Конспект урока для 5 класса
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока по истории для 5 класса. Тема урока: Установление империи в Риме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ustanovlenie_imperii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории для 5 класса.

Разработала учитель истории и обществознания Старкус А.А.

Тема урока: Установление империи в Риме.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о причинах установления империи и падения республиканского строя в Древнем Риме.

Задачи: создать условия для усвоения понятия «империя»; продолжить формировать у учащихся умения работать с материалом учебника, правильно употреблять необходимые для урока термины.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формировать уважение к цивилизационным достижениям и ценностям древнейших государств;
  •  выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Метапредметные:

  • Формирование умения выражать свое мнение по определенному вопросу, умения слушать и слышать другого участника образовательного процесса.

Предметные:

  • Формирование теоретических знаний по предмету;
  • Умение использовать предметные знания для решения конкретных задач.

Ход урока:

Учитель

Ученики

Организационный момент.

Проверка д.з.

Главный вопрос, на который вам предстоит ответить это: «Почему Цезарь смог прийти к власти в Риме?»

Для этого вспомните:

  • Каким был Цезарь?
  • Какой полководец был его кумиром?
  • Почему он был популярен в стране у многих ее жителей?

Следующий важный вопрос, который нам необходимо обсудить с Вами это: чем закончилось правление Цезаря? Назовите, в чем обвиняли Цезаря его противники?

Цезарь был умным, умел прекрасно говорить, убеждать людей, умел добиваться поставленной цели. Стойко переносил все тяготы военной службы, был талантливым военачальником. Его кумиром был Александр Македонский. В 49 г. до н.э. Цезарь смог прийти к власти в Риме. Он добился этого благодаря тому, что нашел поддержку в народе. Для этого он угощал неимущих, помирил Красса и Помпея, добился поддержки армии, давая солдатам двойное жалование. Таким образом, благодаря этому его избирают консулом, а затем сенат делает его диктатором — правителем с неограниченными правами.

Против Цезаря возник заговор, в результате которого он был убит в 44 г. до н.э. Противники Цезаря обвиняли его в том, что он стремится к полному захвату власти, к тирании. И республиканцами, сторонниками старых римских законов и старых римских традиций это не понравилось.

Сегодня мы узнаем, что произошло в Риме после смерти Цезаря и постараемся ответить на проблемный вопрос:

Как изменилось значение слова «император», начиная со времени Октавина Августа?

Запись темы урока

После убийства Цезаря сенаторы не были поддержаны и боясь народного гнева, они сбежали на Балканский п-ов и стали там собирать армию, чтобы возродить республику.

Претендентами на власть стали два человека. Это восемнадцатилетний Октавиан (хилый и болезненный юноша) — внук любимой сестры Цезаря и его друг, консул Антоний.

Октавиан и Антоний сразу невзлюбили друг друга. Но им пришлось заключить союз, чтобы начать борьбу со сторонниками республики. Войскам союзников удалось разбить республиканцев, и победители поделили между собой власть. Антоний стал правителем восточных территорий, а Октавиан – западных.

Но это было лишь затишье перед бурей. Антоний женился на царице Египта Клеопатре и переехал в Александрию Египетскую.

Тем временем Октавиан пытался настроить всех против Антония. Он говорил, что тот дарит детям Клеопатры провинции как свою собственность. Война была неизбежна.

В 31 г. до н.э. у мыса Акций произошло сражение. В самый разгар сражения Клеопатра дала приказ отозвать из боя египетский флот. Антоний ринулся за ней. В результате войско Антоний потерпело поражение и он покончил жизнь самоубийством. Его судьбу повторила и Клеопатра.

Запись.

Смотрят на карту, учитель показывает, где находились земли Антония, а где Октавиана.

Запись.

Задание:

Прочитайте стр. 259 – 260 и ответьте на вопросы

И ответьте на дальнейшие вопросы.

1.За какие заслуги Октавиан получил почетное прозвище Август?

1.За окончание гражданских войн и установление мира.

2.Почему и зачем Октавиан Август создает личную стражу?

Какое название имела эта охрана?

3. О чем говорят его слова, что он не хотел тревожить жителей?

4. Почему со времени правления Октавиана Августа Римское государство называют империей?

2. Осторожность. Боялся повторить судьбу Цезаря.

Преторианцы

3.Боялся нападений.

4. Потому что после Октавиана у власти стояли единоличные правители.

Давайте запишем новые понятия в тетрадь:

Империя - государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра.

Император — титул человека, управлявшего империей.

Закрепление изученного на уроке

Обсуждение проблемы.

Римский оратор Цицерон писал после убийства Цезаря: «Тиран убит, а тирания жива».

— Что имел в виду Цицерон? Объясните смысл его слов. 

(Цезаря, тирана убили, а власть его осталась жить.)

Итог урока

VII. Домашнее задание 1. §53 учебника – пересказ.

Рефлексия:

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что из изученного вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...