Древнейшие люди
методическая разработка по истории (5 класс)

Матниязова Евгения Николаевна

Конспект урока для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока для 5 класса18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Древнейшие люди

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: изучить жизнь древнейших людей.

Задачи:

-Образовательные: сформировать у обучающихся целостное представление о древнейшем человеке, его жизни и облике;

-Развивающие: развивать навыки работы с учебником, научить выделять в тексте самое главное, сравнивать иллюстрации; развивать навык обобщения и анализа.

-Воспитывающие: воспитать интерес к предмету

Планируемые результаты:

1. Предметные: имеют целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда); владеют понятиями собирательство, стадо, орудия труда.

2.Метапредметные: сформированы умения сравнивать, обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других, умеют работать с учебником.

3. Личностные: развитый интерес к истории всего человечества и отдельно к истории своей страны.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Презентация к уроку
  • Листы самооценки на каждого ученика
  • Распечатки теста на каждую парту

Ход урока:

I. Орг.момент:

Доброе утро, 5 класс. Все готовы к уроку? У всех есть на парте учебник, тетрадь, ручки и карандаши? Тогда начнем наше путешествие в далекие-далекие времена, где жили наши древнейшие предки.

II. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, посмотрите на тему нашего урока.

- Попробуйте определить круг вопросов, которые мы сегодня будем изучать.

- Уже сейчас вы можете сказать, кто такие древнейшие люди?

- Какие цели вы перед собой ставите на сегодняшний урок?

И так, тема нашего урока «Древнейшие люди».

III. Изучение нового материала:

  1. Рассмотрите карту на слайде и в учебнике с.7.

- Что означают черные(красные) кружочки на карте?

- Определите, на каком материке жили древнейшие люди.

- Где следы их жизни не обнаружены?

2. Работа с учебником с. 8(2 абз.)

Сравните изображение древнейшего человека и человека разумного, проанализируйте, найдите сходства и различия, сделайте выводы.

- Чем древнейшие люди отличались от человека разумного?

3. Работа с учебником с. 9(п.2)

- Прочитайте содержание пункта и нарисуйте в тетради первые орудия труда человека.

- Назовите первые орудия труда человека.

- Как древнейшие люди их использовали ?

- В чем было главное отличие др. людей от животных.

4. Рассмотрите рис. в учебнике с. 8-9 .

- Предположите, чем занимались древнейшие люди. В случае затруднения обращаемся к тексту учебника.

- Запишите в тетрадь первые занятия древнейшего человека.

Учащиеся дают свои варианты ответа. В заключении делают вывод: древнейшие люди жили в Африке. Евразия, Америка и Австралия в то время еще были не заселены.

Выполняют задание, выделяя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного.

Учащиеся дают свои варианты ответа и пытаются сделать вывод:

В облике древнейшего человека преобладали звероподобные черты.

Выполняют задание в тетради:

Занятия древнейших людей:

- собирательство

- охота.

Динамическая пауза

Учащиеся выполняют разминку под руководством учителя.

5. Работа с учебником с.10.

- Прочитайте содержание пункта и нарисуйте в тетради кластер «Огонь- друг»

- Как первоначально древнейшие люди относились к огню?

- Как человек «приручил» огонь?

Предлагаю одному ученику изобразить свой кластер на доске и организовываю обсуждение:

- Какие преимущества дал огонь человеку?

6.  Обсуждение проблемной ситуации.

Рассмотрите рис. на с. 9 в учебнике и предположите:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Как ученые называют группы древнейших людей? Запишите в тетрадь.

Учащиеся выполняют задание.

В результате работы, в тетрадях учащихся, изображается кластер «Огонь- друг»:

- согревает

- освещает

- защищает от хищников

- помощник на охоте

- для приготовления пищи.

Теперь запишем в тетрадь

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Что ж, давайте теперь посмотрим на карту и выполним некоторые задания.

- Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.

- Отметить наиболее древнейшие стоянки человека и его предков.

А заключением нашей с вами работы будет выполнение теста «Древнейшие люди».

1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в:

1. Восточной Африке

2. Западной Европе

3. Южной Австралии

2. Главное отличие людей от животных- это:

1. умение охотиться на животных;

2. отсутствие шерсти;

3. умение изготовлять орудия труда.

3. Для облика древнейшего человека не характерно:

1. руки, свисающие до колен

2. прыгающая походка

3. прямая походка

4. Первое орудие труда первобытного человека:

1. мотыга

2. заостренный камень

3. плуг

5. Древнейшие люди, жившие около 2 млн. лет назад, добывали себе пищу:

1. охотой

2. рыболовством

3. ткачеством

4. собирательством

5. земледелием

Критерии оценки:

«5» - 5 прав. ответов;

«4» - 4 прав. ответа;

«3» - 2-3 прав. ответа, двойки не ставятся.

Учащиеся выполняют тест и проверяют его в парах, обмениваясь тетрадями. Выставляют друг другу оценку.

Рефлексия

Работа учащихся с листом самооценки

1. Я заинтересовался ___________________________.

2.Чему я научился на уроке?______________________

3. Что осталось непонятным?_____________________

4. Я хотел бы на следующем уроке узнать__________.

5. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).

6. Моя оценка за урок _____

Каждый ученик по очереди отмечает ту роль, которая была ему свойственна на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы.

Домашнее задание:

пар.1, задания в рабочей тетради № 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"

1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность        трудиться поставила древнейших людей в более выгодное         сравнительн...

урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"

Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. ...

Повторительно-обобщающий урок (Древние люди, Древний Египет)

Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя.  Тема: «Путешествие в прошлое».Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились...