Методические рекомендации к уроку истории "Период перестройки"
методическая разработка по истории (10, 11 класс)

Анализируется период перестройки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл period_perestroyki.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Период перестройки

(методические рекомендации для урока истории)

Введение.

Период перестройки 1985-1991 гг  в нашей стране до сих пор вызывает интерес не только российского общества, но и зарубежных историков. Эта тема актуальна еще и потому, что многие видят похожие элементы реформирования политической системы    и в современном  российском обществе.  В.В.Путин назвал эти процессы «Перестройка 2:0». Оценки политических реформ того времени неоднозначны. Одни считают их необходимыми и неизбежными, оценивают положительно, сравнивая с глотком свежего воздуха. Они согласны с высказыванием А.Собчака: «Перестройка вызвала к жизни политическую активность, гражданское достоинство людей. Они убедились, что их голоса, волеизъявление действительно имеют значение. Можно смело утверждать: политическое самосознание ленинградцев решительно шагнуло из застойных времён в перестройку…“ («1937 – 2000. О людях»).

Другие считают, что итогом всех политических реформ стал распад СССР, что является огромной трагедией нашей страны. Известный политический лидер того времени Егор Лигачев так оценивал итоги перестройки: «"Реформы" демократов потерпели поражение потому, что они направлены на движение страны вспять, от социализма к капитализму, от прогресса к реакции. Никаких миллионов собственников, кучка миллионеров и миллиардеров — таков итог "демократических реформ" (книга воспоминаний "Предостережение", 1999 год)

Очень многие исследователи политической истории России периода перестройки опираются в своих выводах на теорию революции элит. Указанной теории придерживаются как историки, так и другие ученые-обществоведы: М.Ю. Малютин, В.Б. Пастухов, Д.Е. Фурман и другие. Д.Е. Фурман одним из первых отметил "странный характер нашей революции". Он делает поразительный вывод, что в1985-1991 гг. не было борьбы элит, и как следствие смены правящей элиты. Состав правящей элиты до и после перестройки практически не изменился.

Об активности элиты в условиях переходного периода в России пишет М.Ю. Малютин: "Минувшие четыре года были эпохой, когда наиболее активные и сообразительные выходцы из старой номенклатуры первого - второго ранга поступили на "курсы переквалификации для "политиков" и "бизнесменов", начали работать и жить вопреки старым правилам игры, разрушая остатки существующей управленческой вертикали".

Среди зарубежных авторов можно отметить  монографии С. Уайта "Горбачев у власти", М.Е. Урбана "Вся власть Советам! Демократическая революция в СССР".

Я же считаю, что время перестройки было очень противоречивым, неоднозначным. Были достигнуты определенные положительные результаты в реформировании политической системы страны, в тоже время, ошибки и негативные явления привели к трагическому результату.

Советский Союз нуждался в переменах, но руководство страны в тот момент не представляло, каким образом надо действовать. Такое мнение выразил президент РФ Владимир Путин в документальном фильме Оливера Стоуна "Интервью с Путиным".

"Было понятно и для Горбачева, и для тех, кто его окружал, что страна нуждалась в переменах", — сказал Путин.

Также он  отметил, что Горбачев почувствовал необходимость перемен и попытался изменить систему. В этом есть его большая заслуга. При этом президент  добавил, что Михаил Сергеевич не знал, как поменять систему.

"Проблема заключалась в том, что она сама по себе была негодной. Как было сделать так, чтобы поменять ситуацию в стране, поменять систему, но страну сохранить? Вот этого никто, в том числе Горбачев, тогда не знал, довели до распада страны", — сказал Путин.

Мнения историков по поводу «перестройки» расходятся : кто-то считает, что она была обусловлена исторически, а кто-то считает, что ее и  развала СССР можно было избежать. Я поддерживаю вторую точку зрения, и считаю, что развала СССР не только можно, но и нужно было избежать.

В этом и заключается, как я считаю, главная проблема политических реформ периода перестройки.

Основная часть.

Первые неудачи политики ускорения показали необходимость реформирования политической системы страны. Только реформы могли бы решить проблему эффективности экономики. Вариантов  было всего два: либо глубокие перемены, меняющие систему, либо её крах.

На фоне падавшей советской экономики и сопротивления партийной элиты, либерализация условий хозяйствования без устранения КПСС из политической системы была невозможна. КПСС не подлежала реформированию  потому, что играла главную роль в существовании государства.

Но изменить управление, передать его из рук КПСС элите не удалось. Рухнула КПСС, рухнула и вся государственная система страны. Я сравниваю это с детской пирамидкой: вытащи стержень, и упадут все детали.

Я считаю, что важным фактором, способствующим развалу политической системы страны, стал национальный. Я думаю, что виной Горбачева можно считать то, что он не сумел найти пути решения национального вопроса. Так же думаю, что он не хотел рушить СССР, а думал лишь изменить существующий политический строй. Но не получилось.

Первым шагом в попытке изменить систему стало возвращение из ссылки в декабре 1991 года академика Сахарова, который стал лицом оппозиции. Были освобождены около 100 диссидентов.

Началась кадровая чистка на местах.  С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее число партийных и советских руководителей. На руководящие места назначались те руководители, которые поддерживали ускорение и гласность. В итоге Горбачев столкнулся с сопротивлением различных слоев партийного руководства. Таким образом, он лишил себя поддержки части госаппарата.

На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г.  Горбачев предложил проводить выборы в Советы, включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур.  Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 года, но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.

С 1987 года  стала проводиться линия на демократизацию и гласность. Руководство ЦК КПСС разделилось на три течения. Первую группу консервативных сил возглавил член Политбюро Е.Лигачев. Первый секретарь МГК КПСС Ельцин сплотил вокруг себя лиц, которые требовали более решительных преобразований. Он стал символом радикальных сил. Горбачев  занял центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.

Важным событием  демократизации общества стала XIX Всесоюзная партийная конференция  КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Ее решения предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом. Выполнение этих решений означало  переход реальной власти от КПСС к Советам. Вот здесь, на мой взгляд, произошел разрыв между Советами, которые не успели взять власть в свои руки и КПСС , отстранение от власти которой, привело к потери управления страной.

В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 года и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент – Верховный Совет – и его главу – Председателя Верховного Совета СССР.  В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.

Следующая попытка реформирования произошла на выборах  народных депутатов весной 1989 года. На этих выборах четко проявилось разделение общества на сторонников и противников реформ.

В мае-июне 1989 г в Москве состоялся 1 съезд народных депутатов. На съезде развернулись острые дебаты. С этого периода усилилась борьба между Горбачевым и Ельциным за политическое лидерство, завершившаяся в конце 1991 года распадом СССР.

В марте 1990 года состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. Однако президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.

В это же время стала формироваться многопартийность. Появились такие партии как ЛДПР, КПРФ, Демократическая партия и др. Почти все они выступали за западную модель развития страны.

Важную роль сыграло принятие закона «О печати» (август 1990 г.) и закона «Об общественных организациях» (октябрь 1990 г.), которые способствовали широкому распространению свободы слова и созданию партий.

В это же время усиливается влияние Ельцина и ослабевает власть Горбачева. Начинается массовый исход из КПСС.

Летом 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское Правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.

12 июня 1991 года Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.

М. С. Горбачев  потерял былую популярность среди населения.

Активизировался «парад суверенитетов» и «война законов». Действия союзного центра были непоследовательными и противоречивыми. Я думаю, надо было как-то предотвратить межнациональные столкновения. Даже работа по разработке нового союзного договора не спасла положение. В конечном итоге эти процессы привели к распаду СССР.

Заключение.

Перестройка в СССР изменила судьбы многих людей. Жизнь в стране кардинально изменилась. Ослабление цензуры открыло доступ к раннее запрещенной литературе. В толстых журналах печатались произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», Гранина «Зубр»,  «Дети Арбата» и др. Появились независимые СМИ. На телевидении открывались новые коммерческие каналы, телепередачи. В 1987 году комиссия реабилитировала  политических и государственных деятелей, репрессированных в 30-50 г. Хотя церковь по-прежнему была отделена от государства, наблюдается активизация религии.

Кадровые перестановки привели к омоложению кадров. Популярным стало выражение «плюрализм мнений». Отныне все выборы стали альтернативными.

Но даже эти достижения не смогли нивелировать отрицательные последствия политических реформ.

Реформы не укрепили экономику и позиции социализма, напротив, привели к прямо противоположным результатам. В стране назревал политический кризис.

В целом политическая реформа периода «перестройки» способствовала трансформации советской политической системы, подрыву власти КПСС, возникновению оппозиции, политического плюрализма и многопартийности. Углубление процесса демократизации привело к краху КПСС, распаду СССР и образованию на его месте новых независимых государств.

Я отметила как положительные, так и отрицательные последствия политических реформ в период перестройки. К положительным моментам можно отнести:

  1. Утверждение политических свобод
  2. Создание парламента
  3. Многопартийность
  4. Гласность
  5. Изменение избирательной системы
  6. Введение поста президента
  7. Отмена 6 статьи Конституции
  8. Разрушение тоталитарной системы

К негативным моментам отнесу:

  1. Распад СССР
  2. Обострение межнациональных конфликтов
  3. Рост социальной напряженности
  4. Ослабление власти в центре и на местах

Подведем итоги. Я думаю, что начиная реформы, Горбачёв стремился оставить старую систему без изменений. В этом и была его основная ошибка. КПСС контролировала всю деятельность государства. Попытки ее реформировать привела к  сбоям в работе государственного механизма.  Проводя политику гласности, перед народными массами открылось много вопросов, ответов на которые власть дать не могла. Попытки Горбачёва успокоить народ ни к чему не привели. В результате реформы завершились неудачно, КПСС утратила свою власть, а СССР перестал существовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

методические рекомендации к уроку "Интернет на уроке немецкого языка"

Методические рекомендации к уроку с использованием Интернет-ресурсов "Памятники ЮНЕСКО в России и в Германии"...

Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Методические рекомендации к урокам повторения при подготовке к ЕГЭ

   Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ГИА и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета ...

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...