Методические рекомендации к урокам повторения при подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Соколова Нина Михайловна

 

  Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ГИА и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета в неделю.
  Однако учитель может оказать большую помощь учащимся, придерживаясь определённой методики.
  Повторение. Это одна из самых важных частей подготовки к экзаменам.
  Не нужно откладывать организацию повторения на конец учебного года. Чем раньше учитель начнёт совмещать организацию повторения на уроке с изучением нового материала, те лучше будет результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Методические рекомендации для уроков обобщения и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по химии.

   Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ГИА и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета в неделю.

   Однако учитель может оказать большую помощь учащимся, придерживаясь определённой методики.

   1.Повторение. Это одна из самых важных частей подготовки к экзаменам.

Не нужно откладывать организацию повторения на конец учебного года. Чем раньше учитель начнёт совмещать организацию повторения на уроке с изучением нового материала, те лучше будет  результат. Не обязательно выделять повторение на уроке в отдельный блок. На это может не хватить времени. Повторяйте пройденные темы при опросе учащихся, связывайте новый материал с ранее  изученным и даже при закреплении новой темы.

    Без повторения рассчитывать на высокие результаты при сдаче ЕГЭ не приходится.

0рганизацию повторения нужно внести в календарно- тематическое планирование. Невозможно повторить за несколько месяцев весь пройденный материал. К тому же у каждого ребёнка свои пробелы в знаниях. Учитель должен определить основные темы, по которым учащиеся испытывают трудности.

   Нельзя пользоваться проверочными тестами только одного автора или издания. Выпускник  должен быть готов справиться с любым заданием, как бы не был сформулирован вопрос.

  Кроме того, для каждого ученика можно составить индивидуальную программу для повторения . Но  выполнять её он должен самостоятельно. У каждого ученика свои слабые места, потому и акценты будут расставлены по-разному.

   Самые распространенные ошибки учеников:

   1.Механизмы образования связи. Затруднения в выборе веществ, имеющих связь, образованную по донорно-акцепторному механизму: если в ответе есть соль аммония, ошибок нет, но если следует выбрать озон, угарный газ, комплексное соединение – верных ответов гораздо меньше.

  2.Водородная связь. Обязательно следует напомнить классы органических соединений, которые образуют этот вид связи, вспомнить ее влияние на физические свойства.

Часто учащиеся ошибочно считают, что вещества, имеющие ионные кристаллические решетки проводят электрический ток в твердом состоянии, забывая о прочности ионной связи, и, как следствие, о невозможности свободного перемещения ионов.

   3.Закономерности протекания химических реакций

.  При повторении химической кинетики надо обратить внимание на факторы, влияющие на скорость реакции. Часто, если в вопросе о скорости реакции авторы пособий

уравнении поставили знак обратимости  , этого достаточно, чтобы подтолкнуть ученика к неверному ответу, в котором он, вместо факторов, влияющих на скорость , рассматривает факторы, влияющие на равновесие.

   При повторении химического равновесия чаще других встречается ошибка, когда рассматривается влияние давления на равновесие и суммируется количества веществ – газов и твердых веществ или газов и жидкостей. Для запоминания того, что объемами жидкостей и твердых веществ в данном случае можно пренебречь, можно сравнить объем 1 моля водяных паров (22400мл) и объем 1 моль жидкой воды (18 мл).

   4.Физико-химические свойства растворов. Электролитическая диссоциация. Реакции в растворах электролитов

   Уравнения ступенчатой диссоциации многоосновных кислот, многокислотных оснований, а также кислых, основных и комплексных солей. Очень часто встречается ошибка в записи диссоциации кислых солей:

                                       NaHS    Na+ + Н+ + S ² ˉ

   Обратите внимание на факторы, влияющие на степень диссоциации слабых электролитов.

   5. Влиянии разбавления раствора на степень диссоциации (закон разведения Оствальда). Формулировка самого вопроса в тестах «Яркость свечения лампочки усилится…» не всем ученикам понятна.

   6.Гидролиз солей

О среде в растворах дигидрофосфатов и гидросульфитов.

О взаимном усилении гидролиза, например, при смешивании растворов хлорида железа (III) и карбоната натрия.

Укажите, что при смешивании солей железа (III) с сульфидами, происходит не взаимное усиление гидролиза, а ОВР.

Необходимо повторить и необратимый гидролиз бинарных соединений (карбидов, силицидов, нитридов, фосфидов, активных металлов).

   7.Амфотерные соединения.

   Повторите темы, касающиеся продуктов реакций амфотерных оксидов и гидроксидов в растворе и при сплавлении.

   Обратите внимание ученика на степень окисления амфотерного металла и зависимость от нее продукта реакции.

   Повторите разрушение гидроксокомплексов в кислой среде. Обратите внимание на разрушение их продуктами гидролиза солей слабых оснований и сильных кислот ( к комплексу добавляют раствор соли алюминия, цинка, железа).

   8.Основные классы соединений.  Обратить особое внимание на зависимость продуктов реакции от избытка-недостатка реагентов: например, при взаимодействии щелочей с оксидом углерода (IV) может образоваться как средняя, так и кислая соль.

   Обязательно уделите внимание вопросу о термической устойчивости, особенно нитратов.

   Напомните ученикам различия между промышленными способами получения веществ и лабораторными. Не забывайте заострить внимание на том, что такое оптимальные условия получения.

   Повторите качественные реакции на вещества и ионы.

Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ учителю рекомендуется реализовать предлагаемый алгоритм:

1. Анализ информации по содержанию и процедуре проведения ЕГЭ.

 1.1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.

 1.2.Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ЕГЭ (опубликованы на сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.educom.ru, www.mioo.ru, ege.flpi.org)

 1.З.Согласовать с руководством образовательного учреждения организационную форму подготовки учащихся к ЕГЭ (консультационные часы, факультатив, спецкурс и т.п.).

1.4.Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации

1.5.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.

    2.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.

    3.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.

   4.В календарно-тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала.

   5.При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ЕГЭ, и согласовать их с учениками и их родителями.

  6.Рекомендуется включить в план знакомство учащихся с оформлением бланков ответов ЕГЭ.

  7.В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям  по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ

Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомен...

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсов по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсных программ по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста,  на примере городского конкурса "Маленькая ...

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсов по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации организаторам творческих конкурсных программ по подготовке и проведению городских мероприятий для детей дошкольного возраста, на примере городского конкурса "Маленькая фея" д...

Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"

Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....