Рабочая программа по истории. 6 класс
творческая работа учащихся по истории (6 класс)

Зиновьева Татьяна Владимировна

Рабочая программа к учебникам:

  • История России 6 класс. учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / [М.Н.. Арсентьев, А.А. Данилов] ; под ред. А.В. Торкунова. - 5-е изд., перераб.  – М.: Просвещение, 2019.-128 c.
  • Всеобщая история. История средних веков.  6  класс. учебник для общеобразовательных организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской ; под ред. А.А. Сванидзе.-  9-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.-287 с.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_6_klass.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету история  составлена в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования с изменениями, внесенными приказом

Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577    

  • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101», утверждённой приказом №95/1-О от «18» сентября 2020
  • История России. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников «История России». 6-10 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Данилов, О.Н. Журавлева, Е.И. Барыкина. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 128 с.                           Всеобщая история. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников А. А. Вигасина- О.С. Сороко- Цюпы 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г.И. Годер. — 3-е изд. дораб.— М.: Просвещение, 2016. — 144 с.

Учебно-методическое обеспечение:

  • История России 6 класс. учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / [М.Н.. Арсентьев, А.А. Данилов] ; под ред. А.В. Торкунова. - 5-е изд., перераб.  – М.: Просвещение, 2019.-128 c.
  • Всеобщая история. История средних веков.  6  класс. учебник для общеобразовательных организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской ; под ред. А.А. Сванидзе.-  9-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.-287 с.

            Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

            Год обучения: второй

                                     

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа  обеспечивает формирование личностных,  метапредметных, предметных результатов.

Личностные   результаты:

  • первичная социальная  и  культурная  идентичность на основе усвоения  системы исторических понятий и представ- лений о прошлом  Отечества (период до XV  в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес  к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения,  её аргументация в соответствии  с возрастными возможностями;
  •  проявление   эмпатии   как  понимания чувств   других людей  и  сопереживания им;
  •  уважительное отношение  к прошлому, к культурному и  историческому наследию  через понимание исторической обусловленности   и  мотивации  поступков  людей  предшествующих эпох;
  • навыки  осмысления   социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  •  уважение   к народам  России  и  мира  и  принятие их культурного  многообразия, понимание важной роли  взаимодействия  народов  в  процессе  формирования   древнерусской  народности;
  • следование этическим нормам и правилам  ведения диалога  в  соответствии  с  возрастными возможностями,  формирование  коммуникативной  компетентности;
  •  обсуждение  и оценивание  своих  достижений, а также достижений других  обучающихся под  руководством   педа- гога;
  •  расширение   опыта   конструктивного  взаимодействия в  социальном  общении.
  • Метапредметные результаты изучения истории  включают  следующие  умения  и  навыки:
  • формулировать   при   поддержке  учителя    новые   для себя задачи  в учёбе и  познавательной  деятельности;
  • планировать  при  поддержке учителя  пути  достижения образовательных  целей;
  • соотносить  свои действия  с планируемыми результата- ми,  осуществлять  контроль своей деятельности  в процессе достижения результата,  оценивать  правильность   решения учебной  задачи;
  • работать   с   учебной    и   внешкольной   информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную  информацию,  обобщать  факты,   состав- лять  план,  тезисы,  конспект и  т. д.);
  • собирать  и  фиксировать информацию, выделяя  главную  и второстепенную, критически  оценивать  её достоверность  (при  помощи  педагога);
  • использовать  современные  источники  информации — материалы  на электронных носителях: находить  информацию  в индивидуальной информационной среде, среде образовательного  учреждения, федеральных хранилищах образовательных  информационных ресурсов и контролируемом Интернете  под руководством  педагога;
  • привлекать ранее  изученный материал  при  решении познавательных задач;
  • определять понятия,  устанавливать аналогии, классифицировать  явления, с помощью  учителя   выбирать  основания  и  критерии для  классификации и  обобщения;
  • логически строить  рассуждение, выстраивать  ответ в соответствии  с заданием,  целью  (сжато, полно,  выборочно);
  • применять начальные  исследовательские  умения  при решении  поисковых  задач;
  •  решать  творческие   задачи,   представлять   результаты своей  деятельности  в  форме устного   сообщения,   участия в  дискуссии, беседы, презентации и  др.,  а также в  виде письменных  работ;
  • использовать  ИКТ-технологии для  обработки,  передачи,  систематизации и  презентации информации;
  • планировать  этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении  задания и контролировать качество  выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество  и  совместную деятельность  с учителем  и  сверстниками, работать  индивидуально  и  в группе;
  • определять  свою  роль  в  учебной  группе, вклад  всех участников в общий  результат.

Предметные результаты изучения истории  включают:

  • определение исторических процессов,  событий  во времени,    применение    основных    хронологических   понятий и  терминов  (эра,  тысячелетие,  век);
  • установление  синхронистических связей  истории   Руси и  стран  Европы  и  Азии;
  • составление и анализ  генеалогических схем и таблиц;
  •  определение  и  использование   исторических  понятий и  терминов;
  •  овладение элементарными представлениями о закономерностях   развития человеческого   общества  с  древности, начале исторического пути  России  и  судьбах  народов,  населяющих её территорию;
  • использование  знаний   о территории и  границах,  географических особенностях,  месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  •  использование   сведений  из  исторической карты  как источника  информации о  расселении  человеческих  общностей  в эпоху  первобытности, расположении древних  народов и  государств,  местах  важнейших  событий;
  •  изложение  информации  о  расселении   человеческих общностей  в эпоху  первобытности, расположении древних государств,  местах  важнейших  событий;
  •  описание  условий  существования, основных   занятий, образа жизни людей  в  древности,  памятников культуры, событий  древней  истории;
  • понимание  взаимосвязи   между   природными  и  социальными  явлениями, их  влияния на жизнь  человека;
  • высказывание  суждений   о   значении    исторического и  культурного наследия  восточных славян  и  их  соседей;
  • описание  характерных,  существенных черт  форм до- государственного  и  государственного  устройства   древних общностей,  положения основных  групп общества,  религиозных  верований  людей;
  • поиск в источниках  различного типа  и  вида  (в материальных памятниках  древности,  отрывках исторических текстов)  информации о событиях  и  явлениях прошлого;
  •  анализ    информации,    содержащейся     в    летописях (фрагменты   «Повести   временных   лет»  и  др.),   правовых документах (Русская Правда,  Судебники 1497  и  1550  гг.
  • и  др.),   публицистических  произведениях, записках  иностранцев  и  других источниках по истории  Древней  и  Московской Руси;
  •  использование   приёмов  исторического анализа  (сопоставление  и обобщение фактов,  раскрытие причинно-следственных связей,  целей и результатов  деятельности  людей и  др.);
  •  понимание важности для  достоверного  изучения прошлого   комплекса  исторических  источников,  специфики учебно-познавательной работы с источниками  древнейшего периода  развития  человечества;
  •  оценивание  поступков,  человеческих качеств  на основе  осмысления   деятельности   Владимира   I Святославича, Ярослава  Мудрого,  Владимира   II Мономаха,  Андрея   Боголюбского, Александра  Невского, Ивана  Калиты,  Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана  III и др.  исходя из  гуманистических  ценностных ориентаций, установок;
  •  умение  различать  достоверную  и  вымышленную (ми- фологическую,  легендарную)   информацию   в  источниках и  их  комментирование (при  помощи  учителя);
  • сопоставление  (при  помощи  учителя)   различных версий  и оценок  исторических событий  и личностей  с опорой на конкретные примеры;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам  прошлого;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности,  представление её результатов как по периоду в целом, так  и по отдельным тематическим блокам (Древняя  Русь; политическая раздробленность;  возвышение  Московского княжества;  Русское  государство в конце  XV  — начале XVI в.);
  • поиск и оформление материалов древней истории  своего края, региона,  применение  краеведческих знаний  при составлении  описаний исторических и культурных памятников на территории современной  России;
  • приобретение  опыта  историко-культурного,  историко-антропологического, цивилизационного подходов  к оценке социальных явлений;
  • личностное  осмысление социального, духовного, нравственного  опыта  периода  Древней  и  Московской Руси;
  • уважение   к древнерусской культуре  и  культуре  других   народов,  понимание культурного  многообразия   народов Евразии  в изучаемый период.

Ученик научится:

  • локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
  • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 ч)

Введение. Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. По каким источникам ученые изучают историю средних веков. Этапы развития эпохи Средневековья 1 ч.

Становление средневековой Европы.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. ФранкиСкладывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Монастыри как центры формирования новой культуры. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли. Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских – Папской области.

Византийская империя и славяне в VI - XIIIвв.

 Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Арабы в VI - XI вв.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община. В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Католическая церковь в XI - XIIIвв. Крестовые походы Могущество католической церкви.  Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах

Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.  Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Культура Западной Европы в XI - XV вв.

Образование и философия. Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.

Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Культура Раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Итоговое повторение.

ИСТОРИЯ РОССИИ (42 ч)

Введение

Предмет отечественной  истории. История России как неотъемлемая  часть  всемирно-исторического  процесса.  Факторы  самобытности  российской истории. Природный  фактор  в  отечественной   истории.  Источники  по  российской истории. Историческое пространство  и символы  российской истории. Кто  и для чего фальсифицирует  историю  России.

Народы  и  государства на  территории  нашей  страны в  древности

Появление  и  расселение человека  на территории современной  России.  Первые  культуры и  общества. Малые  государства  Причерноморья в  эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы  Сибири  и Даль- него  Востока. Хуннский  каганат. Скифское   царство.  Сарматы.   Финские  племена.  Аланы.

Восточная  Европа  и   евразийские   степи   в  середине I тысячелетия н. э.

Великое  переселение народов.  Гуннская держава  Аттилы.  Гуннское царство  в предгорном  Дагестане. Взаимодействие  кочевого  и оседлого мира в эпоху  Великого  переселения  народов. Дискуссии  о  славянской  прародине   и  происхождении славян.  Расселение славян,  их  разделение на три  ветви — восточных, западных   и  южных славян.  Славянские   общности Восточной  Европы.  Их  соседи — балты, финно-угры, кочевые  племена. Хозяйство  восточных  славян,   их   общественный   строй и  политическая  организация.  Возникновение  княжеской

власти.  Традиционные верования  славян. Страны  и народы  Восточной  Европы,  Сибири  и Дальнего  Востока.  Объединения  древнетюркских племён  тюрков, огузов,  киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский  каганат и  Западный   Тюркский каганат.   Уйгурский  каганат. Великий киргизский  каганат. Киргизский   каганат.  Киданьское государство.   Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс.  н. э. Появление  первых  христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие  Европы  в эпоху  раннего  Средневековья.  Норманнский фактор  в образовании  европейских государств.

Предпосылки  и  особенности  складывания   государства Русь.  Формирование княжеской  власти  (князь и  дружи- на,  полюдье).  Новгород  и  Киев  —  центры  древнерусской государственности. Князь  Олег.  Образование  государства. Перенос  столицы  в Киев.

Первые  русские  князья, их  внутренняя и  внешняя политика.  Формирование территории государства  Русь. Социально-экономический  строй  ранней  Руси.   Земельные  отношения. Свободное и  зависимое  население.  Крупнейшие  русские  города,  развитие  ремёсел и  торговли. Отношения   Руси  с соседними  народами  и  государства- ми:  Византией, странами  Северной  и  Центральной  Европы,  кочевниками. Святослав  и  его  роль  в  формировании системы  геополитических интересов  Руси. Европейский христианский  мир.  Крещение   Руси:  при- чины  и  значение.  Владимир  I Святой. Зарождение   ранней   русской   культуры,  её  специфика и  достижения. Былинный  эпос.  Возникновение  письменности.  Начало  летописания. Литература и  её жанры  (слово,  житие,  поучение,   хожение).  Деревянное   и  каменное зодчество.  Монументальная живопись,  мозаики,  фрески. Иконы.  Декоративно-прикладное искусство.

Быт  и  образ жизни разных  слоёв населения.

Русь в конце X —  начале XII в.

 Место  и  роль Руси  в Европе. Расцвет Русского государства.  Политический строй.  Органы  власти  и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир  Мономах. Древнерусское  право: Русская  Правда,  церковные уставы. Социально-экономический  уклад.   Земельные   отношения.  Уровень  социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном  строе.  Основные  социальные  слои  древнерусского общества.  Зависимые  категории населения.

Православная  церковь  и  её роль в жизни  общества. Развитие  международных связей  Русского  государства, укрепление его международного положения. Развитие  культуры.  Летописание. «Повесть  временных лет».  Нестор.  Просвещение.  Литература. Деревянное  и каменное  зодчество,  скульптура,  живопись,  прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления  архитектурных  сооружений. Значение  древнерусской культуры в развитии европейской  культуры. Ценностные ориентации русского общества.  Повседневная жизнь, сельский  и городской быт.  Положение женщины.  Дети  и  их  воспитание. Картина  мира  древнерусского

человека. Изменения в повседневной  жизни с принятием христианства.  Нехристианские общины  на территории Руси.

Русь в середине ХII —  начале XIII в.

Эпоха  политической раздробленности  в Европе. Причины, особенности и последствия  политической раздробленности  на  Руси.  Формирование системы  земель  —самостоятельных государств. Изменения в политическом  строе. Эволюция   общественного   строя   и   права.   Территория и  население  крупнейших русских земель.  Рост  и  расцвет городов. Консолидирующая роль православной  церкви  в условиях  политической  децентрализации. Международные связи  русских  земель. Развитие  русской   культуры: формирование  региональных   центров.   Летописание  и  его  центры.   Даниил  Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы.  Чингисхан и его завоевания.  Формирование Монгольской империи и её влияние  на развитие народов Евразии.  Великая Яса. Завоевательные походы  Батыя  на Русь и Восточную Европу  и  их  последствия.  Образование Золотой  Орды.

Русские  земли  в составе Золотой  Орды.  Политико-государственное  устройство  страны.   Система  управления. Армия  и вооружение. Налоги  и повинности населения.  Города. Международная торговля. Влияние   Орды  на  политическую традицию русских  земель,  менталитет, культуру  и  быт  населения. Золотая  Орда в системе международных связей. Южные и  западные  русские  земли.  Возникновение Литовского  государства  и  включение в его состав части  русских  земель. Северо-западные   земли:    Новгородская   и   Псковская. Борьба  с экспансией крестоносцев  на  западных   границах Руси.  Александр Невский. Политический строй Новгорода и  Пскова. Княжества  Северо-Восточной  Руси.   Борьба  за  великое княжение   Владимирское.  Противостояние  Твери   и   Москвы. Усиление  Московского княжества. Иван  Калита. Народные  выступления против  ордынского  господства. Дмитрий Донской. Куликовская  битва.  Закрепление   первенствующего  положения московских князей. Религиозная политика  в  Орде  и  статус   православной церкви. Принятие ислама  и его распространение Русская православная  церковь  в  условиях ордынского  господства. Сергий  Радонежский. Культура и  быт.  Летописание. «Слово о погибели  Русской  земли».  «Задонщина». Жития.  Архитектура и живопись.  Феофан Грек.  Андрей  Рублёв. Ордынское  влияние  на развитие  культуры и повседневную  жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта  Европы  и русских земель в начале XV  в. Борьба Литовского и  Московского княжеств за объединение  русских  земель. Распад Золотой  Орды  и  его  влияние   на  политическое развитие  русских земель.  Большая   Орда,  Крымское, Казанское,  Сибирское  ханства,  Ногайская  рда и их  отношения  с Московским  государством. Междоусобная  война  в  Московском княжестве  во  второй  четверти  XV  в.  Василий   Тёмный.  овгород  и  Псков в XV  в. Иван  III. Присоединение  Новгорода  и Твери к Москве.  Ликвидация зависимости  от  Орды.  Принятие обще- русского  удебника.    Государственные   символы   единого государства. Характер экономического развития русских  земель. Установление  автокефалии   сской православной  церкви.  Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение   международных связей  Московского  государства. Культурное  п странство    единого   государства.    Летописание   общерусское   и  региональное. «Хожение  за  три моря»  Афанасия  Никитина. Архитектура и жив пись. Московский Кремль. Повседневная  жизнь и  быт  населения.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                                                                                       с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема урока

Количество часов

I триместр

История Средних веков (28 часов)

1

Введение

1

Раздел 1. Становление средневековой Европы  (4 часа)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв и христианская церковь

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

4

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв.

1

5

Британия и Ирландия  в раннее Средневековье

1

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв. 3 ч.

6

Византия при Юстиниане. Борьба Империи с внешними врагами.

1

7

Культура Византии

1

8

Образование славянских государств.

1

Раздел 3. Арабы в VI - XI вв. 2 ч.

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

10

Культура стран  халифата

1

Раздел 4. Феодалы и крестьяне 2 ч.

11

Средневековая деревня и её обитатели.

1

12

В рыцарском замке

1

Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 ч.

13

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

14

Торговля в Средние века.

1

Раздел 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы 2 ч.

15

Могущество католической церкви.  Католическая церковь и еретики.

1

16

Крестовые походы

1

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 6 ч.

17

Как происходило объединение Франции.

1

18

Что англичане считают началам своих свобод.

1

19

Столетняя война.

1

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

1

II триместр

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.

1

Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч.

23

Польша и Чехия в XIV- XV вв.

1

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI - XV вв. 1 ч.

25

Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века 2 ч.

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

Итоговое повторение 1 час

28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»

1

ИСТОРИЯ РОССИИ 42 ч

Введение. 1 час

29/ 1

Роль и место России в мировой истории

1

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 5 часов.

30/2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

31/3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

32/4

Образование первых  государств

1

33/5

Восточные   славяне   и   их соседи

1

34/6

Повторительно- обобщающий урок.

1

Раздел 2. Русь в IX —  первой половине XII в. 11 часов.

35/7

Первые известия о Руси

1

37/8-9

Становление Древнерусского государства

1

38/10

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

39/11

Русское государство при Ярославе Мудром.

1

40/12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

41/13

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

42/14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

III триместр 

43/15

Повседневная жизнь населения.

1

44/16

Место и роль Руси в Европе.

1

45/17

История и культура родного края в древности

1

Раздел 3. Русь в середине ХII —  начале XIII в. 5 часов.

46/18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

47/19

Владимиро-Суздальское княжество

1

48/20

Новгородская земля.

1

49/21

Южные и юго-западные русские княжества.

1

50/22

Повторительно- обобщающий урок.

1

Раздел 4. Русские земли в середине XIII — XIV в.  9 часов.

51/23

Монгольская империя и изменение картины мира.

1

52/24

Батыево нашествие на Русь.

1

53/25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

54/26

Литовское государство и Русь.

1

55/27

Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси.

1

56/28

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

57/29

Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV в

1

58/30

Родной край в истории и культуре Руси.

1

59/31

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел 5. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в   ХШ-ХV вв 2 ч

6032

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

6133

Распад  Золотой   Орды  и его последствия

1

Раздел 6. Формирование единого Русского государства. 8 часов.

62/34

Русские  земли на политической  карте  Европы  и  мира  в начале XV  в.

1

63/35

Московское  княжество  в первой  половине  XV  в.

1

64/36

Московское государство  и его соседи во второй половине XV  в.

1

65/37

Русская  православная церковь  в XV - начале XVI в.

1

66/38

Человек  в Российском государстве второй  половины  

1

67/39

Культурное пространство    Российского  государства  XV  в.

1

68/40

Повторительно -обобщающий урок

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                                                                    по  истории для 6 класса

№ п п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Оборудование,

электронные образовательные ресурсы

Виды контроля результатов обучения

по плану

по факту

Раздел 1. Становление средневековой Европы 5 ч.

II триместр

1

Введение.

Живое средневековье

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадьhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7893/main/253820/

Работа с картой, работа с источниками

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв и христианская церковь

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/main/254007/

Карта, работа с карточками

3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/main/253509/

Составление таблицы, работа с картой

4-5

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв.

Британия и Ирландия  в раннее Средневековье

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/

Работа с контурной картой, работа с картой

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв. 3 ч.

6

Византия при Юстиниане. Борьба Империи с внешними врагами.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/main/254162/

Работа с источниками, работа с карточками

7

Культура Византии

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/main/254162/

Работа в парах, взаимоконтроль

8

Образование славянских государств.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/main/254162/

Опрос по понятиям

Раздел 3. Арабы в VI - XI вв. 2 ч.

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/main/254131/

Фронтальный опрос, составление простого плана

10

Культура стран халифата

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/main/254131/

Тестовые задания, самоконтроль

11

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/main/254100/

Работа с источниками

12

В рыцарском замке

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/main/254100/

Опрос по датам

13

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/main/254069/

Опрос по персоналиям

14

Торговля в Средние века.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/main/254069/

Работа в парах, взаимоконтроль

15

Могущество католической церкви.  Католическая церковь и еретики.

Индульгенции как средство коррупции. Продажность церкви.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/main/253944/

Составление таблицы

16

Крестовые походы

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/main/253944/

Индивидуальная работа по карточкам

17

Как происходило объединение Франции.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/main/254257/

Работа с картой

18

Что англичане считают началам своих свобод.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/main/254257/

Работа с контурной картой

19

Столетняя война.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/main/254257/

Фронтальный опрос, работа с картой

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Абсолютизм и коррупция. Фавори-

тизм. Бекингем. Фуке. Казнокрадство

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/main/254257/

Работа с картой, групповая работа с карточками

II триместр

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском  полуострове.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/253754/

Составление таблицы

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/253754/

Опрос по персоналиям

23

Польша и Чехия в XIV- XVвв

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/main/253349/

Работа в парах

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/main/253349/

Работа с картой, работа с контурной картой

25

Средневековое искусство.

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7900/main/254225/

Групповая работа с карточками

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7899/main/253476/

Опрос по датам

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7899/main/253476/

Составление простого плана

28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»

1

Интерактивная доска, рабочая тетрадь

Тестирование по курсу

29

Роль и место России в мировой истории

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7907/main/253789/

Фронтальный опрос, групповая работа с карточками

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/main/254038/

Фронтальный опрос

31

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/main/254038/

Индивидуальная работа по карточкам

32

Образование первых  государств

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/main/253413/

Опрос по датам

33

Восточные   славяне   и   их соседи

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/main/253413/

Составление таблицы, работа с картой

34

Повторительно- обобщающий урок.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/main/253413/

Итоговое тестирование по Разделу 1

35

Первые известия о Руси

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/main/289010/

Составление простого плана

36-37

Становление Древнерусского государства

2

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/main/289010/

Индивидуальная работа по карточкам

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/main/280430/

Опрос по датам

39

Русское государство при Ярославе Мудром.

Становления судебной системы на

Руси. Развитие законодательства

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/main/253285/

Опрос по персоналиям, взаимоконтроль

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/main/253285/

Составление простого плана

41

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/main/253664/

Работа в парах, самоконтроль

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/main/253633/

Составление сообщения по плану

III триместр

43

Повседневная жизнь населения.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/main/253633/

Составление таблицы

44

Место и роль Руси в Европе.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/main/253633/

Групповая работа с карточками

45

История и культура родного края в древности

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Итоговое тестирование по Разделу 2

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/main/296923/

Работа с карточками, работа с картой

47

Владимиро-Суздальское княжество

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/main/296923/

Составление таблицы

48

Новгородская земля.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/main/296923/

Составление таблицы

49

Южные и юго-западные русские княжества.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/main/296923/

Составление таблицы

50

Повторительно- обобщающий урок.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Итоговое тестирование по Разделу 3.

51

Монгольская империя и изменение картины мира.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/main/253602/

Работа с картой

52

Батыево нашествие на Русь.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/main/253602/

Составление таблицы, работа с картой

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/main/254194/

Работа с источниками, работа с картой

54

Литовское государство и Русь.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/main/254319/

Опрос по датам

55

Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7918/main/297024/

Опрос по персоналиям

56

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7918/main/297024/

Работа с картой, работа с контурной картой

57

Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV в

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/main/254288/

Составление таблицы

58

Родной край в истории и культуре Руси.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Составление простого плана

59

Повторительно-обобщающий урок.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Индивидуальная работа с тестами

Раздел 5. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в   ХШ-ХV вв 2 ч

60

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Работа с карточками

61

Распад  Золотой   Орды  и его последствия

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Фронтальный опрос

Раздел 6. Формирование единого Русского государства. 8 часов.

62

Русские  земли на политической  карте  Европы  и  мира  в начале XV  в.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

Работа с картой

63

Московское  княжество  в первой  половине  XV  в.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

Составление таблицы

64

Московское государство  и его соседи во второй половине XV  в. Система кормлений, мздоимство, лихоимство, посулы

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

Составление тезисных выводов

65

Русская  православная церковь  в XV - начале XVI в.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

66

Человек  в Российском государстве второй  половины  

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

Работа с источниками

67

Культурное пространство    Российского  государства  XV  в.

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/main/253882/

Составление сообщения по плану

68

Повторительно-обобщающий урок

1

Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь

Итоговое тестирование по курсу

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

дано

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы организации учебной деятельности

количество часов

I

II

III

Итого

Изучение основного материала

20

22

26

68

Контрольные работы

-

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

-

Практические работы

-

1

1

2

Сочинение

-

-

-

-

Резервное время

-

-

-

-

Итого

10

11

13

34

ПРИЛЛОЖЕНИЕ №4

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПО ИСТОРИИ

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по истории.

      При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения знаниевого и деятельностного компонентов школьного исторического образования. Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся структурированы в соответствии с основными компонентами исторических знаний:

  1. фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах (событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;
  2. теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;
  3. способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями при изучении истории;
  4. оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на исторические события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся.

Основными содержательными линиями являются: историческое время, историческое пространство и историческое развитие.

Степень усвоения содержательного компонента исторического образования оценивается на основе таких критериев, как точность, правильность, осмысленность, полнота, обобщенность, системность, прочность, мобильность, действенность, самостоятельность, непротиворечивость.

      Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

     Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачета и др.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:

Отметка в баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«3»

Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения

Различение объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения

«4»

Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определений понятий, описания исторических событий, явлений, процессов с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений и деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала: правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений, процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи и отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу

       «5»

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике (учебном пособии); самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму

Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму;

Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера

Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок относится: ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными; неверное понимание причинно-следственных связей; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов деятельности; не умение использовать различные источники исторической информации; противоречия в ответе.

К категории несущественных ошибок относятся погрешности изложения, не ведущие к искажению содержания; непоследовательное изложение; небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе; неправильное написание терминов.

Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нем допущены соответственно несущественная и существенная ошибки.

Нормы оценивания устных и письменных ответов по истории

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

  • раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;

  • показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

  • такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

  • допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;

  • материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто главное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Нормы оценивания творческих работ по истории

Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и пред- ставление проекта.

Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.

      Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

 в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Индивидуальный проект по предмету рекомендуется оценивать по следующим критериям.

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Нормы оценивания тестовых заданий по истории.

Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 45 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.

Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме:

  • Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла.

  • Две правильно указанные характеристики – 2 балла.

  • Одна правильно указанная характеристика – 1 балл.

  • Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.

Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.

90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”;

90 – 75 % – оценка “4” ;

75 – 60 % – оценка “3”.

Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”.

Нормы оценивания групповой работы на уроках истории

Как группа распределила работу между собой? (Работа в группе распределена равномерно между всеми членами группы – «5»; между большинством участников – «4»; работают несколько человек – «3»).

Внимательны или отвлекаются участники группы? ( Внимание к выполнению заданий проявляют все участники группы – «5»; внимание проявляет большинство – «4»; внимание проявляет несколько участников – «3»).

Верно и в полном объеме группа выполнила задание? ( Оценивается по критериям устных и письменных ответов по истории и обществознанию).

Как организовано взаимодействие в группе? ( Работа группы четко спланирована –«5»; работа группы спланирована частично – «4»; работа группы не спланирована – «3»).

Как оформлены результаты работы? ( Результаты работы оформлены четко и логично, прослеживается критический анализ и определенность позиции –«5»; имеются недочеты в четкости и логичности оформления результатов, недостаточно выражена собственная позиция и критический анализ – «4»; материал логично не выстроен, нет четкого ответа, присутствуют отрывочные элементы критического анализа и собственного мнения – «3»).

Самостоятельность группы. ( Полная –«5», частичная –«4», постоянная помощь учителя – «3»).

При выполнении творческих заданий. (Наличие творческого подхода, индивидуальность, выражена точка зрения всей группы, представлены разные точки зрения –«5»; наличие одной точки зрения на проблему, есть сравнения, но нет выводов, выражена точка зрения отдельных участников группы –«4»; информация просто скопирована, нет критического взгляда на проблему, выводы не соответствуют теме или глубине раскрытию содержания темы – «3».)

В остальном результат работы группы по выполнению творческих заданий по истории и обществознанию оцениваются по нормам оценивания творческих работ по вышеназванным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...