечный свет, ниспадающий с небес, отражается от его одежд. Создается впечатление, что князь излучает свет.

Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к небу, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа.

Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего.

На небесах над облаками видны образы ангелов. С небес они наблюдают за тем, что происходит на земле. С разверзшихся небес исходит божественный свет.

Князя окружает множество людей. Наиболее близко к Владимиру Святославовичу стоят религиозные служители. Они изображены художником в белых одеждах. Служители духовенства помогают князю в таинстве крещения. Один из служителей держит икону Божией Матери, еще один держит большой деревянный крест как символ распятия Иисуса Христа.

В контрасте с великолепием центрального плана картины выступают изображения крестьян. Полуголые, измученные они опускаются в священные воды реки, а обряд крещения проводит пожилой священник.

На заднем плане – сотни тысяч лиц. Все они пришли для того, чтобы предстать перед Господом и принять новую веру. Они боятся этого таинства, и вместе с тем стремятся к Божией благодати.

Слайд 7

Слайд 10

Так как  я  по  образованию  психолог, то очень  часто на своих уроках, применяю игровые, тренинговые  приёмы.

 Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.  

Пример:

После крещения князь Владимир, по словам летописца, сильно изменился. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным. Он не хотел казнить даже разбойников. Даже склонность к войне у Владимира ослабела. Открыл школы для  детей, заботился о том, чтобы никто не голодал, стал Владимир милосердным.

На  примере  исторического  персонажа уместно предложить следующее,  ребята на маленьких листочках пишут свои «плохие качества», от которых хотели бы избавиться.

 Затем учитель собирает листочки и сжигает, при этом мы  размышляем: наше зло сгорело и превратилось в добро, потому что зола  - это удобрение. Вместе с ребятами садим какое-нибудь растение, например, фасоль, поливаем и обязательно отдаем в класс, чтобы дети ухаживали за ним и наблюдали, как прорастает добро.

 Заранее на урок приносится  цветочный горшочек с землей. Зола добавляется в землю и перемешивается.

Слайд 11

Методические принципы которыми необходимо руководствоваться на уроках ОРКСЭ.

Максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках.

Учет индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся,

Доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках.

Простота и «прозрачность» освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлеченно - философские.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языках.

Начиная работу, желательно составить для себя «карту» понятий и терминов, разделив их на сквозные и специальные.

Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".

Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....

Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....