Эссе "Я - учитель"
статья по истории

Балятина Наталия Фёдоровна

Эссе на конкурс "Учитель года-2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-uchitel.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  учителя истории и обществознания

МОУ СОШ с. Вязовка Екатериновского района Саратовской области Балятиной Наталии Федоровны.

Я – учитель.

В каждом человеке есть солнце,

только дайте ему светиться.

Сократ

         Известна ли вам легенда о том, как появились на земле учителя?

     Когда родился первый Учитель на земле, к его колыбели спустились три Феи. И сказала первая Фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая Фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям». И сказала третья Фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

    Действительно, Учитель всегда окружён детьми, и поэтому он всегда молод душой. А разве можно назвать профессию благороднее звания Учителя?! И конечно, Учитель бессмертен, ибо его мысли и дела продолжают жить в учениках.

     Наверное, и к моей колыбели, когда я родилась, спустились эти три Феи…

     Сколько помню себя, я всегда мечтала стать Учителем. Эта мечта никогда не покидала меня. По-настоящему я «влюбилась» в профессию Учителя в школьные годы, ведь меня окружали талантливые учителя, на которых хотелось быть похожей. Некоторые из них, к сожалению, уже ушли из жизни… Перелистывая альбом с фотографиями, я перебираю в памяти счастливые моменты школьной жизни, вглядываюсь в лица своих педагогов.  Все  они отдавали большую часть своей жизни нам, своим ученикам, видели своё счастье в общении с нами, а своё предназначение - в том, чтобы помочь  каждому из нас стать Человеком. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество были  их отличительными особенностями. Именно они воспитали во мне чувство ответственности, взаимопомощи, внимания к  людям, дали мне «путёвку в жизнь».

      Кто же он - учитель?  Какова его миссия?

      Роль учителя, на мой взгляд, нельзя переоценить. Само понятие "учитель" выходит далеко за рамки профессиональной деятельности. Учитель — это человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общественных проблем; осуществляя важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие общества.

     Учитель — это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации.

     Учитель в нашем обществе - это человек из настоящего, пришедший к детям для того, чтобы научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Думаю, никто не станет спорить, что учитель сам должен быть личностью, потому что личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ведь гуманность можно привить ребенку только добротой души.  Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, потому что страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом, потому что любовь к родине может пробудить только человек, любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

    Являясь учителем  истории и обществознания, я считаю, что передо мной стоит трудная задача: подготовить учеников к жизни в современном обществе. Я очень люблю свой предмет и считаю, что преподавание истории и обществознания в школе должно вестись на самом высоком уровне. Так скажет любой учитель - предметник в школе, и будет прав. Но я считаю, что именно история, обществознание – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь.

     Изучение истории помогает не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития. Моя задача как учителя - научить ученика быть не созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом.

     В своей педагогической деятельности опираюсь на три важных принципа.

     Первый - убеждение, что  ребенок – главная ценность общества. Ведь  сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться», -  писал Сент – Экзюпери. А чтобы этого не случилось с моими учениками, в процессе обучения готовлю ребенка к взрослой жизни. Помогаю войти ему в мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю – творцу и деятелю. Я считаю, педагогу необходимо предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области, создать светлую и созидательную обстановку, создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно могут раскрыться творческие способности ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

     Второй принцип похож на девиз: учиться, учиться и еще раз учиться и постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя. Как сказал К.Ушинский, «учитель до тех пор учитель, пока он учится». Учится мыслить, постигать тайны жизни, учится слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - чувствовать. Учится на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу.

   Третий принцип - спешить передать свои знания, и при этом учить не поучая. Вспоминая слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», я прихожу к выводу, что необходимо позволить ребенку ощутить мир таким, каким его видит  сам ученик, не давить на него стереотипами собственного восприятия, не навязывать своего мироощущения, а позволить самостоятельно искать, самостоятельно ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки; дать ему право на собственные мысли, поиски, решения и право на самостоятельный выход из сложных ситуаций, дать право быть услышанным и не бояться последствий за сказанное.

     Урок и дети на нем – вот  мерило состоятельности учителя. Горькая минута урока - пустые глаза ученика. Разочарование для учителя – не думающий на уроке ученик.

    Все дети разные. Как завоевать их внимание? Над тобой довлеет программа, которую, несмотря ни на что, надо выполнить: пропавшие из-за праздников часы не восстановишь, содержание материала, если даже он скучен, не отбросишь. А сам ребенок, пришедший на урок? Увидеть работающими на уроке всех: и «сильных», и «слабых»- это главное достижение учителя. Услышать верный ответ из уст «слабого» ученика, увидеть верно выполненное им задание – это высшая награда за труд.

     Каждый раз, вспоминая заповедь Сократа, «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться»,  я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы  он был  радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум и смекалку, память и воображение, свои творческие способности. Стараюсь подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их  восхождение на гору познания для меня очень важно, потому что  ведущий принцип  моей педагогики заключен в деятельностном подходе в обучении.

       Моя работа приносит мне огромную радость. Мне комфортно от того, что дети общаются со мной, я им нужна и как педагог, и как человек. Я счастлива, потому что могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека. Моя заветная мечта - сделать так, чтобы дети, которых я учу, стали Людьми, чтобы они выросли не просто грамотными, разносторонне развитыми личностями, но и не утратили нравственные принципы, на которых базируется жизнь в нашем обществе. Я хочу, чтобы для них слова патриотизм, честь, достоинство, порядок, совесть, любовь, дружба не превратились в пустое сочетание букв, а имели высший духовный смысл, так как эти общечеловеческие ценности востребованы людьми любого поколения. Тогда я смогу сказать о себе, что состоялась как УЧИТЕЛЬ!

   Учитель - счастливейший на Земле человек: у него всегда есть «билет в детство». Кто ещё может похвастаться «постоянной пропиской» в этой волшебной стране, где деревья большие, небо безоблачное, а горизонт необозрим? Значит, учитель «обречен» быть молодым и активным. А это здорово!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...