Внутренняя политика Екатерины 2
план-конспект урока по истории (8 класс)

Зубкина Ольга Анатольевна

Урок для 8 класса по УМК Андреева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_ekateriny_2.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внутренняя политика  Екатерины II.

Цель урока: познакомится с внутренней политикой Екатерины II

  • Задачи:
  • Образовательные: 

сформировать знания о внутренней политике Екатерины II,в эпоху «просвещенного абсолютизма»

  • Развивающие: 

развивать умения извлекать знания из различных источников  информации, анализировать, делать выводы, формировать умения давать оценку деятельности исторической личности, аргументировать свой ответ.

  • Воспитательные:

воспитывать интерес к историческому прошлому.

Оборудование: учебник И.А Андреев, Л.М.Ляшенко «История России. Конец XVII-XVIII века», презентация, раздаточный  и наглядный материал.

Ход урока

I.

- Добрый день, дорогие восьмиклассники! Я  рада, сегодня провести урок истории в вашем классе.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

В историю мы совершим полёт!

- На чем можно совершить полёт в историю? ( учебник, энциклопедия, худ литература, фильмы)

- Посмотрите, пожалуйста на ленту времени, которая переносит нас в 18 век. На ней обозначены периоды правления, но портреты российских правителей, у меня случайно перемешались. Кто поможет расставить их   хронологическом порядке?

___1725____1727___1730______1740__1741_______1761__1762_______1796___

К доске идёт______. Все остальные выполняют аналогичное задание на рабочих листах, где вы можете подписать имена правителей.

Назовите имена тех, чей период правления вы уже изучили: Петр 1, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета, Петр 3.

Как вы думаете, почему лента времени разного цвета?

Что объединяет  тех, кто правил после Петра 1? – время наступившее после Петра называют эпохой дворцовых переворотов.

С самого начала 18 века Россию возглавляли люди либо необычайные, как Петр 1, либо случайные, как его преемники.

На стр. 111 учебника мы видим портрет, кто на нем изображён?

- Петр Федорович и великая княгиня Екатерина.

II.  Сегодня мы с вами начнем изучать правление Екатерины 2. Период её царствования – с  1762 г по 1796г.

Сколько лет она была у власти? – 34 года.

За время её правления   Россия сильно изменилась. Как?

Давайте прочитаем два документа:

(На слайде 1)

  1. В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».
  2. «Итогом политики Екатерины 2 было начало превращения России в великую мировую державу. Не знаю, как будет при Вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорил екатерининский канцлер граф Александр  Безбородко.

Как изменилась Россия? Можем ли мы сейчас ответить на вопрос как Екатерине 2 удалось сделать Россию великой державой ? – нет.

Предположите, что она должна была сделать, чтобы Россия стала могущественной державой? Ещё раз обратите внимание на её слова.

- провести реформы: экономические, политические, правовые, социальные.

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Екатерины II». (слайд 2)

Сформулируйте цель урока: изучить как политика Екатерины II превратила Россию  в великую мировую державу.

Разверните рабочие листы и запишите тему урока.

Сегодня вы работаете в 3 группах, на столах каждой группы: кейс- папки с необходимым материалом, можете их достать.

 Древний философ Сократ сказал:– «Я не могу научить кого-нибудь, я могу только заставить их думать». Постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Отложим в сторону привычное ведение тетради, Ваша задача сегодня: закрепить знания в виде интеллектуальной карты на рабочих листах.  

III. Объяснение нового материала

1.Предлагаю поближе познакомиться с императрицей и составить её исторический портрет. 1-я группа изучает п.1 §13 , остальные используют

 дополнительные материалы: документы, энциклопедию, литературу. Информацию фиксируем по плану на интеллектуальной карте..

  1. Происхождение__________________
  2. Восшествие на престол___________________
  3. Образование_______________________
  4. Окружение______________________
  5. Черты характера________________________

Время работы 3-4 мин. Учитель подходит, помогает. Итак, дайте характеристику Екатерине 2. ( три группы по очереди).

Внесите в интеллектуальную карту самые запоминающиеся сведения.- 6 мин.

2.Просвещенный абсолютизм.

 Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей (Монтескьё, Дидро, Руссо, Вольтера).Слайд  Из их трудов она восприняла идею «просвещённого абсолютизма» – политики достижения в государстве «общего блага».

 В основе такой политики лежали идеи: (они на доске с обратной стороны на листах).

- Человек от рождения имеет право на жизнь, свободу, равенство.

-Отрицание средневековых принципов эксплуатации человека, вседозволенности правителей, засилья церковной идеологии.

- Основным носителем власти в государстве является народ. Он добровольно передаёт часть своих полномочий правителю, взамен на обеспечение для всех справедливых законов, защиты жизни и собственности, обеспечения личных свобод.

- «Просвещённые» монархи – «мудрецы на троне», должны проводить  реформы в государстве.

-  Результат  этой политики  - наступление  «общего блага».

Как вы оцениваете эти идеи? (прогрессивные)

Проблема: Соответствовала ли политика   Екатерины 2 идеям  просвещённого абсолютизма? Слайд

Обозначьте  проблему урока на рабочих листах.

3- Уложенная комиссия

На столах каждой группы есть предметы, которые были свойственны определённому сословию XVIII века. Рассмотрите их,  и  назовите к какому сословию они могли относиться.? Парик и кафтан - Дворяне, Лапти - Крестьяне, Ассигнации, счеты - Купцы, Мещане (люди, проживавшие в городе), казаки. Кроме того, в России проживало большое количество нерусских народов: назовите? – татары, башкиры, калмыки.

Для России 18 веке характерна сложная социальная структура. Управлять такой страной было нелегко.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что

одним из существенных недостатков русской жизни является устарелое

законодательство: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а

жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости.

Императрица решила составить новое Уложение. Екатерина, следуя «политики просвещённого абсолютизма» считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа.

Императрица решила созвать выборных (депутатов) от различных сословий для выработки нового сборника законов. Это собрание выборных было названо Уложенной комиссией. Комиссия должна была составить проект нового Соборного Уложения. 

- Откройте страницу учебника 118 п.4, найдите,  когда началась работа комиссии? (Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года). 

- Назовите представители, каких сословий прияли участие в работе комиссии:

  • 161 представитель от дворян.
  • 208 представителей от горожан.
  • 28 заседателей от правительства.
  • 79 от крестьян.
  • 54 от казаков
  • 34 от иноверцев.

Какое  сословие составляло большинство? (дворяне, они входили также в состав горожан и чиновников). Какие сословия не были представлены? Почему? (интересы крепостных представляли их помещики, а интересы духовенства – выборный от Синода).

Уложенная комиссия начала свою работу с «Наказа» самой Екатерины 2, в котором императрица изложила свою точку зрения. «Наказ» получился весьма обширным.(20 глав -522 ст. и окончания ст.523-526)

Давайте познакомимся с мнением историка Н. Павленко об этом историческом документе. Стр. учебника 123, прочитайте текст, 1-я группа отвечает на 1-й вопрос, 2 и 3-я на 2-й вопрос. Время 3 мин.

(1 вопрос - Положения наказа:

-  приемлемая форма правления – абсолютная монархия. (не соответствовала политике просвещённого абсолютизма)

- равенство всех граждан

- реформа судоустройства

- предупреждение преступлений, запрет пыток

- веротерпимость.

2 вопрос.

-девиз «блаженство каждого и всех», а также  провозглашал, что « равенство  граждан всех состоит в том, чтобы подвержены были тем же законам», но  эти постулаты  противоречили сословному строю.

-равенству всех перед законом противопоказаны сословные права и обязанности, зарегистрированные в том же «Наказе».

-Екатерине  не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности. Боязнь потерять поддержку дворян ,боязнь дворцового переворота )

Проработав около 2-х лет. Комиссия была распущена в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Больше она не созывалась. Новый сборник законов принят не был. Почему?

Ребята, давайте представим, как могло проходить заседание этой комиссии, каждая группа представляет своих депутатов от двух разных сословий. А предметы, которые находятся у вас на столах, подскажут интересы, каких сословий вы можете представить. Примите решение в группе. Можете использовать реквизит. Ваши выборные должны озвучить наказы своего сословия.

-Назовите, представителем, какого сословия Вы являетесь и выразительно, громко озвучьте свой наказ.

Комиссия должна была  понять требования общества, четко понимать какие вопросы для общества являются актуальными.

  • Дворяне:  ужесточить наказание крестьян за побеги. Снизить рекрутский набор в армию, чтобы уберечь своих крепостных.
  • Чиновники: отменить «Табель о рангах», который был введен при Петре 1. Причина — Табель открывал дорогу на любые руководящие должности простым людям.
  • Горожане (купцы): бороться с бюрократией в государственных учреждениях. Хотим получить привилегии дворян: запрет физических наказаний, разрешение иметь крепостных, покупать их и быть собственниками мануфактур.
  • Государственные крестьяне: Помещики отбирают себе лучшую землю, очень большой подушный налог, снизить бы.
  • Инородцы: полной свободы вероисповедания, сохранить местные обычаи и традиции, равенство всех народов

    Казаки: казачье самоуправление при атамане, больше земли, свобода в занятии торговлей.

Так, почему комиссию распустили? Было ли единство среди выборных?

 (1)каждый из представителей сословий выдвигал свои требования, которые расходились с интересами других.  Поэтому согласия достичь не удалось. Слайд

2) Екатерина доверила Уложенную комиссию депутатам, а не профессионалам. Понятно только, что группа людей с разными интересами, не имеющая никаких юридических знаний и навыков, не могут составлять закон для страны. Этим должны заниматься специалисты. 

3) Была убеждённость, что законы должен издавать самодержец.

Как бы вы определили итоги работы Комиссии? Стр.121

  1. Екатерина II приняла титул Мать  Отечества.
  2. Выявлены разногласия по вопросам крепостного права и привилегий сословий
  3. Проект Нового Уложения не был разработан
  4. Екатерина II закрепила за собой образ сторонника идей просвещённого абсолютизма, хотя и не во всем им соответствовала.

4.Золотой век.

Историки называют время правления Екатерины 2 «золотым веком», а для кого он был золотым?  Для всех слоёв общества? Ведь она ставила целью создание общего блага? Попробуем разобраться. Продолжим работу по группам.

 1-я группа открывает  стр. учебника 135 п.2  и изучает как изменилось положение дворян.

 2-я группа – стр. 136 п.2 – изучаете как изменилось положение горожан.

 3-я группа выяснит, насколько хорошо жилось крестьянам.

Для этого попрошу ребят инсценировать небольшой отрывок из произведения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

В которой два участника Путешественник и крестьянин.

Путешественник — Бог в помощь
Крестьянин — Спасибо, барин.

Путешественник — Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
Крестьянин — Нет, барин, я прямым крестом крещусь, — ( показывает  сложенные три перста) — А бог милостив, с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
Путешественник — Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?
Крестьянин — В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.
Путешественник —Велика ли у тебя семья?
Крестьянин — Три сына и три дочки.
Путешественник — Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Крестьянин — Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как ета устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро.
Путешественник — Так ли ты работаешь на господина своего?
Крестьянин — Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут.

Барин ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него.  На дурного приказчика хотя можно пожаловаться, а  на барина кому?

Вывод: Положение крестьян, особенно крепостных в период правления Екатерины ухудшилось.

2 группа

 Слайд «Жалованная грамота городам»  1785 г.  – закрепила  привилегированные  права купцов и состоятельных граждан в городах России. Давала привилегии не городам в целом, а конкретно купечеству. Жалованная грамота городам утвердила 6 разрядов среди городского населения. Вводила систему городского самоуправления, где ключевую роль играли богатые. Но, при этом города находились под контролем власти.

 1 группа. 1785 г. –

 Слайд  издание   «Жалованной грамоты дворянству»1785г.

 

- Какие привилегии давала дворянам данная грамота ?

Учитель: Итак, для кого же наступил золотой век? – для дворянства.

Давайте ответим на главный вопрос нашего урока: Соответствовала ли политика  Екатерина 2 идеям  просвещённого абсолютизма?

Таким образом, дворянство стало самым  привилегированным сословием.

Значительно ухудшилось положение крестьян.

Не принесла успехов попытка создания нового сборника законов России.

Внутренняя политика Екатерины 2 носила противоречивый характер. В целом преобразования императрицы проводились в интересах высших сословий, что было невозможно сделать без ущерба для простого народа.

Желая построить общество «общего блага» и пользуясь своим видением этого процесса, Екатерина 2 столкнулась с российской действительностью, с условиями которой пришлось мириться.

IV .Рефлексия

Мы подошли к финалу урока. Предлагаю вспомнить основные моменты урока, занимаясь реконструкцией текста. Предложите правильные варианты заполнения  пропусков в тексте.

Екатерина 2 была возведена на престол в конце сентября 1762г.  По происхождению она -  немецкая принцесса . Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей. Из их трудов она восприняла идею «просвещённого абсолютизма»  политики достижения в государстве «общего блага». Императрица решила созвать выборных (депутатов) от различных сословий для выработки нового сборника законов. Это собрание выборных было названо Уложенная комиссия. Она  начала свою работу 30 июля   1767 г.

Вторую половину 18 столетия называют  «золотым веком» российского дворянства. Следую политике своих предшественников, Екатерина ІІ продолжила увеличивать привилегии дворян. Основным документом этого времени стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. Для меня имя этой императрицы  стоит в одном ряду с именами Петра 1,  Алексея Михайловича,  Ярослава Мудрого.

Я бы вспомнила  имя этой женщины, если бы нужно было привести пример трудолюбия,  целеустремлённости,  патриотизма.

 

Ребята, большое спасибо Вам за сотрудничество на уроке!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя политика Екатерины II.

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Внутренняя политика Екатерины II"  на уроке истории в 7 классе.Презентация сопровождается тектами, хронологическими данными, иллюстрацией....

Открытый урок "Внутренняя политика Екатерины II"

конспект урока с использованием РКМ технологии...

Внутренняя политика Екатерины Второй

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР...

Внутренняя политика Екатерины II

Разработка урока и призентация на тему Внутренняя политика Екатерины II...

Внутреняя политика Екатерины II

План-конспект Внутреняя политика Екатерины II...

Внутреняя политика Екатерины II

План-конспект Внутреняя политика Екатерины II...

«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...