Статья "Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии"
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рудакова Елена Владимировна

В статье "Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии" содержатся рекомендации по проведению современного урока истории в основной школе, а также этапы формирования ассоциативного мышления в процессе изучения исторической терминологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения  исторической терминологии

1.Рекомендации по проведению урока истории в современной школе.

Уже несколько лет в среде учителей-историков обсуждается вопрос о том, что история как учебная дисциплина теряет свой, когда-то достаточно высокий, рейтинг. Потеря конкурентоспособности привела к снижению престижа и потери авторитета науки, особенно среди старшеклассников, будущих абитуриентов, которые направляют свои усилия на предметы, в большей степени адаптированные к современным реалиям. Большинство учителей при этом во всех грехах склонны обвинять самих учеников, претензии к которым сейчас не выдвигает только ленивый. Кто же прав? Учителя, защищающие «честь мундира», или учащиеся и их родители, недовольные уровнем преподавания истории в школе, не видящие смысла в ее изучении? Рассмотрим главные «претензии» учителей.

  1. Ученики не внимательны на уроках, не читают материал домашнего задания, не считают необходимым запоминать исторические даты и ход исторических событий.
  2.  Не желают креативно мыслить, анализировать исторические события и явления, объективно оценивая их, анализировать причинно-следственные связи.
  3. Не способны в полной степени овладеть исторической терминологией в соответствии с современными образовательными стандартами по программам Министерства образования Российской Федерации и применять их на уроках.

Что же получаем в итоге? Неужели все наши ученики постепенно превратились в лентяев и неучей. Или история перестала быть интересным и общественно полезным предметом, базой гражданского воспитания? Перед нами, учителями, возникает два главных вопроса: «Где корень зла?» и «Что делать?».

Не претендуя на истину в последней инстанции, все же рискну назвать три главных ошибки, которые делают сами учителя в преподавании истории в общеобразовательном учреждении.

  1. Шаблонность преподавания и стандартность образовательных методов в преподавании истории; навязывание ученикам «исключительно правильной» исторической концепции и собственной точки зрения; отсутствие эмоциональных «взрывов», высказывание чувств.
  2. Авторитаризм в отношениях учителя и учащихся. Есди учитель стремится воспитать яркую и компетентную индивидуальность, личность с чувством настоящего патриотизма и активной гражданской позицией, он должен «сойти с пьедестала» и стать одним из тех, кто помогает учиться и учится у тех, кого учит.
  3. Мотивация учащихся, основанная на основании обязанностей и придушении ученической инициативы. Следует делать акцент на том, что история – это не сумма фактов и событий, а передача опыта из поколений в поколения. Это «работа над ошибками», которые когда-то приводили к трагическим последствиям.

Необходимо, чтобы учитель мог прислушаться к мыслям своих учеников, которые сами хотят разнообразить уроки истории и помочь преподавателю, стараясь реализовать свой творческий потенциал. По желанию, учащиеся могут, например, писать сценарии инновационных уроков, помогать учителю в их организации и проведении; составлять исторические кроссворды и тесты, устраивать выставки своих творческих работ, рисунков, газет и т.д. Ученики поймут, что становятся «субъектом» учебно-воспитательного процесса, что, соответственно, повлияет на развитие и формирование личности, адаптированной к современным требованиям. Единственное предупреждение: ученическая инициатива должна основываться на достижение четко определенной образовательной цели.

Ключевым вопросом на уроках истории является работа с историческими терминами, количество которых неуклонно растет. Сегодня учителям не хватает единой методологии и алгоритма работы с терминологией на уроках. Какие же проблемы требуют решения?

  1. Отсутствие единых критериев работы с историческими терминами. Хотя требования к количеству усвоенных понятий и уровня овладения ими существуют.
  2. Проблема запоминания и оперирования терминами из-за их большого количества.
  3. Необходимость разработки методов и форм контроля по уровню знаний учащихся и их объективное оценивание.

2. Развитие у учащихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии.

Ведущей идеей концепции усвоения учащимися исторической терминологии на уроках истории является развитие ассоциативного мышления школьников. Именно с развитием этого типа мышления связаны позитивные сдвиги, которые произошли в работе учеников при овладении ими понятийного аппарата, самостоятельного употребления и применения с максимальной эффективностью.

Анализ слов и процесс их запоминания – это не единственный метод, благодаря которому ребенок осмысливает его содержание. Усвоение исторических понятий, связанное с развитием ассоциативного мышления,  начинается, безусловно, с ознакомления учеников с новыми терминами на уроках истории. Новые термины, предложенные учебной программой для усвоения, не учитывают возрастные возможности ребенка, к тому же определения в учебнике объемны и написаны непонятным языком. Предлагаю вариант решения данной проблемы.

1-й этап ( подготовительный). Для первого знакомства школьников с новым термином преподавателю необходимо дать опережающее задание: самостоятельно найти определение необходимых исторических понятий в словарях, энциклопедиях, печатных и электронных СМИ, Интернете и сравнить их по содержанию. Учитель анализирует работу учащихся и вместе с ними согласовывает различные толкования термина и выбирает один из них, который будет соответствовать всем показателям и критериям или синтезирует его содержание из нескольких определений. На данном этапе работы с понятиями огромную роль играет мотивация учителем самостоятельной работы учеников. Обычно используют «ситуацию успеха». Позитивное оценивание результатов этого этапа повысит интерес школьников к самостоятельной работе.

2-й этап (основной). После подготовительного ознакомления, анализа и записи термина в словарь или тетрадь учителю необходимо найти и выделить слово-ассоциацию, которому учащимся необходимо уделить особое внимание при запоминании нового понятия. Это слово или несколько слов, которые раскрывают и поясняют значение термина, называю «слово-ключ». Психологической особенностью ребенка является то, что в случае «встречи» с новым термином его запоминание облегчается, если ребенок подбирает близкие по значению синонимы, которые помогают уяснить его суть.

Например, термин по истории Средних веков  - «инквизиция» - специальный церковный суд, созданный папой римским в XIII веке для борьбы с еретиками. Именно на словах «суд» и «борьба с еретиками» учителю необходимо сделать акцент. Вследствие запоминания двух слов вместо восьми усвоение новых терминов повысится на 20-30 %. Примеров пар «понятие» - «слово-ключ» очень много: пирамида – гробница, барщина – работа, сепаратизм – отделение, интервенция – вторжение. Продолжать можно очень долго.

Рекомендация. Для проверки на уроках усвоения новых исторических понятий целесообразно применять формы устного контроля, а не письменного. Диктанты, тестирования и др. следует проводить на повторительно-обобщающих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Мастер - класс «От видимого к невидимому…» Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы

Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и...

Ассоциативное мышление на уроках математики

Статья об опыте использования на уроках математики ассоциативного мышления...