мастер класс "Технология продуктивного чтения"
методическая разработка по истории

Представлен материал по работе над технологией продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx159.13 КБ

Предварительный просмотр:

        

                Мастер - класс "Технология продуктивного чтения»

Приглашаю вас принять участие в мастер- классе «Формирование читательской грамотности на уроках истории». «Технология продуктивного обучения»

Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения,         заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике,          какие УУД формирует

«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании, искусном применении

всего того, что знаешь».

(Георг Гегель)

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач  обучения. На протяжении последних двух лет я изучаю пути решения вопроса: «Как улучшить продуктивность чтения у школьников».

Определила цель своей педагогической деятельности: формирование читательской грамотности на уроках истории.

Читательская грамотность- смысловое чтение. Это умение находить в тексте требуюмую информацию, понимать смысл текста, резюмировать главную идею текста и тд. Сформированность навыков смыслового чтения – метапредметный результат, поэтому создание банка эффективных технологий, приемов формирования навыков смыслового чтения- важная задача любого учителя-предметника. Над этим я сейчас и работаю. Я познакомилась с разными технологиями, и меня заинтересовала  технология продуктивного чтения.

        

         Технология включает в себя три этапа работы с текстом (Приложение 1. Памятка «Технология продуктивного чтения»)

Давайте коротко рассмотрим технологию в сравнении с традиционной системой.

Описание: http://school2100.com/img/tech/slide-reading.png

.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

        Предлагаю вам обратиться к тексту и увидеть технологию продуктивного чтения в действии

 ШКОЛА

Прочитай текст и выполни задания

  1. О чем может быть текст с таким названием?

«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами, портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...»

Не правда ли, это описание напоминает сегодняшнюю школу и школьный двор? А написаны эти строки около 350 лет назад! Их автор — великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Он очень хотел, чтобы образование могли получать все дети, и поэтому вместо индивидуальных занятий предложил школьную систему с классами и уроками, учебниками для каждого класса, проверкой знаний, запретом пропускать уроки. Его труды помогли школе постепенно приобрести современный вид.

  1. В каком веке жил великий чешский педагог Ян Амос Коменский

Археологические раскопки говорят о том, что первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

Школы возникали при храмах- для обучения будущих    священнослужителей (жрецов), при дворцах — для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и управлять государственными делами. Такие школы часто открывались при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице.

3.Почему в странах Древнего Востока школы возникали при храмах и дворцах?

Тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока и на урок. Не было определённых правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. Передавали знания, обучали профессии, вырабатывали важные для жизни умения и навыки по- разному.

В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто проходили в саду. Великий философ Аристотель пришёл в платоновскую Академию 17-летним юношей и остался там на 20 лет. А со своими учениками Аристотель проводил занятия во время общей прогулки. Учитель и ученики его школы получили название «перипатетики», или «прохаживающиеся».

4.Аристотеля и его учеников называли «прохаживающимися». Почему? Подчеркни в тексте слова, в которых заключается ответ.

В других школах Древнего мира, например в школах писцов, царила строгая дисциплина. Она поддерживалась применением телесных наказаний. Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, требовали, чтобы они списывали с особых прописей ежедневно несколько страниц. И часто били, заставляя учиться.

Раньше и в нашей стране нередко детей наказывали. Знания вбивали ученикам розгами. Розги — это связанные в пучки или используемые по одному тонкие и гибкие прутья из побегов деревьев или кустарников. Сохранилась запись конца XIX века, сделанная человеком, проходившим

мимо лицея на улице Остоженка в Москве: «Кого-то драли — слышал плач».

На сегодняшний день телесные наказания ушли и из российской школы, и из школ большинства других стран.

5.Как ты понимаешь выражение: «Знания вбивали ученикам розгами

«Мне не нравится никого наказывать, но иногда приходится делать это,— говорит Ирина Ивановна, учительница.— Я так и говорю провинившимся детям, что, мол, не хочется наказывать тебя, но приходится, так как ты поступил нехорошо. Сажаю минут на пять на стул или скамейку подумать над своим поведением».

6.Вопрос о наказаниях школьников до сих пор волнует многих. А как ты считаешь, надо ли бить детей, чтобы они учились? Почему ты так думаешь?

С развитием общества меняются ответы на вопросы как и чему учить детей. И современная школа уже во многом не похожа на ту, в которой учились сегодняшние мамы и папы.

Особенностью новых школ являются библиотеки, тренажёрные залы, бассейны, учебные кабинеты и лаборатории, открытый доступ в Интернет, электронные учебные пособия, персональные компьютеры и другое оборудование.

7.Школа, в которой ты учишься, может быть чем-то похожа на школу Яна Амоса Коменского, а может и чем-то от неё отличаться. Запиши одно сходство и одно отличие.

- Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?

         

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· ^ Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

· ^ Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

· ^ Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

· ^ Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· ^ Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

http://grozpk.proffi95.ru/images/posts/medium/post21009.jpg

Беседа по тексту произведения (прием «Ромашка Блума»).

Простой вопрос:

- Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот текст  о том, как…».

Уточняющий вопрос:

-Почему учитель наказывает все таки детей?

 Интерпретационный вопрос:

Творческий вопрос:

- Что бы вы предложили изменить в школе ?

Оценочный вопрос:

- Почему нам нужно что то менять в школе

        

      А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.

        Какие УУД формируются при использовании технологии продуктивного чтения?

Познавательные УУД.

Формируем умения:  

  • извлекать информацию текста;
  • на основе анализа  делать выводы, обобщать;
  •  находить ответы на вопросы .

Коммуникативные УУД

Формируем умение:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД.

Формируем умение:

  • высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу

Личностные УУД

Формируем:

  •  умение выказывать своё отношение к героям,    

   выражать свои эмоции;

  • мотивацию к обучению и целенаправленной  

   познавательной деятельности;

  • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Расскажу  вам одну притчу об учителе.

        Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

        — Завтра вы узнаете об этом.

        На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге  и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.

        К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

        Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

        — Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

        Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

        — Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

        — Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же  как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

        — Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

        — Нет, — сказал мудрец — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

             - Желаю вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример,  воспитывать в учениках человечность и доброту.                

                                                             

                        

                                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер класс "Продуктивное чтение"

Мастер - класс«Продуктивна уншалгын технологи буряад хэлэнэй хэшээлдэ»...