Рабочая программа учебного предмета. История России. 6-9 класс
рабочая программа по истории

Назаренко Татьяна Геннадьевна

Аннотация к рабочей программе «История России»

 

Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

Структура данной рабочей программы соответствует требованиям ФГОС.

 

1.планируемые результаты освоения учебного предмета;

 

2.содержание учебного предмета;

 

3.тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

 

Нормативный срок освоения рабочей программы учебного предмета «История России» на уровне основного общего образования составляет 4 года  в объёме 173 часа (из расчёта 6-8 классы -  по 35 недель в год, 9 классы -34 недели).

класс

кол-во часов

 

 

 

 

 

в неделю

в  год

 

 

 

6

1

     35

7

1

35

 

 

 

8

1

35

 

 

 

9

2

68

 

 

 

итого

5

173

 

 

 

 

Рабочая программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного

 

стандарта и дает распределение учебных часов по разделам.

 

      Программа может быть реализована при помощи дистанционных технологий, для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii.docx123.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение к содержательному разделу ООП ООО,

                                       утвержденной приказом МБОУ «СОШ №2

                                Яшкинского муниципального района»

                                                            от  25.06.2019 года  №

Рабочая программа учебного предмета

 «История России»

(6-9 классы)

Составитель:

Назаренко Т.Г.,

учитель истории и обществознания

Содержание

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России»

3

2

Содержание учебного предмета «История России»

7

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

24

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения

  • Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

  • схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) навыки  смыслового чтения;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций

  • учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве

Выпускник научится:

• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековой Руси;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков;

• локализовать во времени хронологические рамки основных этапов отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства Средневековой Руси на разных этапах развития

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

6 КЛАСС

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Введение

     Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации. Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

     Появление и расселение человека на территории современной России. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы в раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении кульурных взаимовияний. Народы, проживающие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Дербент. Боспорское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

История заселения родного края в древности.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

     Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

      Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение     княжеской власти. Традиционные верования славян.

     Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

    Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

     Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, дань, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Западной, Северной и Центральной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Византийское наследие на Руси.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами. (Депт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород – центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого.

Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Князья, дружина. Основные социальные слои древнерусского общества.  Духовенство. Городское население. Купцы. Зависимые и рядовые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества. Церковные уставы.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Русь в социально-политическом контексте  Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами. (Депт-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии.  Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности. Берестяные грамоты. «Новгородская псалтырь». «Остромирово Евангелие». «Слово о Законе и благодати». Древнерусская литература. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Храмовое строительство: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Картина мира средневекового человека. Картина мира древнерусского человека. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине ХП — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский Собор Юрьева-Польского

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.  Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы  и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII –XV вв.

Золотая Орда в системе международных связей. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Принятие ислама и его распространение. Ослабление государства во второй половине XIV века, нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком

Культурное пространство.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Памятники Куликовского цикла. Культура и быт. Летописание. Жития. Епифаний Премудрый. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Родной край в истории и культуре Руси.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.  Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управление единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель.

Культурное пространство.

Изменение восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Иосифляне  и нестяжатели.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения в древнерусский и раннемосковский периоды.

Наш регион в древности и средневековье.

7 КЛАСС. РОССИЯ В XVI—XVII вв.

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской и Рязанской земель и формирование единого Российского государства.

Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.  Внешняя политика Московского  княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Система местничества. Местное управление. Наместники и волостели, система кормлений. Государь и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами   Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. 

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов: дискуссия о характере народного представительства. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Родной край в XVI в.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. создание стрелецких полков и «Уложение о службе».  Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.  Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г.  сожжение Москвы. Битва пи Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное  население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Сосуществование религий. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVIвека. Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570г. результаты и последствия опричнины.  Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:  восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьян: указ об «Урочных летах». Пресечение династии Рюриковичей.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в. Пресечение царской династии Рюриковичей.  Династический кризис. Земский собор 1598г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова.  Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Борьба против интервенции сопредельных государств. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопиа-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву Подъём национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе народные ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы в 1612г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовой мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой.  Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII в.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдоровича.  Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Продолжение закрепощения крестьян. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядцества.   Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Фёдор Алексеевич. Отмена местничества.  Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов. Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой и Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. городские восстания в середине XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение  1649г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.  Денежная реформа 1654г.  Медный бунт. Побеги крестья на Дон и в Сибирь. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. возобновление дипломатических отношений со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие колонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.  Вхождение в состав России Левобережной Украины. Война с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчьжурами и   империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия XVII в. плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.  Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Быт и повседневность русского человека в XVII в. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования и суеверия в России в XVII в. синтез европейскоц и восточной культур в быту высших слов населения.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилл-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Живопись. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Русская литература. «Домострой». Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Поэзия.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории. Газета «Вести-Куранты».

Родной край в XVI -  XVII вв.

8 КЛАСС. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII вв.: от царства к  империи (34 ч)

Россия в эпоху преобразований Петра I

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Причины и предпосылки масштабных реформ (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра  I.

Экономическая политика.  Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в развитии промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание  крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Подушная подать. Ревизии. Таможенный тариф 1724г.

Социальная политика. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Противоречия в политике по отношению к купечеству и  городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии). Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Усиление централизации бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.

Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Внешняя политика. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Северная война: причины, цели, основные события, итоги. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д.Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике.  Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Преобразования Петра I в области культуры

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Просвещение и научные знания. Кунсткамера. Основание Академии наук и университета. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

 Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры  А. Д. Меншикова. Пётр II. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни стран.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война в Османской империей.  

 Елизавета Петровна. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и торговле. Развитие мануфактур и торговли. Основание Московского университета. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов.

Россия в международных конфликтах  1740-х – 1750-х гг. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг.

Пётр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Российская империя в период правления Екатерины II  и Павла I

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм». Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики.  Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение  сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону.  Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Хозяйственное освоение Новороссии. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов.  Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.  Макарьеская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве.. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Основные направления и задачи внешней политики второй половины XVIII в. Н.И. Панин и А.А. Безбородко

Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья.  Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

«Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика Росси в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы.  Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России XVIIIв. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIIIв. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров в художественной культуре (барокко, классицизм, рококо и т.п.). вклад в развитие русской культуры ученых, художников и мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и исторического прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство, казачество, крестьянство.

Российская наука в XVIIIв. Деятельность Академии наук. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и становление русского литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIIIв. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве. Смольный институт благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Кадетский (шляхетский) корпус. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIIIв.  Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных  ансамблей в стиле классицизмы в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. 

Народы России в XVIII в. 

Управление окраинами империи. Башкирское восстание. Политика  по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья, Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов №просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.

9 КЛАСС

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. (68 ч)

Россия на пути к реформам (1081-1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.Родной крайна рубеже XVIII—XIX вв.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812г. война России с Францией 1805-1807 гг. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу.  Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Кузбассовцы – участники Отечественной войны 1812.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815г. Военные поселения.  Дворянская оппозиция самодержавию. Первые тайные общества, их программы: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Экономическая политика в условиях политической консервации. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837 – 1841 гг. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у стоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город.

Изменения в социальной структуре российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век российской литературы.  Формирование русской музыкальной школы. Тетр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы Российской империи в первой половине XIX в. Многообразие  культур и религий Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Взаимодействие народов. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ.  Тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.  

Общественная жизнь в 1830-1840-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, западники и славянофилы, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа центральный пункт общественных дебатов.

Родной край в первой половине XIX в.

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Многовекторность внешней политики империи. Окончание Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Дальневосточная политика. Основание Хабаровска.  Отношения с США, продажа Аляски.

Родной край в эпоху Великих реформ.

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Ограничение местного самоуправления. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Печать и цензура. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства.

Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Модернизация через государственное вмешательство. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Упрочнение статуса великой державы. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимосвязь помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства.

Культурное пространство империи во второй половине XIXв.

Культура и быт народов России во второй половине XIXв. Развитие городской культуры. Изменение облика городов. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни.  Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Появление  массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание.  Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIXв. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Польское восстание 1863—1864 гг. Расширение автономии Финляндии. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

        Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Рабочее, студенческое, женское движение.

Идейные течения и общественные движения. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Либеральное и консервативное движения. Национализм. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение и эволюция народничества. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля»  и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I  съезд РСДРП.

Россия в начале ХХ в.: кризис империи

Мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Роль государства в экономике. Место и роль отечественного и  иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Демография и социальная стратификация. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение  женщины в обществе.  Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

Имперский центр и регионы. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.

Политическая   система   Российской   империи начала XX        в. и необходимость её реформирования. Император Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел.  Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.  Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Форма социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская  конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

        Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социал-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные политические партии и их программы. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 г. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

        Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъём. Национальные партии и фракции в Государственной думе. 

Обострение международной обстановки. Блоковая система. Место и роль России в Антанте. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. «Мир искусства». Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны» в Париже С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XXв. В мировую культуру.

Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в. Региональный компонент.

Родной край в XIX - начале ХХ в.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

6 КЛАСС- 35 ЧАСОВ

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Введение (1 ч)

1

Наша Родина — Россия

1

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч)

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция.

1

3

Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи

1

4

История заселения родного края в древности. Защита мини-проекта №1 по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (9 ч)

5

Первые известия о Руси

1

6

Становление Древнерусского государства

1

7

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

8

Русское государство при Ярославе Мудром

1

9

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

10

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

11

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Защита мини-проекта №2 по теме «Русь в IX — первой половине XII в.»

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX — первой половине XII в.»

1

13

Контрольная работа  по итогам  I полугодия.

1

Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в.  (3 ч)

14

Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество

1

15

Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества

1

16

Повторение и контрольное тестирование  №1 по теме «Русь в середине ХП — начале XIII в.»

1

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.  (9 ч)

17

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

18

Батыево нашествие на Русь

1

19

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

20

Золотая   Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

21

Литовское государство и Русь

1

22

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

23

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

24

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Защита мини-проекта №3  по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

25

Повторение и контрольное тестирование №2  по теме:

«Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

Тема V. Формирование единого Русского государства (7 ч)

26

Русские земли на политической карте Европы и мира в началеXVв.

1

27

 Московское княжество в первой половине XV в.

1

28

Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия

1

29

Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

30

Формирование культурного  пространства  единого Российского государства.

1

31-32

Повторение и контрольное тестирование № 3 по теме: «Формирование единого Русского государства»

2

Повторение и обобщение (3 ч)

33

     Контрольная работа за курс 6 класса «Формирование

е единого Русского государства»

1

34

35

     Обобщение курса истории России за 6 класс «Формирование        

   единого Русского государства». Наш регион в древности и  

   средневековье.

2

всего

35

 7 КЛАСС – 35 ЧАСОВ

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Тема I. Россия в XVI в. (18 ч)

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов.

1

2

Территория, население и хозяйство России в началеXVI в.

1

3

Контрольная работа  в рамках стартовой диагностики

1

4

 Формирование единых государств в Европе и России

1

5

 Российское государство в первой трети XVI в.

1

6

Внешняя   политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

7-8

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

9

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

10

Родной край в XVI в.

1

11-12

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

13

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1

14

 Опричнина

1

15

Контроль по итогам 1 полугодия

1

16

 Россия в конце XVI в.

1

17

Культура и повседневная   жизнь   народов России в XVI в. Церковь   и государство в XVI в. Защита мини-проекта№1 «Россия в XVI в.»

1

18

Повторение и контрольное тестирование №1 по теме «Россия в XVIв.

1

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (15 ч)

19

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1

20-21

Смута в Российском государстве

2

22

Окончание Смутного времени

1

23

Экономическое развитие России в XVII в.

1

24

Россия при первых Романовых:  перемены в государственном устройстве

1

25

 Изменения в социальной структуре российского общества

1

26

Народные  движения в XVII в.

1

27

Россия в системе международных отношений

1

28

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1

29

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

30

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

31

Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Родной край в XVII в.

1

32

Сословный быт и картина мира русского человека. Повседневная жизнь народов России в XVII в. Защита мини-проекта№2 по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых»

1

33

Повторение и контрольное тестирование №2: «Смутное время. Россия при первых Романовых»

1

Повторение (2)

34

     Контрольная работа  за курс 7 класса «Смутное время. Россия

     при первых Романовых»

1

35

    Обобщение курса истории России за 7 класс «Смутное время.

 Россия при первых Романовых».

1

всего

35

8 КЛАСС- 35 ЧАСОВ

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Введение (1 ч)

1

У истоков российской модернизации. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов.

1

ТемаI. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)

2

Россия и Европа в конце XVII в.

1

3

Контрольная работа №1  в рамках стартовой диагностики

1

4

Предпосылки Петровских реформ Начало правления Петра I

1

5

Великая Северная война 1700-1721 гг.

1

6

Реформы управления Петра I

1

7

Экономическая политика Петра I

1

8

Российское общество в Петровскую эпоху

1

9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

12

Повседневная жизнь и быт при Петре I. Защита мини-проекта №1 по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

1

13

Значение петровских преобразований в истории страны. Повторение и контрольное тестирование №1 по теме: «Россия

в эпоху преобразований Петра I»

1

14

Контрольная работа №2 по итогам 1 полугодия

1

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (4 ч)

15-16

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762гг.)

2

17

Внутренняя политика и экономика России в1725-1762гг. Родной край в первой половине ХVIII в.

1

18

Внешняя политика России в 1725-1762гг. Национальная и религиозная политика в 1725-1762гг

1

Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)

19

Россия в системе международных отношений

1

20

Внутренняя политика Екатерины II

1

21

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

22

Социальная структура российского общества второй половины ХIII в.

1

23

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1

24

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Родной край во второй половине ХVIII в.

1

25

Внешняя политика при Екатерине II. Начало освоения Новороссии и Крыма.

1

26

Защита мини-проекта №2  по темам «Эпоха дворцовых переворотов. Российская империя при Екатерине II»

1

27

Повторение и контрольное тестирование №2 по темам: «Эпоха дворцовых переворотов. Российская империя при Екатерине II».

1

Тема IV. Россия при Павле I (2ч)

28

Внутренняя политика Павла I

1

29

Внешняя политика Павла I

1

Тема V. Культурное пространство Российской империи в ХVIII  в. (4 ч)

30-31

Общественная мысль, публицистика, литература. Образование, наука и техника, изобразительное искусство России в XVIII в.

2

32

Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

1

33

Повторение и контрольное тестирование №3 по темам: «Россия при Павле I. Культурное пространство Российской империи в ХVIIIв.»

1

Итоговое повторение ( 2 ч)

34

    Контрольная работа № 3 за курс 8 класса по теме «Россия

в XVIIIв.»

1

35

    Обобщение курса истории России за 8 класс  «Россия в            

    XVIIIв.»  Защита   мини-проекта №3 по   теме «Россия

 при Павле I.Культурное пространство российской империи в  ХVIIIв.»

1

всего

35

9 КЛАСС – 68 ЧАСОВ

№ п/п

Тема

Кол.часов

Тема I. Россия в первой четверти ХIХ в.(16ч)

1

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Родной край на рубеже XVIII—XIX вв. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов.

1

2

 Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

3

Контрольная работа  в рамках стартовой диагностики

1

4-5

 Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

2

6-7

 Отечественная война 1812 г. Кузбассовцы – участники Отечечественной войны 1812.

2

8-9

 Заграничные походы русской   армии.   Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

2

10

Либеральные   и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в  1815-1825 гг.

1

11

 Национальная политика Александра I

1

12

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

13-14

 Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

2

15

Защита мини-проекта №1 по теме

«Россия в первой четверти ХIХ в.»

1

16

Повторение и контрольное тестирование № 1 по теме: «Россия в первой четверти ХIХ в. 

1

Тема II. Россия во второй четверти ХIХ в.(13ч)

17

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

18-19

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

2

20-21

Общественное движение при Николае I

2

22

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

23-24

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг

2

25-26

Крымская война 1853-1856 гг.

2

27

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Родной край в первой половине XIX в.

1

28

Контрольная работа  по итогам полугодия

1

29

Повторительно-обобщающий урок  и защита мини-проекта №2

 по теме: «Россия во второй четверти ХIХ в».

1

ТемаIII. Россия в эпоху Великих реформ (12ч)

30

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

31-32

Александр   II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г.

2

33-34

Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

2

35

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

36

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

37

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Родной край в эпоху Великих реформ.

1

38-39

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война

1877—1878 гг.

2

40

Защита мини-проекта №3 по теме: «Россия в эпоху Великих реформ»

1

41

Контрольное тестирование №2 по теме «Россия в эпоху  Великих реформ»

1

Тема IV. Россия в 1880-1890-е гг. (10ч)

42  

Александр III: особенности внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе

1

43-44

Общественное движение при Александре III

2

    45

Национальная и религиозная политика Александра III

1

46-47

Внешняя политика Александра III.

2

48-49

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

2

50

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Защита мини-проекта №4 по теме «Россия в 1880-1890-е гг.»

1.

51

Повторение и контрольное тестирование №3 по теме: «Россия в 1880-1890-е гг.»

1

Тема V. Россия в начале ХХ в. (13ч)

52

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1

53-54

 Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—

XX вв.

2

55

Николай II: начало правления.     Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

56-57

Внешняя политика Николая II.  Русско-японская война 1904—1905 гг.

2

58-59

Первая российская революция  и  политические реформы

1905—1907 гг.

2

60-61

 Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

2

62

 Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

1

63-64

 Серебряный век русской культуры. Родной край во второй половине XIX- начале XX  в.

2

Итоговое повторение (4ч)

65

Контрольная работа №3 за курс 9 класса «Россия в ХIХ – начале ХХ в.»

1

66

Защита мини-проекта №5 по теме «Россия в начале ХХ в.»

1

67

Повторение и контрольное тестирование № 4 по теме «Россия в начале ХХ в.»

1

68

Повторение и обобщение по теме «Россия в ХIХ – начале ХХ в.» 

1

всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета История России в 6 классе

Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Пчелова. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII Века». Данная программа обеспечивает изучение ку...

Рабочая программа учебного предмета История России в 8 классе

Рабочая программа по Истории России разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкрети...

Рабочая программа учебного предмета "История России" для 6 класса (ФГОС)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России» в 6 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовател...

Рабочая программа учебного предмета "История России" 7-11 класс

Рабочая программа учебного предмета "История России" разработана для учащихся, воспитанников 7-11 класс (ФГОС ООО) с ОВЗ (глухие и слабослышащие)...

Рабочая программа учебного предмета "История России" и "История Нового времени"

Предмет «История» в 8 классе включает два курса: курс «Всеобщая история. История нового времени» - 35 часов, курс «История России» -  35 часов. Предполагается ...

Рабочая программа учебного предмета: История России Всеобщая история

Планируемые результаты освоения учебного предмета.Личностные результаты обученияк важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и кач...

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...