план урока в технологии смешанного обучения "Коренной перелом в ходе ВОВ"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Давыдова Екатерина Васильевна

план урока в технологии смешанного обучения "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_perevernutyy_klass_korennoy_perelom_v_vov.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по технологии смешанного обучения

«Перевернутый класс»

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цели по линиям развития личности

ЛР. Картина мира в фактах и понятиях

Цель: - познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

Историческое мышление

- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение

- показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник В.А.Никонов, С.В.Девятов «История России» 1914г.- начало XXI в. карта «Великая Отечественная война Советского Союза», https://youtu.be/XaXj0F1_CO0 видеоурок, раздаточный материал по группам.

ПЛАН УРОКА.

Ребятам накануне задано на дом изучить параграф 23 и просмотреть видеоурок по ссылке https://youtu.be/XaXj0F1_CO0 

       Урок по методике "перевернутый класс" включает четыре стадии, которые условно можно обозначить следующим образом:

1. Вовлечение.

2. Изучение.

3. Осмысление.

4. Применение.

Рассмотрим данные стадии на примере урока истории в 10 классе по теме «Коренной перелом в ВОВ»

В начале урока класс делится на рабочие группы по 4-5 человек.
Для каждой группы либо каждого ученика создается рабочий лист с инструкциями, что позволит работать самостоятельно.

После того, как озвучена тему урока "Коренной перелом в ВОВ", начинается первая стадия - вовлечение. Для этой стадии выбран метод мозгового штурма. На данном этапе, опираясь на уже имеющиеся знания о ВОВ и изменениях произошедших в армии и сознании людей после битвы под Москвой и неудач весны-лета 1942 , учащиеся выдвигают предположения о тех проблемах и вопросах, которые будут решаться в ходе изучения темы.

Вот примеры вопросов и проблем, выдвинутых учащимися:

1. Причины неудач наступательных операций весной-летом 1942г.?

2. Просчеты советского командования в указанный период?

3. Итоги данного этапа?

4. Почему германское командование делит группу армий «Юг» на две части?

5. Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

6. Почему это стало возможно?

7. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?

8.Почему он стал возможен?

9.Как повлиял на дальнейший ход войны?

На основании выдвинутых вопросов (могут быть заданы учителем) и возможных вариантов ответов учащиеся формулируют цель занятия: получить понимание того, что такое Коренной перелом, каковы ее причины и последствия, движущие силы, причины.

На второй стадии учащиеся знакомятся с теорией. Теоретический материал в сжатой и при этом красочной форме видеоурока, который предварительно скачала с видеохостинга youtube.com., был изучен дома.

На стадии осмысления каждая группа составляет часть ментальной карты "Коренной перелом в ВОВ": 1 группа «Сталинградская битва» и «Битва за Днепр»; 2группа «Сражение на Курской дуге» и «Итоги второго периода»

На стадии применения группы обмениваются своими частями ментальной карты, делают вывод по теме:

1 группа: Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении. Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов                                                                                                                        Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           - командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

обозначают на контурной карте направление ударов советских войск и  направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

      Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев.

       Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

2 группа: Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

 Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

- в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении.

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков.

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют.

Показали на карте:

- направление планируемых ударов немецких войск;

- направление контрударов советских войск;

- место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

Итоги второго периода(19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.)

 — коренной перелом в ходе войны, переход стратегической инициативы к Красной Армии:

 — разгром немцев под Сталинградом;

— сражение на Курской дуге;

 — форсирование Днепра

Тегеранская конференции

      Так же на данной стадии учащиеся задают вопросы учителю, которые, как правило, выходят за рамки изучаемого на уроке и предполагают более глубокое знание материала. Данный урок не является идеальной моделью "перевернутого класса" и задействует лишь некоторые из возможных для каждой стадии способов работы. Однако даже в таком варианте "перевернутый класс" позволяет в гораздо большей степени, чем традиционный урок реализовать системно-деятельностный подход даже среди слабых учащихся.

 Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по технологии "Волшебная сила оберегов"

Урок для 5-х  классов рассчитан на 2 акдемических часа. На предыдущем уроке ученицы изготовили венички и ознакомились, что символизируют различные предметы, которыми их можно украсить. Домашним з...

конспект урока в 9 классе "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Данный урок построен на основе использлвания технологии критического мышления, предназначен для учащихся 9 класса...

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»

Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;·        показать вклад наших воин...

Использование контента МЭО на уроках истории (технология смешанного обучения)

В данном материале представлен опыт применения контента на уроках истории. Использование контента при технологии смешанного обучения: диференцированное обучение и смена рабочих зон....

ИНТЕРРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Урок по технологии смешанное обучение с элементами сингапурской методики. Тема Reported Speech

Тема урока: общие и специальные вопросы в косвенной речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний (с применением технологий смешанного  и кооперативного обучения)...

Конспект урока по технологии смешанного обучения

5 класс. Площадь, формула площади прямоугольника...

План урока по технологии в 6 классе на тему: «Технология обработки древесины на токарном станке»

План урока по технологии в 6 классе на тему: «Технология обработки древесины на токарном станке»...