Конспект урока "Смутное время"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Зубкина Ольга Анатольевна

Причины Смуты,основные события

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smutnoe_vremya.doc63.5 КБ
Office presentation icon smutnoe_vremya.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:

                                             

                    Тема: « Смутное время».

 Цели урока. 1. С помощью диалога определить причины смутного времени. Искать причинно-следственные связи.                                                          

                        2. Развивать умение работать по карточкам, вырабатывать свою точку зрения, делать выводы.

                        3.  Воспитывать вдумчивое последовательное восприятие исторических событий.

Оборудование:  портативный компьютер, экран для демонстрации слайдов презентации.

                                          Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего образования будет организована учителем  в ходе изучения нового материала.
  3.  Изучение нового материала.

Чтобы выяснить тему сегодняшнего урока разгадаем кроссворд.

                                       Кроссворд.

л

и

в

о

н

с

к

а

я

д

м

и

т

р

и

й

у

г

л

и

ч

п

а

т

р

и

а

р

х

а

в

а

н

т

ю

р

и

с

т

  1. Война , которую Иван Грозный вел с 1558 по 1582 г.
  2. Сын Ивана IV и Марии Нагой.
  3. Город на Волге, в котором погиб сын Ивана Грозного.
  4. Высший сан русского православного духовенства, учрежденный Борисом Годуновым в 1589 году.
  5. Человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчете на случайный успех.

Учитель

Ученик

Доска/тетрадь

Презентация.

Итак, тема нашего урока?

Смута. Смутное время

Смута.

Слайд № 1.

Тема.

Когда мы рассматриваем какое-то событие, какие вопросы мы должны осветить?

  1. Дать определение понятию          ( событию)
  2. Определить период.
  3. Определить причины ( и результаты события.)

1. Определение.

2. Период.

3. Причины.     (Результаты.)

У нас будет еще один вопрос, но мы его пока оставим, обозначив цифрой «4».

4.

 Обратимся к первому вопросу. Какое время называют смутным?

Время кризиса власти, время войн, бунтов и др.

Какие войны вы имеете ввиду?

.Войны внутри государства и войны с иностранными государствами.

Кто из вас знает, как называется вторжение иностранных войск на территорию чужого государства?

Интервенция.

Какие слои общества могли быть недовольны и почему?

Все недовольны: крестьяне ( голод), дворяне (поиск выгоды), бояре ( потеря власти), казаки ( хотели воли)…

Хорошо. Можно ли сформулировать определение понятия  «смута»?

Смута – это кризис, охвативший все общество, который сопровождается гражданской войной и интервенцией.

  1. Определение:

Смута - кризис, охвативший все сферы российского общества, сопровождающийся гражданской войной и иностранной интервенцией.

Сверяем определение на доске  со слайдом.

 

Слайд № 2.

Определение Смуты.

Период Смутного времени вам не известен, поэтому я вам подскажу.

2. Период:

 1598 – 1613гг.

Приступаем к третьему вопросу. Каковы причины Смуты?

Выдвигайте свои предположения.

( 1 проблема)

-Выбранный царь.

- Голод.

- Слухи о том, что Б. Годунов повинен в смерти царевича Дмитрия.

3. Причины. Гипотезы  учитель записывает на доске.

Приступаем к проверке гипотез.

Во  всем ли виноват Борис Годунов?

Нет.

 Борис Годунов не был плохим царем. Это был царь–реформатор, царь, который укрепил границы России, построил крепости, отвоевал потерянные земли на северо-западе.

Почему же именно на период правления Б. Годунова приходится Смута?

В этом виноват голод, который обрушился на страну.

Люди воспринимали голод как наказание за то, что осмелились выбрать себе царя.

Поползли слухи, что жив законный наследник престола – царевич Дмитрий, а убить его в Угличе хотел именно Б. Годунов.

Причины Смуты:

  1. Пресечение династии Рюриковичей.
  2. Голод.
  3. Слухи о чудом спасшимся царевиче Дмитрии.

Слайд № 3.

Два солнца по утрам светило с неба.

С свирепостью на дальний мир смотря.

И вопль протяжный:  « Хлеба! Хлеба! Хлеба!» -

Из тьмы лесов стремился на царя.

Только ли голод был причиной Смутного времени?

Нет. Бурное царствование Ивана Васильевича Грозного, войны, опричнина, казни тоже могли сыграть свою роль.

  1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая полное людское бесправие перед царской властью.

Слайд № 4

Иван Грозный и опричники.

Скажите, а опричнина имела еще какие-то последствия, кроме страха перед царской властью?

Да.  

Люди начали бежать из центральных регионов на юг страны.

Предпринимала ли власть попытки остановить людей?

Да. Вводились законы, ограничивающие выход крестьян в Юрьев день, увеличивалось пожилое, преследовали беглых крестьян.

Давайте выполним одно задание, которое поможет нам представить, насколько серьезным  было положение.

Задание № 1 в рабочей тетради.

 ( можно поместить подсказки на доске)

О чем говорит, проделанная вами работа?

Положение крестьян с каждым годом становилось все хуже и хуже.

  1. Крестьян прикрепляют к земле, лишают свободы.

( постепенно оформляется крепостное право)

Слайд № 5

Года закрепощения крестьян.

Какой общий вывод мы можем сделать? Что происходило со страной?

Изменения.

Ломка.

Переустройство.

Вывод: Страна становилась на новые рельсы исторического развития. Изменения затронули все общество.

Давайте сравним наши причины Смуты со слайдом.

( все ли причины нам удалось обнаружить).

  Слайд № 6.

Причины Смуты.

Четвертый вопрос  мы не обозначили. Давайте попробуем его сформулировать.

Обратите внимание на слайд презентации. С 1598 до 1610 года на российском престоле побывали официально три царя: Б. Годунов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский и один самопровозглашенный – Лжедмитрий II.

Какой вопрос возникает у вас в связи с этим?

Почему они так мало правили?

Почему никто не смог закрепиться надолго?

  1. Хрупкость

(нестабильность) власти.

Слайд №7.

 Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский и Лжедмитрий II.

Сделайте предположения, выскажите гипотезы.

( 2 проблема)

Народ был взбудоражен.

Не было законного наследника.

Не могли угодить людям…

Для того чтобы проверить ваши предположения, я предлагаю вам разбиться на группы и поработать по карточкам. Одна группа возьмет Лжедмитрия I, вторая – Василия Шуйского, а третья – Лжедмитрия II.

 (5 мин.)

Задача: 1. Изучить карточку, составить краткий рассказ и познакомить с ее содержимым участников других групп.2. Ответить на вопрос .

Вопрос на доске. Почему никто не сумел остановить развитие смуты?

Слайд № 8,9,10.

Лжедмитрий I , Василий Шуйский,

Лжедмитрий II.

Почему никто не сумел остановить развитие смуты?

Каждый стремился заручиться поддержкой какого-то слоя населения или иностранной помощью, но выполнить обещание не мог. Выступления приобрели массовый характер, остановить который было крайне сложно. Ни у кого не было четного плана действий, а следовательно, не было и результата.

Ответ каждой группы сопровождается показом слайдов.

Слайды № 11, 12, 13.

Итак, кризис углублялся. О том, как он был разрешен, мы узнаем на следующем уроке.

  1. Закрепление. Словарик действующих лиц и понятий в тетрадь.
  2. Домашнее задание. § 2. задание в рабочей тетради № 1,3 и 5.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смутное время.

Слайд 2

Смута - общенациональный кризис, охвативший все сферы российского общества, сопровождающийся гражданской войной и иностранной интервенцией .

Слайд 3

Два солнца по утрам светило с неба. С свирепостью на дальний мир смотря. И вопль протяжный: « Хлеба! Хлеба! Хлеба!» - Из тьмы лесов стремился на царя. К. Д. Бальмонт.

Слайд 5

1497 г.- Увеличение платы за пожилое. 1550 г. – Установление Юрьева дня. 1581 г. – указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. 1597 г.- запрещение уходить в Юрьев день.

Слайд 6

1. Голод. 2. Пресечение династии Рюриковичей. 3. Слухи о чуд есном спасении царевич а Дмитри я . 4. Последствия о причнин ы Ивана Грозного, показавшая полное людское бесправие перед царской властью. 5. П рикрепл ение крестьян к земле . ( постепенно е оформл ение крепостно го прав а ) Вывод: Страна становилась на новые рельсы исторического развития. Изменения затронули все общество.

Слайд 7

Борис Годунов ( 1598 – 1605 гг.) Лжедмитрий I ( 1605 – 1606 гг.) Василий Шуйский ( 1606 – 1610 гг.) Лжедмитрий II

Слайд 8

польша Москва Июнь 1605 г. Григорий Отрепьев Октябрь 1604 г. В апреле 1605 г. умер Борис Годунов

Слайд 9

Поляки не были довольны тем, что не передал обещанные земли и не обратил русских в католичество Православное духовенство опасалось царя, пренебрегающего религией и обычаями Служилые люди были обижены близостью к царю поляков Жители Москвы страдали от «загостившихся» поляков Крестьяне и казаки обманулись в своих ожиданиях на улучшения их положения

Слайд 10

«Крестоцеловальная запись» Заговор 17 мая 1606 г. «Выкрикнут» 19 мая 1606 г. на Красной площади

Слайд 11

Иван Болотников бывший боевой холоп, объявил себя воеводой царя Дмитрия холопы крестьяне казаки дворяне Калуга 5 месяцев обороны Тула Царские войска затопили город. 10 октября 1607 г. восставшие сдались. Болотникова ослепили, а затем утопили Дворяне во главе с Пашковым и Ляпуновым перешли к царю. 2 декабря 1606 г. болотниковцы были разгромлены Москва

Слайд 12

с.Тушино Москва Весна 1607 г. «Тушинский вор» Осада поляками Троице-Сергиевского монастыря - 16 месячная оборона.

Слайд 13

польша Смоленск 20 месяцев! В сентябре 1609 г. под предлогом заключения русско-шведского союза Польша начала войну против России М.В. Скопин-Шуйский +шведы (Делагарди) швеция Новгород Троице-Сергиев монастырь 16 месяцев! Насильственное вмешательство одного или нескольких иностранных государств во внутренние дела другого государства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Смутное время в России"

Вспомогательный материал, представленный в презентации, призван помочь учителю на уроке истории по теме "Смутное время в России". Содержит цели, план, описание урока-исследования. Соответствует ФГОС....

Конспект урока: Смутное время Российского государства

На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...

Интерактивный урок «Смутное время»

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Основные задачи урока − создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке, для формирования знаний о подъёме национально-патриотического ...

конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс

Разработка открытого урока по истории России  "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...

конспект урока "Смутное время. Самозванство"

урок предназначен для проведения в 7 классе...

Конспект урока "Смутное время"

Смута – переломный период в истории, когда стране угрожала потеря независимости.Выбор альтернатив исторического развития зависел от конкретных исторических лиц и национального, нравственного соз...

Технологическая карта урока "Смутное время в России"

Технологическая карта урока "Смутное время в России" урок истории в 7 классе...