Урок - Лаборатория
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Чайка Наталья Васильевна

В качестве примера описания исторической картины  рассмотрим картину В. И. Сурикова ««Утро стрелецкой казни». К этому историческому полотну предлагается раздаточный материал, который поможет ученикам более углубленно понять характер  исторических персонажах,  автобиографические данные о художнике, создавшем эту картину и его личном отношении к  событию .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx601.32 КБ
Файл streletskaya_kazn.pptx702.37 КБ

Предварительный просмотр:

https://fanatfoot.ru/Vasiliy%20kazny.jpg

                

                 Урок – лаборатория

 по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»

                               8 класс

Учитель истории МАОУ СОШ 5 Чайка Н.В.

.        В качестве примера описания исторической картины  рассмотрим картину В. И. Сурикова ««Утро стрелецкой казни». К этому историческому полотну предлагается раздаточный материал, который поможет ученикам более углубленно понять характер  исторических персонажах,  автобиографические данные о художнике, создавшем эту картину и его личном отношении к  событию .

        Здесь можно заслушать сообщение обучающегося о художнике и написанной им картине.

«Утро стрелецкой казни» - картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года .Она  была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены.

 «Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Работа на картиной велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 × 379 см..

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на историческую тему. Больше того, она стала первой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Впервые работа была показана 1 марта 1881 года на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где произвела огромное впечатление на ценителей живописи и обычных зрителей. Павел Третьяков тут же приобрёл её для своей коллекции. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

 

Стрелецкий бунт – это важная страничка российский истории, которая повлекла за собой много событий. Стрелецкие бунты  происходили дважды: в 1682 и 1698 годах.

Вопрос учителя: Кто такие стрельцы? Когда появилось стрелецкое войско?

Стрелецкое войско появилось в России в сер. XVI века, в эпоху Ивана IV, и составило элиту войска. Иностранные путешественники, посещавшие Московское царство, нередко называли их «мушкетёрами». Для этого имелись все основания: стрельцы были вооружены как холодным оружием (бердышами, саблями и шпагами), так и огнестрельным (пищалями, мушкетами), могли быть как пехотинцами, так и всадниками. Со временем стрельцы помимо военной службы стали также заниматься ремеслом и торговлей, были освобождены от посадских податей, а для решения всех вопросов их деятельности создали специальный Стрелецкий приказ.

Учитель: К концу XVII века стрелецкое войско приобрело значительное влияние в государстве, де-факто превратившись в гвардию, на которую могли опираться придворные группировки и которая оказывала влияние на принятие решений. Это отчётливо стало ясно после бунта 1682 года, когда именно стрельцы настояли на возведении сразу двух царей на престол — Петра I и Ивана V — при регентстве царевны Софьи. В 1689 году часть стрельцов выступила на стороне Софьи против Петра, но дело закончилось победой последнего и заключением царевны в Новодевичий монастырь. Широких репрессий против стрельцов тогда, однако, не последовало. Князь Фёдор Ромодановский, которого Пётр на время своего отсутствия фактически поставил во главе государства, отправил против стрельцов Семёновский полк. С его помощью мятежные стрельцы вынуждены были покинуть Москву. Это, однако, привело к объединению за пределами столицы всех бунтующих полков и смещению их полковников.

В начале  июня восставшие числом около 2200 человек обосновались возле Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Именно здесь  они столкнулись с войсками, оставшимися верными Петру I: Преображенским, Семёновским, Лефортовским и Бутырским полками. Всех вместе их было в два раза больше, чем восставших стрельцов. Позже к ним присоединились другие проправительственные силы во главе с боярином Алексеем Шеиным и генералом Патриком Гордоном, а также артиллерия. При таком соотношении сил исход конфликта был очевиден. 18 июня состоялось короткое сражение, продолжавшееся около часа и завершившееся полным поражением стрельцов.Погибших на поле битвы было не так много. Гордон писал о 22 убитых стрельцах и порядка 40 раненых. Вскоре боярин Шеин развернул следствие, по результатам которого повесили 56 человек, обвинённых в организации бунта, множество участников бунта били кнутом и отправили в ссылку. Однако такое наказание вовсе не удовлетворило Петра. Вернувшись из Европы, он развернул против стрельцов полномасштабные репрессии, в рамках которых к казни приговорили более тысячи человек, около 600 были биты кнутом и сосланы. Царь словно хотел раз и навсегда покончить со столь ненавистным ему стрелецким войском и, воспользовавшись бунтом, поквитаться с ним за 1682 год. Массовые казни развернулись в разных частях Москвы. Самые масштабные из них проводились в подмосковном селе Преображенское (ныне — в черте столицы). По свидетельствам некоторых очевидцев-иностранцев, Пётр принял личное участие в экзекуции и своими руками отрубил пятерым стрельцам головы, после чего заставил своих приближённых последовать его примеру. Опыта в таком «ремесле» они, конечно, не имели, поэтому удары наносили неточно, тем самым лишь усиливая мучения обречённых на смерть.

Ещё одним местом казней стрельцов стала Красная площадь, в частности, Лобное место. Существует укоренившийся стереотип, будто бы оно использовалось исключительно для казней, оттого «Лобным местом» сегодня нередко называют место исполнения смертных приговоров. На самом деле это совсем не так: Лобное место на Красной площади служило трибуной для оглашения царских указов и публичных обращений к народу, также оно фигурировало в некоторых церемониях и обрядах, к примеру, в крестных ходах по праздникам. Лишь во времена Петра I это место обагрилось кровью. В 1698–1699 годах здесь, как и в Преображенском, прошли многочисленные казни стрельцов. Скорее всего, отсюда и берёт свои истоки дурная «слава» Лобного места.

Стрелецкий бунт 1698 года и расправа над его участниками по-своему отразились в русском искусстве. Самое известное полотно на эту тему — картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», показавшая весь ужас развернувшегося противостояния и трагическую судьбу стрельцов и их семей. Повешенных стрельцов также можно увидеть на картине Ильи Репина «Царевна Софья»: труп одного из казнённых виден через окошко кельи.

Вопрос: К какому типу картин можно отнести картину картины В. И. Сурикова ««Утро стрелецкой казни»?

Эту картину  можно назвать событийной, так как она дает представление о конкретном  событии бунте

Вопросы на анализ  картины.

1.Что вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина?

2. Что Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Петре Первом ?

3.Что Вы узнали об отношении Петра  I к бунтовщикам?

4.Можно  ли считать, что  эта картина является историческим  источником?

Используя картину и  раздаточного материала (можно предложить фрагменты до

кументов к картине) ответтьте на вопросы:

1.Какое явление изображено на картине?

 2.Кто изображён на первом плане на картинах?

 3. Кто изображён на среднем плане?

4.  Чем заняты отдельные фигуры?

 5.  Что изображено на заднем плане?

6. В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении?

7.Чем именно занимаются эти люди?

 8.Знаете ли Вы названия мест, где происходят изображённые события?

 9. Как художник передал настроение картины?

 10.Какое время года изображено?

 11.Какую погоду изобразил художник?

12. Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось?

В. И.Суриков  «Письма. Воспоминания о художнике.» Л.: 1977

1.«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», — вспоминал Василий Суриков приход музы.

2.«Я когда “Стрельцов” писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснёшься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава богу, никакого этого ужаса в ней нет. Всё была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Всё боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства… У меня в картине крови не изображено, и казнь ещё не начиналась. А я ведь это всё – и кровь, и казни – в себе переживал. “Утро стрелецких казней”: хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь…»

3. Однажды Репин, посмотрев на полотно, бывшее еще в работе, предложил написать хотя бы одного казненного. «Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась», — вспоминал Суриков. 

4 Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.  

В 14 томе академического издания говорится: «30 сентября была первая казнь: стрельцов, числом 201 человек, повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидело по двое и держали в руке по зажженной свече; за телегами бежали жены, матери, дети со страшными  криками». «Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109 человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года.» 

5. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.  «Толпы зашумели: „Идти .акоснело; бояр побить, а им, стрельцам, жить в домах своих. Послать и в иные полки, чтоб и те полки шли к Москве для того, что стрельцы от бояр и от иноземцев погибают и Москвы не знают, непременно идти к Москве, хотя б умереть, а один предел учинить. И к донским козакам ведомость послать. Если царевна в правительство не вступится и по коих мест возмужает царевич, можно взять и князя Василья Голицына... а по коих мест государь здравствует, и нам Москвы не видать; государя в Москву не пустить и убить за то, что почал веровать в немцев, сложился с немцами“. Собрались круги, отставили прежних полковников и капитанов, а на их место выбрали новых и пошли к Москве». 

6.Историк  Костомаров Н. И. в своем произведении  «История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Глава 13. Царевна Софья» писал о казнях: 

30 сентября у всех ворот московского Белого города расставлены были виселицы. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. «Зачем пришел сюда с иконою? — сказал ему Петр. — Убирайся скорее, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – лаборотория по картине «Утро стрелецкой казни» Учитель МАОУ СОШ 5 Чайка Н.В.

Слайд 7

Репин. Царевна Софья Александровна через год после заключения в Новодевечьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки ее преслуги в 1698 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку

Развивающее и  проблемное  обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...

Урок-лаборатория "Толстой - мастер пейзажа"

Урок литературы в 10 классе. На уроке исследуется роль пейзажа в раскрытии характеров и поступков героев романа Л.Толстого "Война и мир"....

Урок-лаборатория на тему "Электризация. Два рода электрических зарядов" Учитель физики Бейбулатова Е.А.

Урок изучения новаго материала с использованием дальтон-лаборатории....

Урок-лаборатория "Электризация тел, электрический заряд"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Степное Советского района Саратовской области.Бейбулатова Елена Анатольевна, учитель физики высшей ...

А.П.Чехов «Жалобная книга». Урок-лаборатория.

  «Слово – одежда всех фактов» урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»)....

Урок-лаборатория в 8 классе "Ткани человека"

Урок разработан в технологии развития критического мышления....

Урок-лаборатория в 8 классе "Ткани человека"

Урок построен в технологии развития критического мышления...