Формы проведения занятий курса ОДНКНР
методическая разработка по истории (5 класс)

Муль Лидия Владимировна

         Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения  сегодня становится глобальной. Формирование основ  духовно-нравственной культуры – одна из основных задач школы. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, убеждениями, принятыми в семье. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ гимназия № 524 Муль Л. В. Вариативность реализации предметной области ОДНКНР

Слайд 2

Нормативная база Закон «Об образовании » «ФГОС ООО » «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» Программа «Развитие образования в Санкт- Петербурге на 2013-2020 годы » «Примерная образовательная программа ООО»

Слайд 3

Стандарт- национальный проект Стандарт задает воспитанию статус общенациональной темы , предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного человека

Слайд 4

Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности Концепция духовно-нравственного воспитания и развития

Слайд 5

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье , достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; - традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; - искусство — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; - природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; - человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества , международное сотрудничество Базовые национальные ценности

Слайд 6

Принцип ориентации на идеал Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Актуализация идеалов, хранящихся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Слайд 7

Принцип следования нравственному примеру Следование примеру — ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Слайд 8

Принцип диалогического общения со значимыми другими В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Слайд 9

Принцип идентификации Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.

Слайд 10

Содержание Программы воспитания обучающихся гимназии Направление: р азвитие гуманитарной культуры личности, принятие ценности человека и человечности (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания). Ценностные основы: справедливость; милосердие, свобода совести и вероисповедания, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека… Содержание: - сознательное принятие базовых национальных российских ценностей стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля…

Слайд 11

Виды деятельности Формы занятий Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед. Формирование «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми. Урочная деятельность . 5-7 кл .- уроки истории, обществознания, музыки, ИЗО, литературы.... Внеурочная деятельность. Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России Кинолекторий «Моя Родина» Поиск. Страницы военной истории. Внеклассная деятельность . Цикл классных часов «Основы этической культуры». Проектная деятельность «Крещенские чтения» "Добрые обычаи" в православных традициях и праздниках. Цикл бесед «Фрагменты древнерусской книжности»

Слайд 12

Цикл классных часов «Основы этической культуры» История развития этических взглядов человечества Нравственная культура человека. Этика общения Образцы нравственности в поступках наших предков: защита Родины, труд на благо Родины Образцы нравственности в поступках наших предков: защита Родины, героизм и мужество.

Слайд 13

Этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется »); Дискуссионный клуб общения («Листая страницы Д. Карнеги», «Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины »); «Школа вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка — ложь, да в ней намек »).

Слайд 14

Цикл бесед «Фрагменты древнерусской книжности» «Поучение детям» « Домострой» «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Слайд 15

Проектная деятельность Проект «Крещенские чтения » Проект «Добрые обычаи» в православных традициях и праздниках . Календарь и праздники православной культуры Традиции и обычаи православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица . Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего плохого.

Слайд 16

Кухня

Слайд 17

Игры

Слайд 19

дать детям необходимые знания о Православных праздниках, истории их возникновения, об обрядах и обычаях , сопровождающих эти праздники; показать отражение в творчестве выдающихся скульпторов, живописцев, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов; организовать непосредственное участие детей в обрядах и играх , характерных для различных праздников; развивать такие качества личности , как доброта, милосердие, чуткое и доброжелательное отношение к людям; расширять кругозор детей .

Слайд 20

Результаты ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации; представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни; понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; уважительное отношение к органам охраны правопорядка; знание национальных героев и важнейших событий истории России; знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Слайд 21

Позиция педагога при введении программы воспитания и социализации Позиция учителя, его вера в успех и умение пользоваться свободой самореализации и поиска - главное, на что мы сможем опереться Российский учитель должен стать воплощением гражданственности

Слайд 22

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Использование активных форм проведения занятий

Краткое описание:1. Формы проведения занятий2. Уроки мыслительной деятельности студентов3. Признаки методов активного обучения4. Формы работы, повышающие уровень активности обучения...

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Нетрадиционные формы проведения занятий

Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки- исследования.Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В  статье  представ...

Нестандартная форма проведения занятия на тему: «Проблема отходов и ресурсосбережения в проектной деятельности»

Работая над экологическим образованием и воспитанием подрастающего поколения, целесообразно обсудить некоторые экологические проблемы планеты, возникшие в результате развития общества, роста промышлен...