Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)
статья по истории (10 класс)

Елетина Татьяна Федоровна

В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 04-10-2021-17-47-th646-0tayanafedoovnayeleina-93254_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

(из опыта работы)

Минувший век притягивает нас-

Сегодняшнее давнее начало!

Его огонь далекий не погас,

Мелодия его не отзвучала.

А.С. Пушкин.

 

Модернизация школьного образования … Что стоит за этими словами?Во-первых, развитие у детей познавательной активности. Во-вторых, формирование умений исследовательской деятельности. В-третьих, индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. И мы, педагоги, понимаем, что результатом такой работы должно стать достижение учащимися уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу.

Как этого добиться? Я считаю, через исследовательскую работу, которая приучает к аналитическому труду по нескольким источникам. Именно она формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе, а в дальнейшем для написания текстов аналитического характера. Это тот фундамент, на базе которого ученик осваивает новую информацию и убеждается в том, что знания, полученные в школе, действительно бесценны.

На мой взгляд, одним из способов мотивации познавательной деятельности учеников является изучение истории семьи. Эта форма весьма увлекательна и доступна для приобщения школьников к исследовательской работе. Ведь рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают ее к ребенку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее специфику и уникальность. Именно исследовательская деятельность учащихся способствует формированию активной личности, способной решать важные вопросы в сложных жизненных ситуациях. А с чем можно сравнить формирование у ребенка ощущения эпохи? Или возможность соотнести бытие отдельного человека с ходом истории? Сохранение связи поколений? Конечно, ни с чем!  Трудно переоценить образовательно – воспитательное  значение исследовательского метода на пути активного познания действительности. Цели подобной деятельности учителя совпадают с интересами учащихся.

 Занимаюсь этой работой уже более  5 лет.  За это время накоплен небольшой опыт, которым я хочу поделиться . В начале каждого учебного года  дается информация о том, что можно заняться исследовательской  деятельностью. И начинается подготовка к этому важному событию: заранее оговариваются темы, затем составляется план работы, подбор источников, написание работы, составление презентации, публичное выступление в конке учебного года на школьной конференции.

В большинстве случаев изыскания в сфере семейной истории обычно касаются каких – либо событий 20 в. Это определяется реальными возможностями учеников. Авторы работ не ограничиваются изучением одного  конкретного эпизода, одного периода, а создают связное повествование о судьбе своих предков на протяжении десятилетий, акцентируя внимание на месте и роли каждого конкретного ( а для ребят – родного) человека в истории страны.

В процессе сбора сведений о родных учащиеся устанавливают наиболее отдаленного предка. Установленное первое поколение является основанием для постепенного составления генеалогического древа и родословной поколенной росписи. В корнях древа помещают предка – родоначальника, крону древа венчают те, ради кого оно составляется .Каждое поколение располагается строго на одной горизонтали.  Генеалогическое древо дополняет родословная роспись – поколенный список членов рода, в котором содержатся сведения о каждом человеке. На этом этапе работы учащиеся собирают более подробную информацию о каждом представителе рода. Наряду с уже установленными фамилиями, именами, отчествами, датами жизни интересуемся: где и когда учились, работали, проживали, когда и в связи с чем  меняли место жительства, какие имели звания, награды. Немало интересных сведений школьники собирают об увлечениях своих родственников, их интересах, занятиях в свободное время. Вместе со своими родными школьники мысленно проходят определенный участок исторического пути, наполненный  яркими и трагическими событиями, горем и счастьем, поражениями и победами. Проделанная и оформленная работа становится исторической ценностью и будет храниться не только в  семейном архиве, но и в школьном музее (раздел «Судьбы людей»)

На начальном этапе работы главным источником сведений по истории семьи являются воспоминания и рассказы родных. Ученики обращаются к семейным архивам. Большая удача если удастся обнаружить мемуары – обдуманное воссоздание пройденной жизни. Именно в мемуарах человек стремится запечатлеть опыт своего участия в исторических событиях. Для  юных исследователей изучение мемуаров отличная возможность окунуться в мир повседневности, научиться работать с историческим документом, комментируя его и подвергая критическому анализу. Изыскания школьников позволяют воссоздать историю своей семьи , тесно пересекающуюся с  историей страны; преодолеть безликость; увидеть важность и значимость жизни и деяний своих предков, а затем и самих себя.

Выполненных работ накопилось немало, они интересны тем, что дети в ходе изысканий находят незабываемые факты из жизни предков. Например, Жеребцов Алексей установил, что его прапрадедушка не только был участником русско – японской  войны, но и служил на легендарном крейсере «Варяг». А ученица Василенко Любовь отмечает, что в их роду четко прослеживаются творческие способности, родоначальницей которых была Медяная Евдокия Ивановна, получившая в   приданое  (1893г) швейную машинку «Зингер». Лободин Николай отмечает уникальный факт из жизни прадеда Касьянова С.В. – первого шофёра в селе, ездившего на машине, двигатель которой работал от сжигания дров.

Как правило , ученические изыскания занимают один – два учебных года. На заключительном этапе учащиеся в оформленном виде излагают уже систематизированный материал. Изучение истории семьи осуществляется во внеурочной деятельности, а вот накопленный учениками  и их родителями материал уместен для привлечения на уроках , особенно когда изучаем 20 столетие.

Изучая историю семьи, ребята поднимают огромный пласт материала по истории повседневности, узнают от своих родных совершенно новые и неожиданные факты, удивляются, спорят, задумываются, приближают к себе ушедшие эпохи или сами мысленно переносятся в них. Укрепляются контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, позитивного исторического опыта. Это важно, ибо, как отмечал Н.М. Карамзин, « мудрость человеческая имеет нужду в опыте»

Список литературы.

  1. Бартенева Н.В. Научно – исследовательская работа учащихся. //Преподавание истории в школе //2005 . - №3
  2. Савелов л.М. Лекции по русской генеалогии. М.,1908 – 1909
  3. Чернова М.Н. Изучаем историю семьи. //Преподавание истории в школе //2001 . - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.

В данном выступлении обобщен мой опыт  работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...

Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии

Научно-исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться. У учащихся повышается интерес к предмету. В данном материале прописаны этапы и со...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

 Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...