познание человеком мира и себя
учебно-методический материал по истории (6 класс)

урок обществознания в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Познание человеком мира и познание себя.

Цель: сформировать у учащихся представление о процессе познания мира и самого себя.

Задачи:

Образовательные:

1. Выявить характерные черты самопознания.

2. Проследить развитие способностей человека.

3. Изучить ключевые понятия и термины: «Познание», «Самосознание», «Самопознание», «Самооценка», показав их роль в познании мира и жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать умения участвовать в дискуссии и в эвристической беседе.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательные:

1. Формировать навыки работы в группе.

2. Формировать культуру умственного труда.

3. Формировать познавательную активность школьников.

4. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, и других качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Планируемые результаты

Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Предметные:

Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, с картиной; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы:

1. Словесный

2. Частично-поисковый

3. Объяснительно-иллюстративный

4. Проблемный

План урока

I. Понятие «Познание». Процесс познания мира и самого себя.

II. Самопознание и самосознание человека.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Регулятивные:

контроль и оценка подготовки к учебным действиям

Приветствие. Подготовка к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие. Подготовка к учебной деятельности.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Актуализация знаний. Мотивационный этап.

Личностные:

понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Задание на знакомство «Меня зовут… Я такая…»

Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Все встают в круг и по очереди передают мяч (глобус) называют свое имя, и говорят, что они умеют, какие они. Например: «Меня зовут Ильсеяр, я такая добрая (веселая, люблю путешествовать и т.д.».

- Ребята, выполняя это задание что мы узнаем?

- Что вы передавали друг-другу? (мяч в форме глобуса)

- Что изображено на этом мяче?

- Сейчас свяжите все свои ответы = говорили о себе + узнавали о других + весь мир.

Выполняют задание.

- Узнаем, как зовут других и чем они занимаются или умеют делать. Так же говорим о себе, кто мы, какие мы и что мы умеем.

3.Постановка учебной задачи.

Личностные:

понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы; обращаются
за помощью, формулируют свои затруднения

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действия
на уроке; используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата

- Учитель вместе с учащимися формулируют проблемный вопрос на урок: «Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?»

- Что мы хоти сегодня изучить, узнать, познать?

- Учитель просит учащихся, исходя из проблемного вопроса, сформулировать тему урока.

 - Учитель помогает учащимся в формулирование темы урока. Учитель просит записать тему урока в тетрадь. Тема урока: «Познание человеком мира и познание себя».

 - Учитель просит учащихся сформулировать цель урока (что должны изучить на уроке) и задачи урока (что необходимо сделать, чтобы цель была выполнена).

Учитель раздает каждому ученику листы, которые они в течении урока должны будут заполнять.

Учащиеся вместе с учителем формулируют проблемный вопрос на урок: «Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?».

- Учащиеся, исходя из проблемного вопроса, формулируют тему урока.

 - Учащиеся записывают тему урока: «Познание человеком мира и познание себя».

 - Учащиеся совместно с учителем формулируют цель и задачи урока.

 - Учащиеся записывают первый пункт плана: понятие «Познание». Процесс познания мира и самого себя.

4.Усвоение новых знаний

Личностные:

понимают значение знаний
для человека.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные:  

ориентируются в учебнике

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя,  по воспроизведению в памяти).

I. Понятие «Познание». Процесс познания мира и самого себя.

- Учитель предлагает учащимся прочитать определение понятия «познание» - это потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни.

- Учитель делит класс на три группы. Каждая группа должна ответить, как с помощью школьных предметов человек познает мир и себя?

- Учитель вместе с учащимися делают вывод по первому пункту плана урока.

- Зачем человек познает себя?

Физминутка. Часы + Я умею

II. Самопознание и самосознание человека.

- Учитель предлагает ученикам посмотреть мульти «Про барашка».

- Учитель задает вопрос, о чем был этот мультик?

- Как оценивал себя барашек в начале мультика и в конце?

- Как чувствует себя человек с завышенной самооценкой?

- Как чувствует себя человек с заниженной самооценкой?

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

- Учитель вместе с учениками делает вывод по второму пункту

1. Зачем человек познает себя?

2. Влияет ли самооценка на поведение человека?

 - Учащиеся, исходя из проблемного вопроса, формулируют тему урока.

 

-

- Ученики работают в группах.

Ученики вместе с учителем делают выводы по первому пункту.

- Ученики смотрят мультфильм

- Ученики отвечают на вопросы?

- Ученики находят в учебнике информацию о видах самооценок.

Выполняют задание.

- Ученики делают вывод по второму пункту.

5.Закрепление

Знаний

Личностные:

понимают значение знаний
для человека.

Коммуникативные:

 высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные:  

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

- Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы, чтобы определить, как они усвоили материал урока.

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, чтобы определить, как они усвоили материал урока.

8.Рефлексия        

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов

- Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, который был сформулирован в начале урока, и дать на него ответ, а затем сделать вывод в конце всего урока.

Задание- Учитель дает каждому медаль, в которых вы должны с одной стороны похвалить себя , с другой написать чего вы хотите научиться.

 - Учитель ставит отметки учащимся за урок.

- Учащиеся отвечают на проблемный вопрос в конце урока.

 - Учащиеся получают отметки за урок.

7.Домашнее задание

Учитель диктует учащимся домашнее задание:

1. § 2 – читать.

4. Выполнить карточку с домашним заданием ВПР по теме: Познание человеком мира и самого себя».

 - Учащиеся записывают домашнее задание.


Тему урока: Познание человеком мира и познание себя.

Фамилия Имя __________________________________________________

Познание - это потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Кто Я?

Какой Я?

Чем отличаюсь от других?

Что Я умею?

Что Я не умею?

Что Я хочу научиться?

Я хочу успеть до окончания 6 класса научиться _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я хочу до окончания школы научиться ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Меня зовут…

Я такая …

Я  умею…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Домашнее задание ученика(цы) 6 __ класса _____________________________________

Одной из важнейших потребностей человека является стремление узнать и оценить свои способности, чтобы жить и действовать в окружающем мире.

1. Как вы думаете, что значит, слово «самооценка», и какой она бывает?

2. Составьте рассказ о самосознании, используя план:

— Как вы оцениваете свои качества, какие у вас сильные и слабые стороны? Почему они такими являются?

— Какие способы поднятия самооценки вы знаете? Используете ли Вы их, почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 группа – Татарский язык, Русский язык, Английский язык – как с помощью этих школьных предметов мы можем познать себя и познать мир?

2 группа – География, История, Биология – как с помощью этих школьных предметов мы можем познать себя и познать мир?

3 группа – Технология, Физическая культура, Музыка – как с помощью этих школьных предметов мы можем познать себя и познать мир?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

"Глаза как орган познания окружающего мира"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР....

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира...