Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
статья по литературе

     Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный инструмент его формирования. В статье описываются основные этапы данной технологии, приёмы, используемые на каждом этапе, а также даётся пример реализации ееё при изучении конкретного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

     ФГОС ООО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». В решении этой задачи может помочь технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской.

     Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

     С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

     - работа с текстом до чтения;

     - работа с текстом во время чтения;

     - работа с текстом после чтения.

     Каждый этап технологии продуктивного чтения способствует формированию различных групп универсальных учебных действий:

Работа с текстом до чтения

Работа с текстом во время чтения

Работа с текстом после чтения

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать других.

- эмоционально воспринимать текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- делать выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

делать выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя;

учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

     Рассмотрим содержание каждого этапа технологии продуктивного чтения.

     1 этап – работа с текстом до чтения. Цель – развитие антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), создание мотивации чтения.

     Прогнозирование содержания текста может быть осуществлено следующими приёмами:

  • по высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста;
  • по фамилии автора, по названию произведения;
  • по начальным фразам абзацев;
  • по иллюстрации
  • по пословицам и поговоркам
  • по ключевым словам
  • по выборочному чтению
  • по эпиграфу к уроку.

     Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

     2 этап – работа с текстом во время чтения. Цель – полное понимание текста. Для достижения  цели целесообразно пользоваться следующим алгоритмом работы:

  • первичное чтение текста (предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми);
  • проверка первичного восприятия (проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусства);
  • перечитывание текста (основные приёмы – диалог с автором через текст, комментированное чтение, выразительное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов);
  • обобщающий вопрос.

   3 этап – работа с текстом после прочтения. Цель – понимание концептуальной информации. Основные приёмы:

  • работа с материалами учебника, дополнительными источниками;
  • работа с заглавием, иллюстрациями;
  • творческие задания, ориентированные на эмоциональную сферу обучающихся.

     Рассмотрим, как работает технология продуктивного чтения на конкретном примере: при изучении стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

     1 этап. Работа с текстом до чтения

     - Прочитайте название произведения и предположите, о чём в нём пойдёт речь.

     Этап завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».

     2 этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста (самостоятельное жужжащее чтение).
  2. Проверка первичного восприятия:

- Подтвердились ли ваши предположения? Кто герои этого произведения? Что вас удивило?

  1. Перечитывание текста (медленное перечитывание по смысловым частям с выделением ключевых слов):

Абзац

Ключевые слова

Вопрос

1

«превозносят богача Ротшильда» - «я хвалю и умиляюсь»

За что хвалит автор Ротшильда? Почему умиляется?

2 - 4

«не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе»

Почему семейство названо «убогим»? Почему автор вспомнил о крестьянском семействе?

«последние наши гроши на неё пойдут»

«А мы ее… и не соленую»

4

«Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Почему?

  1. Обобщающий вопрос

- Кто же является настоящим богачом?

     3 этап. Работа с текстом после чтения

     - Разделите лист пополам. На одной половине нарисуйте символ, олицетворяющий богатство Ротшильда, а на другой – мужика.

     Использование технологии продуктивного чтения на уроках, способствует достижению образовательных результатов, заложенных во ФГОС, и повышает эффективность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения

В презентации представлена одна из форм работы с небольшим  текстом на уроке...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

«Кейс-технология как средство формирования навыков смыслового чтения»

Кейс-технология  - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – разв...