Нравственность открытий великих людей
методическая разработка (7 класс)

Внеклассное мероприятие в 6-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnek.meropritie.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Нравственность открытий великих людей».

Суд. /Внеклассное мероприятие./

7 класс

Цели: 1.Познакомить с биографией ученых и их открытиями.

2.Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитывать наблюдательность, ответственность за свои поступки, развивать память, внимательность, любознательность.

Судья – проводит судебное заседание. Должен знать всех участников, порядок ведения заседания, факты на основании которых строится обвинение.

Адвокат – подбирает факты, свидетельствующие в пользу обвиняемых, составляет вопросы ученым, позволяющие доказать их невиновность.

Прокурор – подбирает факты, свидетельствующие против обвиняемых, составляет вопросы ученым, позволяющие доказать их виновность.

Подсудимые: Леонардо да Винчи, Ньютон, Эйнштейн, Сахаров.

Должны знать кратко биографию, основные открытия, какова жизненная позиция ученых, их отношение к войне и военной технике.

Сценарий.

Судья. Слушается дело по обвинению ученых: Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Андрея Дмитриевича Сахарова в том, что их изобретения привели к усовершенствованию оружия и уничтожению большого числа людей. Ввести подсудимых.

/Входят ученые/.

Судья. Предоставляется слово прокурору.

Прокурор.  Господа! Перед Вами люди, чьи изобретения привели к усовершенствованию орудий войны. Война! От стрел мы пришли к атомному оружию. Каждое из изобретений приближало нас к этому шаг за шагом. И что же мы имеем теперь? Вместо десятков жертв – миллионы. Вспомните Хиросиму, Чернобыль. Сколько искалеченных судеб, покалеченных душ. Я прошу суд не забывать об этом и  не поддавать на обаяние этих людей. Спасибо.

Судья. Слово предоставляется для обращения к суду адвокату.

Адвокат. Господа судьи. Мы судим сегодня ученых, чьей единственной виной были изобретения, которые были сделаны во благо человечества. Космическая связь, пароходы, самолеты, радиотелефоны и многое другое без чего сегодня мы не представляем себе нашу жизнь. Все, что они сделали, было ради прогресса. Ученые не должны отвечать за то, как используются их изобретения политиками. Прошу суд учесть это при рассмотрении дела. Спасибо.

Судья. Суд приглашает на перекрестный допрос обвиняемого Леонардо да Винчи.

/Встает обвиняемый/. Расскажите коротко суду кто Вы, где родились и каков род Вашей деятельности.

Леонардо да Винчи. Я, Леонардо да Винчи, родился 15 апреля 1452 года. Сын крестьянки Катарины и нотариуса Пьеро да Винчи. После смерти матери воспитывался в доме отца. В 14 лет стал учеником Верроккьо – скульптора и живописца. В 20 лет стал мастером. Живопись для мены была на первом месте. Кроме этого занимался математикой, астрономией, механикой, биологией, геологией, военной инженерией.

 Моим покровителем был Франциск – I.

Прокурор. /Показывает рисунки военной техники/. Это Ваши работы?

Л. да Винчи. Да.

Прокурор. Для чего они предназначены и как должны работать?

Л. да Винчи. Для ведения военных действий. Первый рисунок – всадник с прикрепленными  к сбруе лошади ножами. При движении всадника те кони, которые попадали под ножи падали, получив травму ног. Вторая машина для пехотинцев. Она защищала их от неприятельских стрел и одновременно не давала подойти близко, так как была снабжена ножами, расположенными по кругу с внешней стороны.

Прокурор. Спасибо, больше вопросов нет.

Адвокат. Для чего Вы создавали эти приспособления?

Л. да Винчи. Я хотел уменьшить число жертв со стороны своего народа в войне, которую он периодически вел.

Адвокат. На Ваших картинах изображены и Иуда и Христос. Что Вы хотели сказать Вашими творениями людям?

Л. да Винчи. Я бы очень хотел жить в мире, где есть Христос, но нет Иуды. Жаль, что такого не может быть.

Адвокат. Спасибо, у меня нет вопросов.  

Судья. Суд приглашает на перекрестный допрос обвиняемого Исаака Ньютона.

/Встает обвиняемый/. Расскажите коротко суду кто Вы, где родились и каков род Вашей деятельности.

И. Ньютон. Я, Исаак Ньютон родился 4 января 1643 года. Окончил Кембриджский университет и вскоре возглавил его кафедру. Затем был директором монетного двора, с 1672 года являлся членом Лондонского королевского общества. Открыл закон Всемирного тяготения, провел опыты по дисперсии света. Дал описание классической механики, объяснил законы Кеплера и движение Луны.

Прокурор. Когда Вы делали свои открытия, думали ли Вы о возможности их использования в военных целях. Например, использование Ваших изобретений привело к запуску в последствии спутников – шпионов,  ракет массового поражения.

И. Ньютон. Я никогда не задумывался над этим. Я думал лишь как объяснить явления,  наблюдаемые в природе.

Прокурор.  Значит ли это, что Вы делали Ваши открытия ради самих открытий?

И. Ньютон. Я бы не был столь категоричен, хотя и не вижу в этом ничего плохого.

Прокурор. Вопросов больше нет.

Адвокат. Ваши изобретения использовались людьми только ради уничтожения?

И. Ньютон. Мои открытия  в дальнейшем помогли людям осуществить мечту и полететь в космос. Дали толчок более интенсивному развитию механики, т.е. прогрессу.

Адвокат. Вы сами знали об использовании Ваших открытий против человеческой жизни и могли ли препятствовать этому?

И. Ньютон. Нет, т.к. это произошло, когда я уже не мог влиять на развитие событий.

Адвокат. Спасибо, у меня нет вопросов.  

Судья. Суд приглашает на перекрестный допрос обвиняемого Альберт Эйнштейн.  /Встает обвиняемый/. Расскажите коротко суду кто Вы, где родились и каков род Вашей деятельности.

А. Эйнштейн. Я, Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в Германии. В 14 лет переехал в Швейцарию. В 1909 году стал профессором Цюрихского политехникума, а с 1914 – профессором Берлинского университета и директором института физики. В 1933 году был вынужден уехать из Германии в США, где и работал в Пристанском институте перспективных исследований. Создал специальную и общую теории относительности, вывел закон взаимосвязи массы и энергии. Описал искривление пространства и времени вокруг массивных тел, искривление светового луча.

Прокурор. Ваши исследования привели к созданию атомной бомбы?

А. Эйнштейн. Да.

Прокурор. Вы сознательно принимали участия в этих исследованиях?

А. Эйнштейн. Да. Я считал это необходимым.

Прокурор. Вы понимали опасность атомной бомбы?

А. Эйнштейн. Да. Хотя и не знал точно, но предполагал, что они будут ужасны.

Прокурор. Вопросов больше нет.

Адвокат. Каково Ваше отношение к войне?

А. Эйнштейн. Я всегда выступал против войны и использования ядерного оружия.

Адвокат. Почему Вы уехали из Германии в 1933 году?

А. Эйнштейн. Хотя меня и ценили мои коллеги, но я никогда не скрывал своих взглядов, поэтому мне стало опасно оставаться в  фашистской Германии.

Адвокат. Кроме того, прошу суд учесть, что именно расщепление атома дает нам возможность получения огромной энергии на АЭС? Спасибо у меня нет вопросов.

Судья. Суд приглашает на перекрестный допрос обвиняемого Андрея Дмитриевича Сахарова.  /Встает обвиняемый/. Расскажите коротко суду кто Вы, где родились и каков род Вашей деятельности.

А. Д. Сахаров. Я, Андрей Дмитриевич Сахаров родился в 1921 году. Отец – преподаватель рабфака, затем будущего второго МГУ. Мать – педагог. Окончил школу с золотой медалью. Были работы в физике высоких энергий, космологии,  работал над созданием управляемых термоядерных реакторов. В 1932 году присвоено звание лауреата Ленинской премии.

Прокурор. Вы принимали участие в создании водородной бомбы?

А. Д. Сахаров. Да, я работал в этой группе ученых.

Прокурор. Вы делали это сознательно?

А. Д. Сахаров. Да.

Прокурор. Вас не остановило сознание того, к скольким жертвам приведет применение этого оружия?

А. Д. Сахаров. Нет, я понимал, что от этого зависит мир на планете.

Прокурор. Спасибо. Больше нет вопросов.

Адвокат. Что произошло в 1968 году?

А. Д. Сахаров. Я написал статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». После чего был отстранен от секретной работы и переведен в физический институт академии наук.

Адвокат. Что произошло в 1980 году?

А. Д. Сахаров. Я выступил публично против ввода войск в Афганистан, за это был сослан в Горький, где прожил под постоянным надзором 7 лет.

Адвокат. Вы знали к чему может привести Ваше выступление против политики государства?

А. Д. Сахаров. Я предполагал, но молчать не мог.

Адвокат. Зная о последствиях, Вы все таки  выступили против войны?

А. Д. Сахаров. Да.

Адвокат. Академик Келдыш писал «… свой удивительный талант физика он, конечно же, реализовал лишь в очень небольшой мере. По существу, он принес его в жертву тому, что считал своим долгом перед человечеством.» У меня больше нет вопросов.

Судья. Слово предоставляется прокурору для заключительной речи.

Прокурор. Уважаемый суд!  Каждый день на Земле умирают люди. Они умирают не от старости, а от ранений, болезней, вызванных использованием ядерной энергии. Страшно от сознания того, что люди уничтожают свой мир, без которого они не смогут жить. Человечество уничтожает себя, придумывая все более изощренные способы. Развитие науки приводит не только к прогрессу, но и к уничтожению всей цивилизации. Разве каждый из нас не отвечает за результаты своего труда? Портной отвечает за качество шитья,  строить за построенные им дома. Почему же ученые не должны отвечать за свой труд, свои изобретения? Уверен, суд примет правильное решение. Спасибо.

Адвокат. Да, действительно, портной несет ответственность за качество сшитого костюма. Но ведь портного не судят за то, что в его костюме другой человек совершает ограбление. Мир не смог бы развиваться без изобретений ученых, скольких привычных вещей мы бы не знали, не выполни они свои работы. Да человечество уничтожает себя, но разве в этом вина ученых? Кто использует их изобретения на уничтожение, кому это выгодно? Политика государств. А она зависит и от нас с Вами. Ведь мы граждане своей страны, мы выбираем политиков, голосуем за их программы. Ученые делают свой труд,  а уж как мы с Вами его используем, в этом нет их вины. Уверен, суд примет правильное решение. Спасибо.

Судья. На заседании суда было заслушано дело по обвинению ученых: Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Андрея Дмитриевича Сахарова в том, что их изобретения привели к усовершенствованию оружия и уничтожению большого числа людей.

 Суд внимательно выслушав обе стороны вынес решение: ученых: Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Андрея Дмитриевича Сахарова признать не виновными в том, что их изобретения привели к усовершенствованию оружия и уничтожению большого числа людей. Они выполняли свою работу.

/Не надо бояться говорить, спорить, рассуждать. Нельзя позволять политикам втравливать людей в войны. Мы с Вами ответственны за использование во благо человечества труда ученых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

Викторина "Великие люди великой страны"

Викторина проводится в рамках Месячника военно-патриотического воспитаня,посвящена героям Отечества....

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....

Великие слова великих людей

Великие слова великих людей...

Великие слова великих людей

Великие слова великих людей...

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...