Изучение художественной культуры в школьном курсе новой истории.
учебно-методический материал по истории (8 класс)

Коновалова Татьяна Васильевна

При изучении изобразительного искусства 18-19 веков, начинаем с французского художника  Ж.Л. Давида, современника и участника Великой французской революции.

Картины Давида, созданы накануне революции («Андромаха», «Клятва Горациев», «Брут») написаны на античные сюжеты. Но в них предельно четко выражены главные особенности  революционного классицизма – проповедь общественной активности, чувства долга человека перед велением разума и интересами общества, преклонение перед личностью, способной на подвиг во имя общественных интересов, свободы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Изучение художественной культуры в школьном курсе новой истории.

                Изобразительное       искусство.

При изучении изобразительного искусства 18-19 веков, начинаем с французского художника  Ж.Л. Давида, современника и участника Великой французской революции.

Картины Давида, созданы накануне революции («Андромаха», «Клятва Горациев», «Брут») написаны на античные сюжеты. Но в них предельно четко выражены главные особенности  революционного классицизма – проповедь общественной активности, чувства долга человека перед велением разума и интересами общества, преклонение перед личностью, способной на подвиг во имя общественных интересов, свободы.

  Особое внимание  рекомендую обратить на его картину «Клятва Горациев»

(1784) . Это эпизод из драмы Корнеля «Горации», повествующий о борьбе рода Горациев против врагов Римской республики: молодые Горации дают клятву отцу погибнуть или победить в этой схватке. Автор в полной мере отдает дань традициям живописи классицизма: античный сюжет, предельная ясность замысла – прославить человека борца, гражданина, четкий рисунок, строгая, уравновешенная композиция, сдержанный приглушенный цвет. Картина Давида, хотя и рассказывает о весьма отдаленных событиях, воспринималась современниками как протест против деспотизма, призыв к борьбе, революции.

  В годы революции в творчество Давида вошли темы и образы. Он пишет «Клятву в зале для игры в мяч», «Смерть Марата» . Это было движение к реализму. «Смерть Марата» написана в ночь после трагического события, при свете свечи. Свой идейный замысел, свою боль и преклонение перед «другом народа» художник передал весьма скупыми приемами. В картине нет ничего лишнего – все, как было в момент убийства: ванна, в которой Марат утолял сильные боли (и одновременно работал), рядом – деревянный чурбан, бумага. перо, выпавшее из рук. И все это художник использовал для создания  произведения огромной  воспитательной, мобилизующей силы. «Смерть Марата» звала к оружию, отмщению. Перед выставленной в Лувре картиной проходили батальоны добровольцев, отправляясь на фронт.

  Произведения Давида рекомендую разобрать на уроке в 9 классе, обращая внимание  на их тесную связь с историей французской революции, высокую идейность и художественные особенности.

  Изучая испанскую живопись, необходимо подробнее остановиться на творчестве Ф. Гойи. Его портреты, написанные в реалистической манере, лают возможность судить об идейных позициях автора, убежденного гуманиста и демократа, последователя просветительской мысли. Так, в групповом портрете семьи короля Карла 4 (1800) Гойя поднялся до высокой степени художественного обобщения, осудив и выставив на показ деградацию и уродство правящей верхушки. Его оригинальные офорты («Диспаратес», «Бедствия войны») в гротеско-трагической форме запечатлели бесчеловечные порядки феодальной Испании, эпизоды наполеоновского нашествия и герильи. Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3-ье мая 1808 г.» (1814) вводят нас  в драматическую атмосферу первой испанской революции.

  В качестве образца романтической живописи  рекомендую показать произведения французского художника  Э. Делакруа (1798-1863).

  Центральное место среди его произведений занимает полотно «Свобода, ведшая народ », написанное  по горячим следам  Июльской революции. В противовес эстетике классицизма Делакруа посвящает свое произведение событиям современности. Он изображает обыкновенных парижан – студента, рабочего, солдата – в разгар баррикадного сражения. В картине нет композиционной строгости, художник не придает большого значения точности рисунка, цветовое решение  построено на драматических контрастах. Все это помогает передать высокую степень эмоционального напряжения изображаемой сцены. Присущая романтическому  искусству условность, символичность проявилась в образе свободы – женщины в красном фригийском колпаке, как бы спустившейся с неба и вдохнувший новые силы в защитников баррикад.

  Величайшим достоянием европейской живописи середины 19 века было творчество художников-реалистов. Целесообразно сосредоточить внимание на трех из них  - О. Домье, Ф. Милле, Г. Курбе.

  Оноре Домье (1808-1879) – замечательный мастер политической карикатуры. Его литографии («Гаргантюа», «Законодательное чрево» , «Похороны  Лафайета» и многие другие) создали галерею образов политической и социальной истории Франции периода Июльской монархии и Второй империи. В творчестве художника воплотилась и тема рабочего класса – его гравюра «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» рисует эпизод  расправы, которую учинила полиция Парижа в связи с восстанием лионских ткачей. У Домье есть и живописные произведения («Восстание», «Семья на баррикадах», «Прачка») – все они проникнуты горячей симпатией к людям труда.

  Фрасуа Милла (1814-1875) – певец французского крестьянства. На своих полотнах он изобразил  крестьян в будничной , повседневной обстановке

(«Человек с мотыгой», «Сборщицы колосьев», «Анжэлюс» и другие). Крестьяне пасут скот, собирают хворост или колосья, кормят детей, молятся – и все это на фоне природы, молчаливой и величественной. Милле сам вырос в деревне, не порывал с ней связи всю жизнь и считал крестьянский труд главным источником человечности и поэзии.

  Другой французский художник – Гюстав Курбе (1819-1877) – запечатлел на своих картинах образы рабочих. Наиболее известны «Дробильщики камня» (1849). Художник изобразил двух рабочих – старика и юношу – за тяжелой, изнурительной работой. Их одежда износилась и покрыта пылью, безжалостно палит солнце. Старик стоит на коленях, молодой человек держит в руках корзину с отбитыми камнями. Рядом разбросано рабочее снаряжение: плетеная корзина, заступ, походный котелок. «Здесь нет ничего надуманного… каждый день, отправляясь на прогулку, я видел этих людей. Впрочем, люди этого класса обычно так начинают и так кончают », - писал художник своему другу о смысле картины.

  К чести художника, он оказался на стороне рабочих, когда они попытались изменить подобный порядок жизни. В годы Парижской Коммуны Курбе стал одним из активных ее деятелей.

  При планировании урока по изобразительному искусству рекомендую внимание сосредоточить на показе наиболее характерных  черт его творчества. Знакомя учащихся с шедеврами живописи и графики, необходимо раскрыть как их идейное содержание, так и художественные особенности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение темы "Проценты" в школьном курсе математики.

Обобщение личного опыта при  изучении  темы " Проценты"  в школьном курсе математике. Использование темы в жизненных ситуациях....

Итоговый урок по курсу «Новейшая история зарубежных стран». Игра «Знатоки истории»

Обобщение и контролирование знаний учащихся об особенностях развития зарубежных стран, закрепление представлений об основных процессах и событиях новейшей истории зарубежных стран....

рабочая программа по курсу Новая история и История России 7-8 класс

Рабочая программа соответствует учебникам авторов А.Я. Юдовская и другие,  Данилов А.А. и другие...

Курс « Новейшая история зарубежных стран»Урок истории по теме: « Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны» 11 класс

изучить поэтапное возникновение антигитлеровской коалиции , встречи союзников и совместный вклад народов антифашисткой коалиции в разгроме фашизма, и осознать старшеклассникам  значение коалиции...

Изучение фразовых глаголов в школьном курсе.

Фразовые глаголы представляют собой одно из самых интересных идиоматических выражений, изучаемых в школьной программе. В данной статье мне хотелось поделиться некоторыми методическими приемами, которы...

Изучение истории культуры в школьных курсах истории

Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, которые знакомы с масштабными явлениями культуры...