Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Аланы в V-VIII вв.»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тотикова Нелли Хасановна

 Охарактеризовать  территориальное, хозяйственное, общественное положение алан в V-VIII вв; Раскрыть основные причины разложения общинно-родового строя и зарождения феодальных отношений у алан;

 Охарактеризовать связи алан с другими государствами.

Развитие умений учащихся самостоятельно мыслить и делать выводы. 

 Прививать учащимся уважение к истории наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alany.docx348.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

МО-Пригородный район

Конспект открытого урока по истории

в 5 классе на тему:

«Аланы в V-VIII вв.»

http://static.ngs.ru/news/preview/cbab08cb33b012dde8e09f50d496888103aa8436_796.jpg

Учитель истории и обществознания

Тотикова Нелли Хасановна

2013 г.

Цель урока:

1.а. Охарактеризовать  территориальное, хозяйственное, общественное положение алан в V-VIII вв;

б. Раскрыть основные причины разложения общинно-родового строя и зарождения феодальных отношений у алан;

в.  Охарактеризовать связи алан с другими государствами.

2. Развитие умений учащихся самостоятельно мыслить и делать выводы.  

3. Прививать учащимся уважение к истории наших предков.

Оборудование: компьютер, проектор, карта по истории Осетии

«Аланы в V-VIII вв.»

Используемые методы:

  • Актуализация известных знаний.
  • Фронтальная беседа: «Развитие Алании в I-V вв».
  • Выступления учащихся  с сообщениями, заранее   подготовленными.

Ход  урока: I. Опрос домашнего задания.  Учащиеся  подготовили небольшие сообщения.

1-ый ученик: Эмоциональный  рассказ  о происхождении осетинского народа.

2-ой ученик: Характеристика основных занятий алан в I-V вв.

3-ий ученик: Вторжение гуннов и его последствия для алан.

 Идет обсуждение учащимися последствий нападения гуннов на алан и делается вывод о том, что аланы оставили большой след в истории, они держали в руках торговые пути, имели тесные связи с Закавказьем и греческими городами.

 Развитие земледелия и скотоводства у алан, а также грабительские войны  ускорили разложение родового строя. Вторжение гуннов имело для алан  страшные последствия, они потерпели поражение и потеряли часть своей территории.

II Изучение нового материала

План

  1. Территориальное, хозяйственное, общественное положение алан в V-VIIIвв.;
  2. Разложение общинно-родового строя и зарождение феодальных отношений;
  3. Связи алан с другими государствами.

Учителем выдвинута первая задача урока: охарактеризовать территориальное, хозяйственное, общественное положение алан в V-VIIIвв.

Учитель отмечает, что аланы на Северном Кавказе занимали область от бассейна р. Сунжа до Приазовья. Их соседями были грузины, чеченцы и ингуши, черкесы, аланы имели связи с разными степными народами.

Тут же учитель задает вопрос: А сейчас с какими народами мы соседствуем? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Далее учитель характеризует хозяйственные занятия алан: земледелие, скотоводство, охота, ремесла: кузнечное дело, ювелирное, гончарное… Раскрываются торговые связи алан с различными народами: Закавказьем, греческими народами. Делается вывод о том, что торговля способствовала расширению связей алан с другими государствами.

Далее выдвинута вторая задача урока: разложение общинно-родового строя и зарождение феодальных отношений.

Учитель рассказывает об успехах алан в земледелии, скотоводстве и ремесле и говорит, что именно они привели к завершению распада общинно-родового строя и развитию феодальных отношений. Развивается частная собственность на землю, скот, происходит разделение общества на классы. Об имущественном неравенстве свидетельствуют вещи из аланских могильников у сел Чми, Балта, Лац, где встречаются как бедные, так и богатые погребения знати.

Тут же учитель ставит вопрос учащимся: Какие два класса существуют в феодальном обществе? Учащиеся ответили, что основными классами были феодалы и зависимые общинники. В нескольких словах учитель характеризует феодальный строй. Затем делается вывод о том, что у алан в VIII веке сложилось раннефеодальное общество, в результате разложения общинно-родового строя.

И наконец, мы переходим к реализации третьей задачи урока: Выяснить связи алан с другими государствами.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что аланы часто совершали нападения на другие государства. В V веке они напали на Грузию, в VI веке они боролись за преобладание в Закавказье, имели военные связи с Византией. Все эти факты говорят о том, что Алания в V-VIIIвв. была очень сильна. Воевала с другими государствами, чтобы обезопасить свои границы и расширить свои владения.

Демонстрация презентаций о Грузии и Византии.

III Закрепление:

  1. В союзе, с какими государствами аланы вели захваты чужих территорий?
  2. Какие территории занимали аланы на Северном Кавказе в V-VIIIвв.

Литература: «Осетия и осетины». История Осетии 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе "Один день из жизни Генриха VIII"

Конспект открытого урока английского языка по теме "Один день из жизни Генрих VIII" проводился в 6 классе (2-й год обучения).  Это обобщающий урок комплексного развития лексико-гра...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...