Проектно-исследовательская работа обучающихся
материал по истории (5, 6, 7 класс)

Майбурова Саида Алимурадовна

Проектно-исследовательская работа обучающихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слет  научных обществ обучающихся

образовательных организаций

общего и дополнительного образования

 города Нижневартовска

Секция  Политология. Право. Социология.

«Волонтерство как феномен социальной активности школьников»

Автор:

Бердышев Кирилл Дмитриевич

ученик 7 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34»

Руководитель:

Майбурова Саида Алимурадовна

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя школа № 34»

г. Нижневартовск

2018

Оглавление

Введение        2

Глава 1. Волонтерская деятельность: основные характеристики и мотивы        4

Глава 2. Исследование волонтерства как  феномена социальной активности школьников        6

2.1 Анализ социальной активности школьников        6

2.2 Рекомендации по развитию социальной активности школьников        9

Заключение        11

Список литературы        12

Приложение        13


Введение

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают.

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.»  

Генрих Акулов

Актуальность волонтёрского движения в современной России отмечена Президентом РФ Путиным В.В. на церемонии вручения премии «Доброволец России 2017» 6 декабря 2017 года и объявлении 2018 года – годом добровольца и волонтера. Глава государства отметил, что 2018-й станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». По его мнению, примеров гражданского участия и солидарности становится больше с каждым годом. Также Путин подчеркнул, что волонтерское и добровольческое движение объединило людей разного возраста и профессий, которые стремятся делать добро, «быть там, где нужны их знания, опыт, участие и бескорыстная помощь». Также, в конце ноября 2017 года президент России подписал указ об учреждении Дня добровольца, который будут отмечать 5 декабря.

Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева подчеркнула, что волонтёрское движение обладает большим потенциалом. «Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику»,  – считает Министр.

Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Как правило, волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь). Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

Цель исследования  выявить влияние волонтерской деятельности на социальную активность школьников.

Исходя из цели,  были сформулированы следующие задачи:

  1. изучение истории волонтерской деятельности ее характеристики и мотивы;
  2. проведение исследований волонтерства как феномен социальной активности школьников;
  3. анализ полученных результатов;
  4. выявление рекомендаций по развитию социальной активности школьников.

Объект исследования – волонтерская деятельность.

Предмет исследования – проявление социальной активности обучающихся МБОУ «СШ №34» через участие в волонтерской деятельности. 

Гипотеза исследования: 

Социальную активность школьников в волонтерской деятельности можно рассматривать как психолого-педагогический ресурс для приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, воспитания профессионально значимых личностных качеств.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ нормативных документов, исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ.
  2. Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, анкетирование, оценивание, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.

Практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в организации воспитательной работы и волонтерской деятельности в учебных заведениях города.


Глава 1. Волонтерская деятельность: основные характеристики и мотивы

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80–х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Почему люди становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные: идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности; внутренняя психологическая потребность быть нужным; потребность в общении;  интерес; антураж; финансовые соображения; карьера, авторитет и самореализация;  творческие возможности; решение своих проблем; досуг; способ поделиться своим опытом; защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей; подтверждение своей самостоятельности и взрослости; ресурсные возможности. 

Волонтер – человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.

Волонтерская деятельность (от лат. voluntarius – добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:

  • Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
  • Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
  • Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
  • Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Выделяют несколько различных видов волонтерства:

  • Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
  • Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
  • Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления – от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
  • Просвещение или пропаганда каких–либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Сегодня добровольцы – это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.

Международная практика показывают, что волонтерство – это индивидуальная и коллективная деятельность людей, мотивированная желанием совершать добрые поступки на благо общества. Добровольческая деятельность представляет собой социальный феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помочь другим, объединять свои усилия с ними в создание более справедливой и достаточной жизни для всех членов человеческой семьи.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются: 1) реализация личностного потенциала; 2) общественное признание, чувство социальной значимости; 3) самовыражение и самоопределение; 4) профессиональное ориентирование; 5) приобретение полезных социальных и практических навыков; 6) возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; 7) приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; 8) выполнение общественного и религиозного долга.

Рассмотрев разные мнения о мотивации волонтеров для участия в добровольческой деятельности, можно сделать вывод, что центральным мотивом добровольческого труда сама деятельность, направленная на помощь другим, на основе чувства ответственности за сообщество. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.

Глава 2. Исследование волонтерства как  феномена социальной активности школьников

2.1 Анализ социальной активности школьников

С целью изучения параметров и разделения характеристик социальной активности и волонтерской деятельности школьников было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 школьников с 7 по 11 класс МБОУ «СШ №34».

В процессе исследования школьников попросили написать определения: «социальная активность» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.

Большинство опрошенных связали понятие «социальной активности» со словами «общественный», «социальный». 32% опрошенных выделили помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения); 20% отметили участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях; 18% отметили включенность (участие) молодежи в общественную жизнь; 16% отметили активность молодежи в социальной сфере; 14% выделили показатель заинтересованности молодежи в жизни общества Данные представлены в таблице 1 (приложение 1).

Свои определения «волонтерской деятельности» школьники строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный». Но все же достаточное количество опрошенных включили в определения индивидуальный выбор: 46% выбрали безвозмездную помощь не защищенным слоям населения (социальным группам); 30% ответили общественные работы – безвозмездные; 16% считают, что волонтерская деятельность – это помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. Программ; 8% отметили как участие в благотворительных мероприятий, акциях. Данные представлены в таблице 2 (приложение 2).

По оценке опрошенных, основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), альтруизм, активность, терпимость, толерантность. Наименее значимыми оказались следующие качества: уверенность, пунктуальность, лидерство, инициативность, креативность, самостоятельность.

Школьники 7-9 классов имеют достаточно четкое представление о волонтерской деятельности. Школьники старших классов (10-11 класс) участвуют в различных волонтерских движениях, например:  инициаторами акции «борьба со СПИДом», «Мы против курения», участвовали в сборе макулатуры, озеленении города, акция «Добрая открытка»,   выборы 2018.

Возросший интерес среди школьников к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения школьников к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.

Школьникам были заданы вопросы, касающиеся различных аспектов социальной активности в волонтерской деятельности. По результатам данного исследования, можно сказать, что школьниками волонтерская деятельность понимается как бесплатная, безвозмездная помощь в проведении мероприятий, в оказании услуг нуждающимся слоям населения.

Замер одного из аспектов социальной активности –  участия в общественной жизни школы, показал, что активно участвуют лишь половина опрошенных школьников (47%). Из них 30% участвуют в традиционных внеучебных мероприятиях школы (концерты, конкурсы, выездные мероприятия, слеты, посещение театров и др.), 12% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 7% – участвуют в патриотических мероприятиях, 4% – участвуют в волонтерском движении (11 класс) (Приложение 3).

Как отмечают сами школьники, участвующие в единичных волонтерских акциях, такая деятельность  позволяет им стать социально активными, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста,  инвалидов.  В процессе волонтерской работы, по мнению школьников, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.

Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения школьников  в волонтерскую деятельность с целью решения  следующих задач: повышение уровня социальной активности школьников; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности.

2.2 Рекомендации по развитию социальной активности школьников

Проведя анализ социологических опросов среди учащихся МБОУ «СШ №34», мы видим, что потенциал для развития волонтерского движения в школе существует. Вопрос состоит в том, каким образом этот потенциал перевести в реально действующую силу. Ситуация в школе свидетельствует о том, что постепенно зарождаются и оформляются определенные формы волонтерских объединений. Однако на данный момент мы можем наблюдать лишь то, что волонтерская деятельность подобна кружкам по интересам и носит разовый характер, отсутствует системная деятельность.

Если инициатива исходит от самих школьников, то группе волонтеров необходимо пройти этапы, описанные ниже.

  1. Разработать проект о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки). Проект должен быть побудительным мотивом к действию. Волонтеры должны разделять общие ценности и принципы. На этом этапе происходит согласование мест расположения своей деятельности с администрацией школы; организационной и информационной поддержки.
  2. Необходимо написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер.
  3. В сети Интернет возможно создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru), зарегистрировать себя и свое объединение на volonter.ru. Организовать рассылку приглашений о вступлении в группу. Для освещения деятельности волонтерского объединения можно провести пресс-конференцию для  городских СМИ. Организовать промо-акцию волонтерского объединения на перерывах между уроками.
  4. Разработать анкету волонтера. Для ведения учета волонтеров (банк волонтеров) нужно организовать систему регистрации (журнал, в который записывают данные волонтеров.
  5. Для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд, где разместить данные и контакты о руководителях, историю возникновения, цели и задачи объединения, программу мероприятий, обучения и многое другое (зависит от размера стенда и количества информации).
  6. Необходимо продумать программу обучения волонтеров. Она во многом зависит от задач, стоящих перед объединением, запланированных проектов. Как правило, в программу входят тренинги на командообразование, лидерство, коммуникативный тренинг.

При создании волонтерского объединения и организации его деятельности стоит помнить о ряде моментов:

1) Волонтеры и их объединения вовлекаются в волонтерские проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах волонтерства. Волонтеры не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта.

2) Нужно учитывать личностные особенности, необходимые для успешной волонтерской деятельности: высокий уровень социального интеллекта, способность к саморегуляции, высокие самооценочные характеристики, активная жизненная позиция, эмоциональная устойчивость, креативность, стрессоустойчивость, адаптационный потенциал.

3) Необходимо помнить об особенностях ценностно – мотивационной сферы волонтера (совокупности мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, ценностных ориентаций).

К основным мотивам волонтерской деятельности можно отнеси: помощь другим, реализация социальной активности, возможность попробовать разные жизненные стили, реализация личностных ценностей, стремление к самоактуализации, получение признания других.


Заключение

В рамках представленной работы был проведен анализ отношения школьников к волонтерской, общественной деятельности, сделана попытка объяснить сложившуюся ситуацию в молодежной среде.

Так, школьники МБОУ «СШ №34» на вопрос «в какой общественной деятельности вы готовы участвовать», в целом, демонстрируют очень благоприятную ситуацию: примерно 15%  «ни в чем подобном участие принимать не собираются», примерно 15% – согласны на «Сбор средств, вещей, книг для нуждающихся», около 14% – конкретно указывают на волонтерскую деятельность, чуть больше 12% – ссылаются на общественные организации и др. Только 14,43% школьников показывают отрицательное отношение к какой-либо общественной деятельности.

В силу особенностей интересов и характера развития молодежи –  участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.

В ходе анализа социологических опросов о волонтерской деятельности в МБОУ «СШ№34» выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вид деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.

Для решения вышеперечисленных проблем нами были предложены следующие мероприятия: 1) разработать проект о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки); 2) Написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер; 3) создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru), зарегистрировать себя и свое объединение на volonter.ru; 4) Разработать анкету волонтера; 5) для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд; 6) Необходимо продумать программу обучения волонтеров.

В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, но так же приобрести определенный жизненный и практического опыт, реализовать творческий потенциал, развить нравственные ценности, воспитания профессионально значимых личностных качеств.


Список литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  2. Дьячек,  Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек, Л.В. Болотова, А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с.
  3. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде /Н. Н. Ершова// Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
  4. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М.: Издательство Московского Университета 2006г. с. 114
  5. Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета 2012. – №8. – С. 88-91.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», – 2003. С 94.
  7. Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2009.  
  8. Хулин  А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.
  9. http://korkniga.ucoz.ru/index/2018_god_dobrovolca_i_volontera_v_rossii/0-33
  10. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/09/20/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-volonterstvo
  11. http://www.rodb-v.ru/adults/librarians/publication_of_routines/childhood/issue_15/good_deeds/ 
  12. Бодренкова,  Г.П. «Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы», www.sbornet
  13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/ molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 12. 12. 2011).

Приложение

Приложение I

Определение социальной активности молодежи

Дать определения: «социальная активность» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые для участия в волонтерских движениях.

Социальная активность

Мнения

Ранги

Количество выборов

Пример определения

Включенность (участие) молодежи в общественную жизнь

3

9

  1. «Социальная активность молодежи – которой не безразлична судьба России».
  2. «Социальная активность молодежи – это позиция молодежи, направленная на открытость обществу, готовность участвовать в жизни общества, создавать какие-либо проекты и участвовать в их реализации».

Участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях

2

10

Активность молодежи в социальной сфере

4

8

Показатель заинтересованности молодежи в жизни общества

5

7

Помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения)

1

16


Приложение II

Мнения

Ранги

Количество выборов

Пример определения

Безвозмездная помощь не защищенным слоям населения (социальным группам)

1

23

«Волонтерская деятельность - это не профессиональная социальная работа, помощь людям на безвозмездной основе».

 

 

Участие в благотворительных мероприятий, акциях

4

4

Общественные работы – безвозмездные

2

15

Помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. программ

3

8


Приложение III


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся на уроках биологии.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.Использование данной технологии позволяет выполнение о бо...

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся 5-7 классы...

Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии

Выступление по теме "Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии" на VIII Фрадковских педагогических чтениях "Мои первые открытия: путь...

Организации проектно - исследовательской деятельности с обучающимися

Творческий конкурс проектов в рамках региональной олимпиады по трудовому обучению...

Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися на уроках математики и во внеурочное время

Одной из характерных примет современного образования является повышенный интерес учителей  к включению детей в проектно-исследовательскую  деятельность.  Эта работа способствует развити...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...