Проектно-исследовательская работа обучающихся
материал по истории (5, 6, 7 класс)
Проектно-исследовательская работа обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слет научных обществ обучающихся
образовательных организаций
общего и дополнительного образования
города Нижневартовска
Секция Политология. Право. Социология.
«Волонтерство как феномен социальной активности школьников»
Автор:
Бердышев Кирилл Дмитриевич
ученик 7 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34»
Руководитель:
Майбурова Саида Алимурадовна
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
г. Нижневартовск
2022
Оглавление
Глава 1. Волонтерская деятельность: основные характеристики и мотивы 4
Глава 2. Исследование волонтерства как феномена социальной активности школьников 6
2.1 Анализ социальной активности школьников 6
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности школьников 9
Введение
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают.
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.»
Генрих Акулов
Актуальность волонтёрского движения в современной России отмечена Президентом РФ Путиным В.В. на церемонии вручения премии «Доброволец России 2017» 6 декабря 2017 года и объявлении 2018 года – годом добровольца и волонтера. Глава государства отметил, что 2018-й станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». По его мнению, примеров гражданского участия и солидарности становится больше с каждым годом. Также Путин подчеркнул, что волонтерское и добровольческое движение объединило людей разного возраста и профессий, которые стремятся делать добро, «быть там, где нужны их знания, опыт, участие и бескорыстная помощь». Также, в конце ноября 2017 года президент России подписал указ об учреждении Дня добровольца, который будут отмечать 5 декабря.
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Как правило, волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь). Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.
Цель исследования – выявить влияние волонтерской деятельности на социальную активность школьников.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучение истории волонтерской деятельности ее характеристики и мотивы;
- проведение исследований волонтерства как феномен социальной активности школьников;
- анализ полученных результатов;
- выявление рекомендаций по развитию социальной активности школьников.
Объект исследования – волонтерская деятельность.
Предмет исследования – проявление социальной активности обучающихся МБОУ «СШ №34» через участие в волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования:
Социальную активность школьников в волонтерской деятельности можно рассматривать как психолого-педагогический ресурс для приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, воспитания профессионально значимых личностных качеств.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ нормативных документов, исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ.
- Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, анкетирование, оценивание, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.
Практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в организации воспитательной работы и волонтерской деятельности в учебных заведениях города.
Глава 1. Волонтерская деятельность: основные характеристики и мотивы
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80–х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Почему люди становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные: идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности; внутренняя психологическая потребность быть нужным; потребность в общении; интерес; антураж; финансовые соображения; карьера, авторитет и самореализация; творческие возможности; решение своих проблем; досуг; способ поделиться своим опытом; защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей; подтверждение своей самостоятельности и взрослости; ресурсные возможности.
Волонтер – человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.
Волонтерская деятельность (от лат. voluntarius – добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
- Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
- Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
- Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
- Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Выделяют несколько различных видов волонтерства:
- Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
- Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
- Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления – от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
- Просвещение или пропаганда каких–либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Сегодня добровольцы – это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.
Международная практика показывают, что волонтерство – это индивидуальная и коллективная деятельность людей, мотивированная желанием совершать добрые поступки на благо общества. Добровольческая деятельность представляет собой социальный феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помочь другим, объединять свои усилия с ними в создание более справедливой и достаточной жизни для всех членов человеческой семьи.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются: 1) реализация личностного потенциала; 2) общественное признание, чувство социальной значимости; 3) самовыражение и самоопределение; 4) профессиональное ориентирование; 5) приобретение полезных социальных и практических навыков; 6) возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; 7) приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; 8) выполнение общественного и религиозного долга.
Рассмотрев разные мнения о мотивации волонтеров для участия в добровольческой деятельности, можно сделать вывод, что центральным мотивом добровольческого труда сама деятельность, направленная на помощь другим, на основе чувства ответственности за сообщество. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Глава 2. Исследование волонтерства как феномена социальной активности школьников
2.1 Анализ социальной активности школьников
С целью изучения параметров и разделения характеристик социальной активности и волонтерской деятельности школьников было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 школьников с 7 по 11 класс МБОУ «СШ №34».
В процессе исследования школьников попросили написать определения: «социальная активность» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.
Большинство опрошенных связали понятие «социальной активности» со словами «общественный», «социальный». 32% опрошенных выделили помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения); 20% отметили участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях; 18% отметили включенность (участие) молодежи в общественную жизнь; 16% отметили активность молодежи в социальной сфере; 14% выделили показатель заинтересованности молодежи в жизни общества Данные представлены в таблице 1 (приложение 1).
Свои определения «волонтерской деятельности» школьники строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный». Но все же достаточное количество опрошенных включили в определения индивидуальный выбор: 46% выбрали безвозмездную помощь не защищенным слоям населения (социальным группам); 30% ответили общественные работы – безвозмездные; 16% считают, что волонтерская деятельность – это помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. Программ; 8% отметили как участие в благотворительных мероприятий, акциях. Данные представлены в таблице 2 (приложение 2).
По оценке опрошенных, основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), альтруизм, активность, терпимость, толерантность. Наименее значимыми оказались следующие качества: уверенность, пунктуальность, лидерство, инициативность, креативность, самостоятельность.
Школьники 7-9 классов имеют достаточно четкое представление о волонтерской деятельности. Школьники старших классов (10-11 класс) участвуют в различных волонтерских движениях, например: инициаторами акции «борьба со СПИДом», «Мы против курения», участвовали в сборе макулатуры, озеленении города, акция «Добрая открытка», выборы 2018.
Возросший интерес среди школьников к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения школьников к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.
Школьникам были заданы вопросы, касающиеся различных аспектов социальной активности в волонтерской деятельности. По результатам данного исследования, можно сказать, что школьниками волонтерская деятельность понимается как бесплатная, безвозмездная помощь в проведении мероприятий, в оказании услуг нуждающимся слоям населения.
Замер одного из аспектов социальной активности – участия в общественной жизни школы, показал, что активно участвуют лишь половина опрошенных школьников (47%). Из них 30% участвуют в традиционных внеучебных мероприятиях школы (концерты, конкурсы, выездные мероприятия, слеты, посещение театров и др.), 12% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 7% – участвуют в патриотических мероприятиях, 4% – участвуют в волонтерском движении (11 класс) (Приложение 3).
Как отмечают сами школьники, участвующие в единичных волонтерских акциях, такая деятельность позволяет им стать социально активными, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста, инвалидов. В процессе волонтерской работы, по мнению школьников, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.
Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения школьников в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: повышение уровня социальной активности школьников; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности.
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности школьников
Проведя анализ социологических опросов среди учащихся МБОУ «СШ №34», мы видим, что потенциал для развития волонтерского движения в школе существует. Вопрос состоит в том, каким образом этот потенциал перевести в реально действующую силу. Ситуация в школе свидетельствует о том, что постепенно зарождаются и оформляются определенные формы волонтерских объединений. Однако на данный момент мы можем наблюдать лишь то, что волонтерская деятельность подобна кружкам по интересам и носит разовый характер, отсутствует системная деятельность.
Если инициатива исходит от самих школьников, то группе волонтеров необходимо пройти этапы, описанные ниже.
- Разработать проект о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки). Проект должен быть побудительным мотивом к действию. Волонтеры должны разделять общие ценности и принципы. На этом этапе происходит согласование мест расположения своей деятельности с администрацией школы; организационной и информационной поддержки.
- Необходимо написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер.
- В сети Интернет возможно создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru), зарегистрировать себя и свое объединение на volonter.ru. Организовать рассылку приглашений о вступлении в группу. Для освещения деятельности волонтерского объединения можно провести пресс-конференцию для городских СМИ. Организовать промо-акцию волонтерского объединения на перерывах между уроками.
- Разработать анкету волонтера. Для ведения учета волонтеров (банк волонтеров) нужно организовать систему регистрации (журнал, в который записывают данные волонтеров.
- Для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд, где разместить данные и контакты о руководителях, историю возникновения, цели и задачи объединения, программу мероприятий, обучения и многое другое (зависит от размера стенда и количества информации).
- Необходимо продумать программу обучения волонтеров. Она во многом зависит от задач, стоящих перед объединением, запланированных проектов. Как правило, в программу входят тренинги на командообразование, лидерство, коммуникативный тренинг.
При создании волонтерского объединения и организации его деятельности стоит помнить о ряде моментов:
1) Волонтеры и их объединения вовлекаются в волонтерские проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах волонтерства. Волонтеры не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта.
2) Нужно учитывать личностные особенности, необходимые для успешной волонтерской деятельности: высокий уровень социального интеллекта, способность к саморегуляции, высокие самооценочные характеристики, активная жизненная позиция, эмоциональная устойчивость, креативность, стрессоустойчивость, адаптационный потенциал.
3) Необходимо помнить об особенностях ценностно – мотивационной сферы волонтера (совокупности мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, ценностных ориентаций).
К основным мотивам волонтерской деятельности можно отнеси: помощь другим, реализация социальной активности, возможность попробовать разные жизненные стили, реализация личностных ценностей, стремление к самоактуализации, получение признания других.
Заключение
В рамках представленной работы был проведен анализ отношения школьников к волонтерской, общественной деятельности, сделана попытка объяснить сложившуюся ситуацию в молодежной среде.
Так, школьники МБОУ «СШ №34» на вопрос «в какой общественной деятельности вы готовы участвовать», в целом, демонстрируют очень благоприятную ситуацию: примерно 15% «ни в чем подобном участие принимать не собираются», примерно 15% – согласны на «Сбор средств, вещей, книг для нуждающихся», около 14% – конкретно указывают на волонтерскую деятельность, чуть больше 12% – ссылаются на общественные организации и др. Только 14,43% школьников показывают отрицательное отношение к какой-либо общественной деятельности.
В силу особенностей интересов и характера развития молодежи – участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.
В ходе анализа социологических опросов о волонтерской деятельности в МБОУ «СШ№34» выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вид деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.
Для решения вышеперечисленных проблем нами были предложены следующие мероприятия: 1) разработать проект о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки); 2) Написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер; 3) создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru), зарегистрировать себя и свое объединение на volonter.ru; 4) Разработать анкету волонтера; 5) для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд; 6) Необходимо продумать программу обучения волонтеров.
В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, но так же приобрести определенный жизненный и практического опыт, реализовать творческий потенциал, развить нравственные ценности, воспитания профессионально значимых личностных качеств.
Список литературы
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
- Дьячек, Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек, Л.В. Болотова, А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с.
- Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде /Н. Н. Ершова// Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
- Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М.: Издательство Московского Университета 2006г. с. 114
- Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета 2012. – №8. – С. 88-91.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», – 2003. С 94.
- Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2009.
- Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.
- http://korkniga.ucoz.ru/index/2018_god_dobrovolca_i_volontera_v_rossii/0-33
- https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/09/20/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-volonterstvo
- http://www.rodb-v.ru/adults/librarians/publication_of_routines/childhood/issue_15/good_deeds/
- Бодренкова, Г.П. «Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы», www.sbornet
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/ molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 12. 12. 2011).
Приложение
Приложение I
Определение социальной активности молодежи
Дать определения: «социальная активность» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые для участия в волонтерских движениях.
Приложение II
Мнения | Ранги | Количество выборов | Пример определения |
Безвозмездная помощь не защищенным слоям населения (социальным группам) | 1 | 23 | «Волонтерская деятельность - это не профессиональная социальная работа, помощь людям на безвозмездной основе».
|
Участие в благотворительных мероприятий, акциях | 4 | 4 | |
Общественные работы – безвозмездные | 2 | 15 | |
Помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. программ | 3 | 8 | |
Приложение III
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Сократ
Кто такие о даренные дети??? Интеллект Творчество Мотивация Одаренность
Технология развития критического мышления Выводит Предлагает Поддерживает Развивает Учитывает Включает Знания на уровень применения и понимания Интерес к обучению и творчеству Личностный опыт ребенка Разнообразный набор приемов и методов Три фазы урока УУД
Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Вечные вопросы учителей:
6 Роль учителя Традиционный урок Урок, построенный по ТРКМ информирующая (рассказать); контролирующая (добиться выучивания); оценивающая (оценить усердие). направляет усилия учеников в определённое русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла (Осмысление): получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. Трехфазовая структура урока:
Методы и приемы практического применения для развития творческой одаренности обучающихся. Стадия Вызов: Технология «Понятийное колесо» Ключевое понятие Ассоциации Словосочетания Синонимы Стратегия ЗХУ «З» Знаем «Х» Хотим узнать «У» Узнали Актуализация знаний и смыслов Пробуждение познавательного интереса Закрепление знаний
Стадия осмысления: Прием « Инсерт » « V » « + » « _ » «?» Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Прием «Кластер» «В театре Диониса»
Стадия Рефлексия: Таблица «ПМИ» (Плюс-Минус-Интересно) «П+» Позитивный характер «М–» Негативный характер «И» Интересно Таблица «Синквейн» Вопросы Кол-во слов Кто? Что? 1 Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Какой? 2 Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Что делает? 3 Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Кто? Что? Новое звучание темы 1 Существительное Характеризует суть предмета или объекта.
11 Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?
Контрольно-оценочный этап современной эффективной технологии обучения и воспитания детей Фамилия имя ученика Понятия и термины Хронология Творческие задания Самост. работа Устные ответы Письмен. работы Исследовательская работа Схема тематического контроля:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о бо...

Организации проектно - исследовательской деятельности с обучающимися
Творческий конкурс проектов в рамках региональной олимпиады по трудовому обучению...

Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися на уроках математики и во внеурочное время
Одной из характерных примет современного образования является повышенный интерес учителей к включению детей в проектно-исследовательскую деятельность. Эта работа способствует развити...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Проектно-исследовательская деятельность с обучающимися
Проектно-исследовательская работа «Виртуальная экскурсия : «Быт и жилище русского народа и коренных народов Югры»ВведениеИспокон веков люди понимали особую значимость...

Проектно-исследовательская деятельность с обучающимися
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ"Исторический сундучок: путешествие в прошлое"в рамках IX Городской конференции творческих исследований для детей и подростков "Ремесла и промыслы: прошлое и наст...

Проектно-исследовательская деятельность с обучающимися
Всероссийский детско-юношеский форум народного искусстваПроект на тему «Славные сыны и дочери России: Исторические Личности, Изменившие Судьбу Страны»Введение2025 год объявлен в Югре Годом...



