Внешняя политика Ивана Грозного
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Методическая урока с использование технологии развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_vneshnyaya_politika_ivana_groznogo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО. 6 класс

Тип урока: урок комбинированного типа по технологии развивающего обучения.

Цели урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики Ивана IV, показать, как расширялось Российское государство с XIV по XVI века.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть процесс присоединения новых территорий к Русскому государству;
  1. Рассмотреть направления внешней политики Ивана Грозного;
  2. Изучить значение расширения Русского государства.

Развивающие:

  1. продолжить развивать умения анализировать историческую информацию, представленную в знаковых системах (карта, схема);
  2. продолжить развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
  3. продолжить учиться представлять результаты изучения исторического материала в форме схемы.

Воспитательные:

  1. продолжить воспитывать любовь к истории своей страны;
  2. продолжить воспитывать чувство гордости за свой народ, его героическое прошлое;
  3. продолжить формирование познавательного интереса к истории.

Основные понятия: внешняя политика, засечная черта, острог, ясак.

Оборудование: Карта настенная, карты в учебнике.

Содержание:

Основные направления внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.

1. Покорение Казанского и Астраханского ханств.

2. Оборона южных рубежей. Борьба с набегами крымского хана.

3. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

4. Ливонская война.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Опрос.
  3. Освоение нового материала: работа с исторической картой.
  4. Рефлексия.
  5. Оценивание работы учащихся.
  6. Домашнее задание.

      

Ход урока:

1. Организационная часть: постановка темы, целей и задач урока – 1 минута.

2. Опрос: устный и письменный – 7 минут.

3. Освоение нового материала.

Работа с исторической картой в учебнике. Составление схемы «Внешняя политика Ивана Грозного» - 27 минут.

Карта на страницах 204-205 учебника. Вопросы учителя:

С какими странами граничит Русское государство? Какие отношения сложились у Руси с этими государствами? Где (в какой части) расположены эти страны. Какие географические направления внешней политики Ивана Грозного можно назвать?

Предполагаемые ответы: Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, Речь Посполитая, Ливонский орден. Направления: южное, западное, восточное.

Составление схемы. Работа со схемой.

Карта на страницах 204-205 учебника. Какие события происходили на Южном направлении?

Предполагаемые ответы: набеги крымского хана, походы на Крым. Дополнение схемы.

Какие события происходили на Восточном направлении?

Предполагаемые ответы: Присоединение Казанского, Астраханского ханств, поход Ермака в Сибирь. Дополнение схемы.

Что делало государство, чтобы защитить страну? – строительство засечной черты, строительство острогов. Население Западной Сибири платило ясак – налог мехами.

Какие события происходили на Западном направлении? - карта на 210 странице учебника

Ливонская война 1558-1583 годы. Цели войны. Дополнение схемы.

Этапы войны: 1) 1558-1561 гг.        2) 1561-1569 гг.        3) 1569-1582 гг.

Каковы итоги войны? Предполагаемые ответы: поражение России, утрата территорий. Дополнение схемы

Какие результаты внешней политики Ивана Грозного? Предполагаемые ответы: расширение территории Русского государства, в будущем: борьба с Крымским ханством, выход к Балтийскому морю.

Схема «Внешняя политика Ивана Грозного»

Южное направление                        Западное направление                        Восточное направление

                                                

Борьба с Крымским ханством                Выход к Балтийскому морю                Покорение Западной Сибири

Походы русских войск на Крым                Ливонская война 1558-1583 гг.               Присоединение Казанского ханства 1552  г.

1556-1561 гг.                                        Поражение России               Присоединение Астраханского ханства 1552  г.

Набеги крымского хана на Москву                Утраченные территории в пользу:                Поход Ермака в Сибирь 1581-1585  гг.

1571-1572 гг.                                Польши: Ливония

                                        Швеция: Копорье, Ивангород, Ям

4. Рефлексия: основные направления внешней политики Ивана Грозного, какие из них были успешными, какие нет, значение присоединения новых территорий, влияние внешней политики на дальнейшее развитие Русского государства - 3 минуты.

5. Оценивание работы учащихся – 1 минута.

6. Домашнее задание: § 21, вопросы к параграфу – 1 минута.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Внешняя политика Ивана Грозного

Презентация о политике Ивана Грозного....

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

презентация к уроку истории в 10 классе "Внешняя политика Ивана Грозного"

Содержание презентации позволяет учителю превести урок без использования конспекта....

Внешняя политика Ивана Грозного

Презентация к уроку истории России в 6 классе...