Внешняя политика Ивана IV Грозного 10 кл. - ист..
план-конспект урока по истории (10 класс)

Технол.карта - Тема урока  - Внешняя политика Ивана IV Грозного 10 кл. - ист..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант урока34.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку истории 10 класс.

Тема урока: «Внешняя политика Ивана IV Грозного».

Учитель: Виноградов С.П.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

- для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся

                          средствами технологии критического мышления.

- для учащихся: 1) формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной

                                   власти; усилении интегрирующей и консолидирующей силы государственной власти;

                              2) понимание определения основных направлений внешней политики;

                              3) понимание причин, по которым правление Ивана Грозного, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

                             1) развитие критического мышления через чтение информационного текста;

                             2) выработка коммуникативных навыков.

                             3) формирование активной жизненной позиции.

Развитие УУД: умения презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов,

                            формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивать внешнеполитическую деятельность первого русского царя в целом,

Предметные: знать основные события, факты внешней политики России в середине XVIвека, прослеживать основные этапы

                         расширения русских земель и его последствия для роста авторитета страны в глазах европейских правителей.

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять

                                         информацию в разных знаковых формах (хронологическая таблица, план-конспект, рисунок, схема).

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели

                                     в учебной ситуации, аргументировать собственную точку зрения.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты.

Формы работы: фронтальный опрос.

Технологии: технологияразвивающего обучения.

Образовательные ресурсы: учебник: история. Россия и мир. 10 кл. базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений

                                                 /О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожин. – 10-е издание, стереотип. – М. : Дрофа,

                                                 2011-399 , карта №8, параграф 20 (стр. 139-142).

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: литература, история и культура СПб, МХК.

Этапы

технологий

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Умения

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

1. Естественное действие

Цель этапа:

определение темы урока и постановка цели занятия.

Давайте вернемся на несколько веков назад в 1530 год, и посмотрим, какие насущные задачи стояли перед Россией XVI века. В правление Василия III происходит присоединение Пскова, Рязанского княжества, но тенденция к разобщенности земель не была полностью искоренена. Во внешней политике на западных рубежах России развернулась борьба с княжеством Литовским, на востоке – отношения с Казанью (в 1535 году она полностью вышла из подчинения Москвы).

- Какие задачи мы должны поставить на нашем уроке?

Учащиеся рассматривают карту (вкладка, карта № 10, с. Х) (презентация «Правление Ивана Грозного»)

Учащиеся называют цели и задачи урока, которые записываются на доске. Называют вопросы, которые необходимо изучить.

Р: принимать и сохранять учебное задание

П: уметь анализировать на основе имеющихся знаний основные направления внешней политики и оценивать альтернативы развития внешней политики в XVIвеке

ПР: знать основные направления внешней политики Росиии в XVI веке

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

- Назовите факторы, которые влияли на формирование личности, подкрепите их примерами.

- 16 января 1547 года Иван Васильевич венчается на царство в Успенском Соборе Московского Кремля. Какое значение имел данный шаг для царя и развития государства?

- Какие реформы, проведенные царем совместно с Избранной Радой, могли помочь в решении внешнеполитических задач?

  Отвечают, корректируют и дополняют

ответы друг друга.

К: участвовать в диалоге, с достаточной полнотой выражать свои мысли

Л: проявлять готовность к сотрудничеству, определять потребности в освоении темы

ПР: знать факторы, влияющие на формирование личности исторических персоналий

Р: принимать и сохранять учебные задания

П: создавать самостоятельно решения практикоориентируемых заданий  

4. Учебно-познавательная деятельность (25 мин.)

2. Освоение             информации                  по проблеме

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

  1. Рассматривает вопрос о присоединении Казанского ханства (вкладка, карта № 10, с. Х)
  2. Рассматривает вопрос о присоединении Астраханского ханства (вкладка, карта № 10, с. Х)
  3. Рассматривает вопрос о ходе Ливонской войны (карта, атлас)
  4. Рассматривает вопрос о походе Ермака в Сибирь (карта, атлас)

Устанавливается время работы 15 минут.

Контролирует, направляет работу учащихся.

Учащиеся по ходу изучения нового материала выполняют ЗАДАНИЕ А: прочитайте текст, найдите и выделите наиболее важные события, факты, явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Учащиеся работают с учебником и рабочим листом (единый для группы).

Учащиеся анализируют учебный материал, высказывают собственные суждения в группе и делают выводы, которые записывают в тетрадь.

Полученный результат представляется всему классу в виде рисунков, схем, которые обсуждаются в классе, полученные выводы записываются в тетрадь.

К: адекватно отвечать на поставленные вопросы, работать в группе, слышать и слушать партнера

Р: принимать учебное задание, устанавливать последовательность действий

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданиям

ПР: Иметь представления о времени правления Ивана Грозного, уметь извлекать историческую информацию

Л: Проявлять интерес к учебной деятельности, готовность к сотрудничеству.

5. Контроль усвоения (5 мин.)

3.Улучшенное действия

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха, борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

Обсудите в группах вопросы:

Как бы вы охарактеризовали Ивана Грозного как политика?

Рассмотрите все точки зрения.

Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят аргументы.

Обсуждают вопросы, представляют ответы.

П: анализировать, сравнивать, обобщать информацию

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли

ПР: знать определения основных направлений внешней политики, иметь представления о времени правления Ивана Грозного, понимать причины неоднозначности оценки личности Ивана Грозного

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания, преодолевать трудности

6. Рефлексия (3 мин.)

Рефлексивная деятельность

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке (лист самооценки)

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Л: проявлять интерес к самооценке

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: принимать учебную задачу, оценивать результат деятельности и планировать свое дальнейшее развитие

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§20, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный-кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения, оценивать результат деятельности и планировать свое дальнейшее развитие

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила ……

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За работу на уроке:

За поведение на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

Литература:

  1. Учебник: история. Россия и мир. 10 кл. базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений /О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожин. – 10-е издание, стереотип. – М. : Дрофа, 2011-399 , карты.
  2. Матвеева Т.Е., Педагогические технологии для реализации ФГОС, -СПб, ЛЕМА, 2015.
  3. М.Н. Зуев., Краткий справочник. История 5-11 кл, М.: «Дрофа» 2010
  4. Н.И. Дорожкина., Современный урок истории М.: «Вако» 2011
  5. Г.И. Ерохина., Предметные недели в школе. История. Волгоград «Учитель» 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Внешняя политика Ивана Грозного

Методическая урока с использование технологии развивающего обучения...

Внешняя политика Ивана Грозного

Презентация о политике Ивана Грозного....

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

Технологическая карта урока Внешняя политика Ивана IV Грозного

Целью урока является формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в., решение проблемы "Присоединение территорий и выход к Бaлтийскому морю был нам действительно необход...

Внешняя политика Ивана IV Грозного.

технологическая по истории...