Эпоха Петра Первого
презентация к уроку по истории (7 класс)

материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Эпоха Петра Первого2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпоха Петра I То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Пушкин А.С.

Слайд 3

Предпосылки преобразований Петра I Малопроизводительное сельское хозяйство; Слабая техническая оснащенность мануфактур; Слаборазвитое промышленное производство; Отсутствие благоприятных условий для развития внешней торговли; Отсутствие регулярной армии; Неудовлетворительный принцип комплектования армии; Отсутствие военно-морского флота; Угроза потери национальной независимости, колонизации России сильными державами .

Слайд 4

Причины реформ Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы; Ослабление международного положение России. Угроза потери независимости.

Слайд 5

Особенности преобразований в России Проводились по европейскому образцу(Швеция) Отсутствие системы в проведении реформ Охватили все сферы деятельности и жизни общества Жесткий курс и быстрые темпы реформ Проходили на базе государственной системы крепостного права Зависимость внутренней политики от внешней ! Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально-экономического и государственного строя России.

Слайд 6

Детство, юношеские годы Петр I (1672-1725) – последний царь московский и первый император всероссийский. Родился 30 мая 1672г , был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти своего старшего брата Федора Алексеевича(1682) Петр вместе с братом Иваном был провозглашен царем.

Слайд 7

Натура увлекающаяся и непоседливая, Петр находил себе занятия, которым отдавался со страстью одержимого. Три увлечения поглощали энергию Петра: привязанность к ремеслам (владел 12 специальностями), страсть к военному делу (сверстники Петра составляли потешные роты, обучавшиеся настоящему военному делу; потешные роты потом преобразуются в Преображенский и Семеновский полки и станут вооруженной опорой молодого царя) , страсть к морю и кораблестроению (рассказывают, что истоки этой страсти связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, валявшимся в каком – то сарае). Петр много читает, учится у инженеров, математиков, плотников, в Немецкой слободе у иноземных офицеров получает знания по военному искусству. Петр I и потешные полки Петр изучает корабельное дело В Немецкой слободе худ. Бенуа А.Н. Ботик Петра I

Слайд 8

Семнадцатилетнего Петра его мать Н.К. Нарышкина женила на Е. Лопухиной, воспитанной в старомосковском духе. Петр женился после Ивана. Таким образом, оба царя по представлениям того времени достигли совершеннолетия и более не нуждались в опеке Софьи. Но Софья не имела намерения расставаться с властью. В ночь 1 7 на 8 августа до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его. 1695г можно считать переломным в жизни Петра. Стрельцы Царевна Софья

Слайд 9

1695г.- поход русской армии на турецкую крепость Азов Азов взять не удалось, т.к. не смогли блокировать крепость с моря меры Петра I по созданию военного флота 1696г. строительство судоверфей в Воронеже Создание галерного флота 1696г второй поход и взятие Азова Создание плацдарма для борьбы за выход к Черному морю, но Петр I решил прекратить азовскую кампанию Азовские походы

Слайд 10

Великое посольство (16 97 -1698) ЦЕЛИ: Организация коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей; Нанять за границей специалистов на русскую службу; Закупить оружие; Пристроить для обучения партию дворян(овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения). Голландский город Берг. Великое посольство Домик Петра I в Саардамской верфи Петр I в Англии

Слайд 11

Стрелецкий бунт 1698г. Находясь в Вене Петр получил известие о стрелецком бунте, что заставило его отказаться от намеченных планов и мчаться в Москву. 25 августа 1698г Петр прибыл в Москву и свое пребывание начал с обрезания бород у бояр и укорочения длиннополого платья. Но перед царем стояла другая задача- возобновление стрелецкого розыска – царь был убежден, что Шеин произвел поверхностное расследование. В сентябре- октябре было повешено, обезглавлено и четвертовано в общей сложности 799 стрельцов. Стрельцы олицетворяли косную старину, тянули страну назад и поэтому были обречены. Суриков В. Утро стрелецкой казни

Слайд 12

Внешняя политика Петра I Задачи внешней политики На Юге На Западе и Северо-западе Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в Азовское и Черное моря Борьба за овладение выходом к Ирану и Индии Воссоединение всех земель, входивших в Древнерусское государство Борьба за выход в Балтийское море

Слайд 13

Северная война Цели войны Добиться выхода к Балтийскому морю Повышение международного статуса России. Превращение России в морскую державу. Вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в начале XVII в «Северный союз» против Швеции Россия Дания Саксония Речь Посполитая

Слайд 15

Этапы Северной войны I этап (1700-1709): 1700-Сражение под Нарвой;(сд.гипер) 1703-Битва под Нарвой;(сд.гиперс) 1704-взятие русской армией Дерпта и Нарвы; 1706-отречение польского короля Августа II от престола; 1708- Битва при Лесной;(сд.гипепс) 1709-Полтавская битва.(сд.гиперс). II этап (1709-1721): 1711-Прутский поход против Турции; 1714- Победа русского флота при мысе Гангут;(сд.гиперс) 1720-Русско-шведское морское сражение у острова Гренгам; 1721- Ништадский мир со Швецией

Слайд 16

Сражение под Нарвой

Слайд 17

Для армии и флота требовался металл Литье пушек из колокольной меди –изготовлено 300 орудий Создание металлургических заводов на Урале Невьянский металлургический завод

Слайд 18

Личный состав армии и флота нуждался в единой экипировке и снаряжении Создаются суконные, парусно-полотняные, портупейные и прочие мануфактуры Мануфактура

Слайд 19

Стране нужны специалисты, прежде всего военных профессий 1701г.-основание Навигационной и Артиллерийской школы

Слайд 20

Создание новой армии На смену добровольной армии пришла обязательная Вводится рекрутская система Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии Служба в армии пожизненная Устанавливается единая система обучения, единая экипировка, вооружение и порядок боевых действий Стрельцы Армия нового образца

Слайд 21

Для успешного продолжения войны необходим флот 1703г.-на Олонецкой верфи состоялась закладка 43 кораблей разных типов Одновременно была заложена верфь в самом Петербурге. Адмиралтейская верфь приступила к сооружению кораблей в 1705г Адмиралтейская верфь

Слайд 22

Первые успехи Первая значительная победа вблизи Дерпта в конце 1701г. Летом 1702г русские захватили небольшую крепость Мариенбург. 1702г.захвачена крепость Нотебург. 1703г.руские войска овладели Ниеншанцем крепостью, запиравшей выход из Невы в Балтийское море.

Слайд 23

Строительство Санкт-Петербурга 16 мая 1703г. на Заячьем острове на реке Неве Петр заложил новый город, названный им в честь своего святого –Санкт-Петербургом. Петр на строительстве Петербурга

Слайд 24

Сражение при Лесной

Слайд 25

Полтавская битва И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский- колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

Слайд 26

Гангутский бой

Слайд 27

Итоги Северной войны

Слайд 28

Реформы государственного аппарата управления Исходные идеи преобразований Петра I Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности Государство- творение человека, а не Бога Система управления страной может быть изменена, улучшена ! Эти идеи европейских философов во многом определили активное вмешательство государства во все сферы жизни и деятельности общества.

Слайд 29

Цели реформ аппарата управления Создание четко действующего государственного механизма Создание регулярной армии и флота Замена устаревшей (запутанной и громоздкой) системы приказов новыми органами власти

Слайд 30

Основные принципы деятельности новых органов власти Функциональность и жесткая регламентация деятельности Строгая иерархия органов власти Введение отраслевого управления страной (Камер-коллегия занималась только сбором налогов и т.д.) Строгое разграничение властных полномочий и ведомственных обязанностей Жесткая система подчинения одних властных структур другим 1722- «Табель о рангах», согласно которому продвижение по службе всецело зависело от личных заслуг и выслуги лет

Слайд 31

Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII в. Император Генерал-прокурор Сенат Коллегии Губернатор Воевода провинциальной канцелярии Воевода уездной канцелярии Синод 1721- По решению Сената царь получил титул – Император Всероссийский ; за ним утвердилось почетное имя Петр Великий , Отец Отечества.

Слайд 32

Сенат 1711г Боярская дума была заменена Сенатом, в руках которого сосредоточились судебные, административные и законосовещательные функции, назначение и утверждение чиновников, контроль за коллегиями и губернскими властями. Сенаторы назначались царем, давали ему личную присягу, решали все вопросы коллегиально, несли персональную ответственность за каждое решение, ставя под ним свою подпись Сенат петровского времени. С картины Кардовского Д.

Слайд 33

Коллегии 1717-1721- замена приказов коллегиями, которые стали ведать строго определенными вопросами государственного управления, распространяя свою власть на всю территорию страны, все вопросы решались совместно. Возглавлял коллегию президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Коллегии Иностранных дел; Военная; Адмиралтейская; Камер; Штатс; Ревизион; Берг; Мануфактур; Юстиц; Вотчинная. Лансере Е. Здание Двенадцати коллегий

Слайд 34

Реформа местного управления В 1707-1711г была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали большой властью: Ведали сбором налогов; Правосудием; Набором рекрутов. В 1719г для облегчения управления число губерний увеличилось до 11. Губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции – на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан.

Слайд 35

Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви; Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем; Оппозиционное настроение части духовенства реформами Петра I . ! Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности- подчинением духовной власти светской .

Слайд 36

Церковь и государство После смерти патриарха Андриана(1700г) царь не разрешил выбирать нового патриарха; Местоблюстителем Патриаршего престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ; 1721г - отмена патриаршества, замена его Духовной коллегией – Синодом, во главе со светским лицом превращение церкви в часть государственного аппарата Патриарх Андриан Окончательная победа светской власти над духовной Оформление абсолютизма в России при Петре I .

Слайд 37

Российская экономика при Петре I Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными. Цели экономических преобразований Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости Развитие внутренней и внешней торговли России Создание мануфактур и заводов(75 металлургических заводов к середине XVIII )

Слайд 38

Труд на мануфактурах Вольнонаемный Принудительный Гулящие, беглые люди (в первые годы XVIII ) Квалифицированные работники Приписные крестьяне Посессионные крепостные крестьяне, принадлежащие мануфактуристу Адмиралтейская верфь

Слайд 39

Особенности государственных мануфактур В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах. Обеспечение сбыта продукции(государство-заказчик) Использование принудительной и дешевой рабочей силы(труд крепостных) Отсутствие естественной конкуренции Незаинтересованность в техническом росте Консервация феодально-крепостнических порядков

Слайд 40

Развитие торговли Торговая политика государства Последствия и значение I период Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров. (1700-1719) 1.Получение значительных средств казной на нужды армии и флота. 2.Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий. II период Переход к политике меркантелизма и протекционизма (сделать гиперссылки) (1719-1725) 1.Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их заграницу. 2. Накопление капитала. 3.Рост молодой российской промышленности.

Слайд 41

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.

Слайд 42

Список литературы Зажурило В.К., Кузьмина Л.И., Назарова Г.И. «Люблю тебя, Петра творенье…»Л.1989г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Игра-викторина на тему «Эпоха Петра Первого»

Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана  для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировкеимеющихся знаний у уча...

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"...

Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»

В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....

Эпоха Петра Первого

Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоят...