ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ
олимпиадные задания

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

ОЛИМПИАДЫ – одна из наиболее эффективных форм работы с мотивированными и одарёнными учащимися. Они не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение. По сути, олимпиада – это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_istoriya.doc238 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass_istoriya.doc33 КБ
Microsoft Office document icon 7_klass_istoriya.doc1.47 МБ
Microsoft Office document icon 8_klass_istoriya.doc136.5 КБ
Microsoft Office document icon 9_klass_istoriya.doc180.5 КБ
Microsoft Office document icon 10_klass_istoriya.doc200 КБ
Microsoft Office document icon 11_klass_istoriya.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

2020-2021 учебный год

5 класс (время выполнения 40 минут)

1.Впиши в таблицу века, содержащие указанные годы или годы, которые относятся к данным векам.

V в.

XVII в.

XXI в.

1480 г.

1861 г.

Высшая оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый заполненный пропуск)

2. Заполните пропуски в таблице «Героические страницы российской истории»

Полководец

Война. Битва

Противник

Александр Невский

Шведские и немецкие рыцари – крестоносцы.

Куликовская битва

Русско-турецкая война. Взятие крепости Измаил

Турция

Михаил Илларионович Кутузов

Французская империя

Высшая оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый заполненный пропуск).

3. Кого из исторических деятелей, прославивших Россию, вы узнали? Подпишите их фамилии. Высшая оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).

  суворов     i?id=364358706-37-72       Картинка 6 из 13700         1316         6_25.jpg 

 

4. В 2012 году исполнилось 200 лет со дня Бородинской битвы – главной битвы Отечественной войны 1812 года. Используя предложенный текст, докажите, что  война 1812 года носила народный характер. Высшая оценка: 10 баллов

5. Объясните смысл крылатого выражения: «На воре шапка горит».

Высшая оценка: 10 баллов

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 50.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

2020-2021 учебный год

6 класс (время выполнения 40 минут)

1. Сосчитайте:

1) В 1985 году были найдены останки двух захоронений. Первые пролежали в земле 784 года, вторые – 920 лет. Какое из этих захоронений было сделано раньше  и на сколько?

2)По преданию первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий I запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?  Высшая оценка: 4 балла (по два балла за каждую правильно решенную задачу).

2. Многие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Прочитайте отрывок из сказки «Королевский баран» и найдите в нем признаки государства.

«Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушел на войну. Когда он с победой вернулся домой, то устроил большой пир. На пиру король стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая ответила: «Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой». Разъяренный король закричал: «Эта девица думает, что я – ее прислуга, а я – король!» Он вызвал охрану и приказал: «Уведите мою дочь в лес и убейте ее». Охрана была в ужасе, но обещала в точности выполнить приказ короля».

Высшая оценка: 3 балла (по 1 баллу за каждый названный признак).

3. Объясните, по какому принципу слова собраны в одну цепочку, и какое слово в данном перечне лишнее.

Кобылицы Диомеда, эриманфский кабан, лернейская гидра, медуза Горгона.

Высшая оценка: 3 балла (2 балла за объяснение принципа и 1 балл за правильно исключенное слово).

4. Почему в Древней Греции был бог моря Посейдон, а в Древнем Египте и Междуречье не было богов, связанных с морем? Высшая оценка: 2 балла.

5. Решите задачу. Запишите свои вычисления (1 балл за каждый правильный ответ; максимально -  3 балла).   Известно, что знаменитый древнеримский полководец и первый пожизненный диктатор Рима Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н.э., а умер в 44 г. до н.э.

5.1. В каком возрасте умер  Юлий Цезарь?

5.2. Сколько лет прошло от рождения Юлия Цезаря до падения Западной Римской империи (476 г. н.э.)?

5.3. Мог ли другой знаменитый полководец Александр Македонский, умерший в 323 г. до н.э., знать о походах Цезаря? Объясните, почему вы так думаете.

Максимальный балл: 15.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 уч.г.

 Школьный этап

8 класс

Время на выполнение 60 минут

Максимальное количество баллов - 63

Фамилия, имя______________________________класс______________________________

Задание 1. «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу (6 бал.):

1.1. Наиболее многочисленным социальным слоем древнерусского общества в XI - XII вв. являлись свободные крестьяне - общинники.

1.2. Старейшими городами Владимиро–Суздальского княжества были Ростов и Суздаль.

1.3. В битве с монголо-татарским войском на реке Сити в 1238 г. погиб владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.

1.4. Знаменитый русский живописец  Андрей Рублёв принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире.

1.5. В Суздаль в Покровский монастырь под именем инокини Елены в конце XVII в. была сослана царевна Софья.

1.6. Первым русским патриархом на Руси был Иов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 2. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия (12 бал.):

2.1. Посадник, тысяцкий, епископ, князь ___________________________________________________

2.2. Хозяйство, помещик, крестьянин, принудительный, работающий, крепостной, труд, собственный, инвентарь ______________________________________________________________________________

2.3. Наследственные, обладание, землевладельцы, светские, привилегии, сословие ________________

2.4. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни ______________________________________________________

2.5. барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и натурализм ______________________

2.6. Гривна, резана, куна, алтын, рубль ____________________________________________________

Задание 3. Определите лишнее имя в перечне исторических деятелей (4 бал.):

1) И. Болотников, С. Разин, Хлопко, Б. Годунов _______________________________________________

2) Иван IY, Александр Меншиков, Андрей Курбский, Алексей Адашев __________________________

Задание 4. Найдите закономерность, определите критерии для классификации и разделите фамилии в 2 группы (10 бал.):

М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Новосильцев, С.С. Уваров, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, П.А. Строганов, Д. Давыдов.

1 - ___________________________________________

2 –__________________________________________________________.

Задание 5. К какому событию или периоду истории относятся данные слова имена или события (12 бал.):

А) ярлык, выход, численники, баскаки - _________________________

Б) Суворов, Потемкин, Крым, Измаил - _________________________

В) крестоцеловальная запись, восстание Болотникова, интервенция - ________________

Г) Б. Хмельницкий, Переяславская рада, русско-польская война – ______________________________________________________________________

Д) «Крестоцеловальная запись», обращение за помощью к Швеции, начало польско-шведской интервенции - ___________________________________________________

Е) Никон, исправление икон, книг, обрядов, троеперстное крещение – ________________________________________________

Задание 6. Найдите обобщающее слово для следующих имен, событий и понятий (8 бал.):

А) Протекторат, республика, монархия – это ____________________________________

Б) А.В. Суворов, М.И. Кутузов, А.А. Брусилов – это _________________________________

В) «Указ о вольных хлебопашцах», создание министерств, отмена крепостного  права в Прибалтике – это ___________________________________________________

Г) И. Болотников, С. Разин, Е. Пугачев – это _________________________________

Задание 7. Работа с картой (7 бал.):

7.1. Напишите название войны, события которой отражены на карте.

 

Ответ: __________________________________________________________________

7.2. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами. Ответ: __________________________________________

7.3. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы. Ответ: ___________________________________________________________________________

7.4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Россия победила в этой войне,

2) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

3) противником России в войне была Швеция,

4) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая,

5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики,

6) война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

Ответ:___________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте данные определения исторических понятий и напишите соответствующие термины (4 бал.):

8.1. Порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю.________________________________________________________________________

8.2. Кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества, утверждённый в 1649 г. ____________________________________

8.3. Социальная группа, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями _____________________________

8.4. Государственная политика в XVIII веке, предполагавшая сочетание принципов абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законом ___________________________________________



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021уч.г.

 Школьный этап

9 класс

Время выполнения 90 минут

Максимальное количество баллов за обе группы заданий - 88

I группа заданий

  1. При каком князе появилась древнейшая часть Русской Правды? 1б

а) Игорь; б) Владимир; в) Ярослав; г) Мстислав.

  1. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других? 1б

а) возведение храма святой Софии в Киеве;

б) строительство церкви Покрова на Нерли;

в) основание Киево-Печерского монастыря;

г) строительство Десятинной церкви в Киеве;

д) возведение храма святой Софии в Новгороде.

  1. Соотнесите имена исторических деятелей  с тем, что их объединяло:6б

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

2) Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

6) Дмитрий Боброк и Владимир Храбрый.

е) Литовские князья

  1. Совместно с каким иконописцем расписывал соборы Андрей Рублев? 1б

а) Даниил Черный; б) Симон Ушаков; в) Яков Гаврилов; г) Дионисий; д) Сидор Поспеев.

  1. Соотнесите начало высказывания с его окончанием: 8б

1) «Земля наша велика и обильна, а…

а) …не любишь меня».

2) «Как ты хочешь взять меня женою, когда…

б) …от меча и погибнет».

3) «Уж горько мне: отца моего ты убил, землю полонил, а теперь…

в) …порядка в ней нет».

4) «Когда нас всех не будет, тогда…

г) …свою покинул».

5) «Кто к нам с мечом придет…

д) …завтра возьмут вашу».

6) «Ты, князь, чужой земли ищешь, а…

е) …мы умрем за него».

7) «Ныне они взяли нашу землю…

ж) …сам крестил и назвал дочерью».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет».

  1. Укажите термин, выпадающий из данного ряда: 1б

а) смерды; б) закупы; в) холопы; г) рядовичи; д) дьяки; е) изгои.

  1. Дата + место = событие: 6б

1) 1552 + Казань =

а) Формирование II ополчения

2) 1584 + Иртыш =

б) Разгром войск Лжедмитрия I

3) 1591 + Углич =

в) Взятие города войсками Ивана IV

4) 1605 + Добрыничи =

г) Воцарение Романовых

5) 1611 + Нижний Новгород =

д) Гибель Ермака

6) 1613 + Москва =

е) Загадочная смерть царевича Дмитрия

  1. Укажите пропущенное название в отрывке из Манифеста Петра I о присоединении Эстляндии к России: «Мы вынуждены направить свои вооруженные силы в Эстляндию, дабы укрепиться в морских гаванях и тем самым защитить себя от всяких вторжений. В особенности мы сочли необходимым овладеть городом…»: 1б

а) Таллин; б) Рига; в) Ревель; г) Либава; д) Вильно; е) Дерпт.

  1. Впишите пропущенную фамилию:2б

… – Ф.М. Апраксин – Г.И. Головкин – Д.М. Голицын – А.И. Остерман – П.А. Толстой.

  1. Соотнесите имя исторического деятеля с его заслугой:7б

1) Андрей Нартов

а) строительство Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Царском Селе, Смольного монастыря

2) Степан Крашенинников

б) изобретение парового двигателя

3) Иван Ползунов

в) основание первых русских поселений на Аляске, образование Российско-Американской компании

4) Григорий Шелихов

г) изобретение новых токарных и винторезных станков

5) Джакомо Кваренги

д) исследование Камчатки

6) Феофан Прокопович

е) строительство Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе, Смольного института

7) Варфоломей Растрелли

ж) основание русской драматургии

  1. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»? 3б

а) военные поселения;   б) временщик;   в) учреждение Государственного совета;

г) вольноотпущенные крестьяне;   д) ужесточение цензуры;  

е) учреждение Государственной думы;

ж) руководство III отделением Собственной Е.И.В. канцелярии.

  1. Укажите недостающую фамилию: 1б

А.И. Герцен писал: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли тридцати восьми лет. … предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе».

  1. Соотнесите даты и события: 6б

1) 20 ноября 1857 г.

а) принятие Указа о судебной реформе

2) 19 февраля 1861 г.

б) утверждение «Городового положения»

3) 20 ноября 1864 г.

в) издание Положения о государственных крестьянах

4) 24 ноября 1866 г.

г) подписание Манифеста об отмене крепостного права

5) 16 июня 1870 г.

д) принятие Устава о воинской повинности

6) 1 января 1874 г.

е) издание рескрипта виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову

  1. Заполните пропуски в тексте: 9б

Оборона Севастополя началась 13 сентября _____ года после поражения русской армии под командованием А.С. Меншикова на реке ______. Немногочисленный гарнизон (31,5 тыс. чел.) оказался перед лицом вражеской 67-тысячной армии и огромного флота. К англо-франко-турецким союзникам присоединились войска _____________ королевства. Оборону города возглавил вице-адмирал ______, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал ________. Военный инженер _____________ разработал превосходный план по строительству укреплений. В севастопольском госпитале под началом хирурга ___________ работал отряд медсестер. На 5-ом бастионе сражался молодой офицер _____________. Севастополь мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители. Лишь 8 сентября _______ года русские солдаты и матросы оставили город.

II группа заданий

  1. Рассмотрите репродукцию картины П.Д. Корина и ответьте на следующие вопросы:

а) какая историческая личность изображена на картине? (1 балл)

б) чье изображение виднеется на знамени? (1 балл)

в) какой город изображен на заднем плане? (2 балла)

г) по какому признаку вы это определили? (2 балла)

д) по вашему мнению, когда или приблизительно в какое время П.Д. Корин написал эту картину? (3 балла)

е) насколько актуальным было обращение художника к образу данной исторической личности? (3 балла)

  1. Осенью 1612 года Второе ополчение освободило Москву от польских интервентов. Необходимо было выбрать царя. Ответьте на следующие вопросы:

а) представители каких социальных групп населения России участвовали на Земском соборе, на котором был избран на русский трон Михаил Романов? (7 баллов)

б) почему собор выбрал сына Филарета, бывшего тушинского Патриарха? (4 балла)

  1. Укажите разницу между стрельцом и солдатом «иноземного строя» (6 баллов)
  2. Говорят, что Петр I создал второй университет, а М.В.Ломоносов – третий. Ответьте на вопросы:

а) как назывался первый университет и когда он появился? (2 балла)

б) назовите второй и третий университеты, когда они были основаны? (4 балла)



Предварительный просмотр:

        

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 уч.г.

 Школьный этап

10класс

Время выполнения 120 минут

Максимальное количество баллов за обе группы заданий - 97

I группа заданий

  1. При каком князе появилась древнейшая часть Русской Правды?

а) Игорь; б) Владимир; в) Ярослав; г) Мстислав; д) Всеволод.

(1 балл)

  1. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

а) возведение храма святой Софии в Киеве;

б) строительство церкви Покрова на Нерли;

в) основание Киево-Печерского монастыря;

г) строительство Десятинной церкви в Киеве;

д) возведение храма святой Софии в Новгороде;

е) открытие в Киеве женского Андреевского монастыря.

(1 балл)

  1. Соотнесите имена исторических деятелей  с тем, что их объединяло:

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

2) Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

6) Дмитрий Боброк и Владимир Храбрый.

е) Литовские князья

7) Иван Калита и Дмитрий Донской

ж) Дед и внук

(7 баллов)

  1. Совместно с какими иконописцами расписывал соборы Андрей Рублев?

а) Даниил Черный; б) Симон Ушаков; в) Яков Гаврилов; г) Дионисий; д) Феофан Грек;

е) Сидор Поспеев; ж) Прохор с Городца. (3 балла)

  1. Соотнесите начало высказывания с его окончанием:

1) «Земля наша велика и обильна, а…

а) …не любишь меня».

2) «Как ты хочешь взять меня женою, когда…

б) …от меча и погибнет».

3) «Уж горько мне: отца моего ты убил, землю полонил, а теперь…

в) …порядка в ней нет».

4) «Когда нас всех не будет, тогда…

г) …свою покинул».

5) «Кто к нам с мечом придет…

д) …завтра возьмут вашу».

6) «Ты, князь, чужой земли ищешь, а…

е) …мы умрем за него».

7) «Ныне они взяли нашу землю…

ж) …сам крестил и назвал дочерью».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет»

9) «Если бы я не был царем в России, то…

и) …я не вижу побежденных русских».

10) «Я вижу убитых русских, но…

к) …по недосмотру начальства».

11) «История движется тихо, …

л)… желал бы быть адмиралом в Англии».

12) «Все великое в России происходит…

м) …надо ее подталкивать».

(12 баллов)

  1. Укажите термин, выпадающий из данного ряда:

а) смерды; б) закупы; в) холопы; г) рядовичи; д) дьяки; е) изгои. (1 балл)

  1. Дата + место = событие:

1) 1552 + Казань =

а) Формирование II ополчения

2) 1584 + Иртыш =

б) Разгром войск Лжедмитрия I

3) 1591 + Углич =

в) Взятие города войсками Ивана IV

4) 1605 + Добрыничи =

г) Воцарение Романовых

5) 1611 + Нижний Новгород =

д) Гибель Ермака

6) 1613 + Москва =

е) Загадочная смерть царевича Дмитрия

(6 баллов)

  1. Укажите пропущенное название в отрывке из Манифеста Петра I о присоединении Эстляндии к России: «Мы вынуждены направить свои вооруженные силы в Эстляндию, дабы укрепиться в морских гаванях и тем самым защитить себя от всяких вторжений. В особенности мы сочли необходимым овладеть городом…»:

а) Таллин; б) Рига; в) Ревель; г) Либава; д) Вильно; е) Дерпт; ж) Выборг; з) Нарва. (1 балл)

  1. Впишите пропущенную фамилию:

… – Ф.М. Апраксин – Г.И. Головкин – Д.М. Голицын – А.И. Остерман – П.А. Толстой. (2 балла)

  1. Соотнесите имя исторического деятеля с его заслугой:

1) Андрей Нартов

а) строительство Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Царском Селе, Смольного монастыря

2) Степан Крашенинников

б) изобретение парового двигателя

3) Иван Ползунов

в) основание первых русских поселений на Аляске, образование Российско-Американской компании

4) Григорий Шелихов

г) изобретение новых токарных и винторезных станков

5) Джакомо Кваренги

д) исследование Камчатки

6) Феофан Прокопович

е) строительство Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе, Смольного института

7) Варфоломей Растрелли

ж) основание русской драматургии

(7 баллов)

  1. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

а) военные поселения;  б) временщик;  в) учреждение Государственного совета;

г) вольноотпущенные крестьяне;  д) ужесточение цензуры;  е) учреждение Государственной думы;

ж) руководство III отделением Собственной Е.И.В. канцелярии.  (3 балла)

  1. Укажите недостающую фамилию:

А.И. Герцен писал: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли тридцати восьми лет. … предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе». (1 балл)

  1. Соотнесите даты и события:

1) 20 ноября 1857 г.

а) принятие Указа о судебной реформе

2) 19 февраля 1861 г.

б) утверждение «Городового положения»

3) 20 ноября 1864 г.

в) издание Положения о государственных крестьянах

4) 24 ноября 1866 г.

г) подписание Манифеста об отмене крепостного права

5) 16 июня 1870 г.

д) принятие Устава о воинской повинности

6) 1 января 1874 г.

е) издание рескрипта виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову

(6 баллов)

  1. Заполните пропуски в тексте:

Оборона Севастополя началась 13 сентября _____ года после поражения русской армии под командованием А.С. Меншикова на реке ______. Немногочисленный гарнизон (31,5 тыс. чел.) оказался перед лицом вражеской 67-тысячной армии и огромного флота. К англо-франко-турецким союзникам присоединились войска _____________ королевства. Оборону города возглавил вице-адмирал ______, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал ________. Военный инженер _____________ разработал превосходный план по строительству укреплений. В севастопольском госпитале под началом хирурга ___________ работал отряд медсестер. На 5-ом бастионе сражался молодой офицер _____________. Севастополь мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители. Лишь 8 сентября _______ года русские солдаты и матросы оставили город.  (9 баллов)

II группа заданий

  1. Рассмотрите репродукцию картины П.Д. Корина и ответьте на следующие вопросы:

а) какая историческая личность изображена на картине? (1 балл)

б) чье изображение виднеется на знамени? (1 балл)

в) какой город изображен на заднем плане? (2 балла)

г) по какому признаку вы это определили? (2 балла)

д) по вашему мнению, когда или приблизительно в какое время П.Д. Корин написал эту картину? (3 балла)

е) насколько актуальным было обращение художника к образу данной исторической личности? (3 балла)

  1. Осенью 1612 года Второе ополчение освободило Москву от польских интервентов. Необходимо было выбрать царя. Ответьте на следующие вопросы:

а) представители каких социальных групп населения России участвовали на Земском соборе, на котором был избран на русский трон Михаил Романов? (7 баллов)

б) почему собор выбрал сына Филарета, бывшего тушинского Патриарха? (4 балла)

  1. Укажите разницу между стрельцом и солдатом «иноземного строя» (6 баллов)
  2. Говорят, что Петр I создал второй университет, а М.В.Ломоносов – третий. Ответьте на вопросы:

а) как назывался первый университет и когда он появился? (2 балла)

б) назовите второй и третий университеты, когда они были основаны? (4 балла)

  1. О ком (или о чем) эти цифры:

1678 г. – 90,5%, 1719 г. – 84%, 1857 г. – 82 %, 1897 г. – 80%?

(2 балла)



Предварительный просмотр:

        

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021уч.г.

 Школьный этап

11 класс

Время выполнения 120 минут

Максимальное количество баллов за обе группы заданий - 113

I группа заданий

  1. При каком князе появилась древнейшая часть Русской Правды?

а) Игорь; б) Владимир; в) Ярослав; г) Мстислав; д) Всеволод.

(1 балл)

  1. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

а) возведение храма святой Софии в Киеве;

б) строительство церкви Покрова на Нерли;

в) основание Киево-Печерского монастыря;

г) строительство Десятинной церкви в Киеве;

д) возведение храма святой Софии в Новгороде;

е) открытие в Киеве женского Андреевского монастыря.

(1 балл)

  1. Соотнесите имена исторических деятелей  с тем, что их объединяло:

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

2) Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

6) Дмитрий Боброк и Владимир Храбрый.

е) Литовские князья

7) Иван Калита и Дмитрий Донской

ж) Дед и внук

(7 баллов)

  1. Совместно с какими иконописцами расписывал соборы Андрей Рублев?

а) Даниил Черный; б) Симон Ушаков; в) Яков Гаврилов; г) Дионисий; д) Феофан Грек;

е) Сидор Поспеев; ж) Прохор с Городца. (3 балла)

  1. Соотнесите начало высказывания с его окончанием:

1) «Земля наша велика и обильна, а…

а) …не любишь меня».

2) «Как ты хочешь взять меня женою, когда…

б) …от меча и погибнет».

3) «Уж горько мне: отца моего ты убил, землю полонил, а теперь…

в) …порядка в ней нет».

4) «Когда нас всех не будет, тогда…

г) …свою покинул».

5) «Кто к нам с мечом придет…

д) …завтра возьмут вашу».

6) «Ты, князь, чужой земли ищешь, а…

е) …мы умрем за него».

7) «Ныне они взяли нашу землю…

ж) …сам крестил и назвал дочерью».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет»

9) «Если бы я не был царем в России, то…

и) …я не вижу побежденных русских».

10) «Я вижу убитых русских, но…

к) …по недосмотру начальства».

11) «История движется тихо, …

л)… желал бы быть адмиралом в Англии».

12) «Все великое в России происходит…

м) …надо ее подталкивать».

(12 баллов)

  1. Укажите термин, выпадающий из данного ряда:

а) смерды; б) закупы; в) холопы; г) рядовичи; д) дьяки; е) изгои. (1 балл)

  1. Дата + место = событие:

1) 1552 + Казань =

а) Формирование II ополчения

2) 1584 + Иртыш =

б) Разгром войск Лжедмитрия I

3) 1591 + Углич =

в) Взятие города войсками Ивана IV

4) 1605 + Добрыничи =

г) Воцарение Романовых

5) 1611 + Нижний Новгород =

д) Гибель Ермака

6) 1613 + Москва =

е) Загадочная смерть царевича Дмитрия

(6 баллов)

  1. Укажите пропущенное название в отрывке из Манифеста Петра I о присоединении Эстляндии к России: «Мы вынуждены направить свои вооруженные силы в Эстляндию, дабы укрепиться в морских гаванях и тем самым защитить себя от всяких вторжений. В особенности мы сочли необходимым овладеть городом…»:

а) Таллин; б) Рига; в) Ревель; г) Либава; д) Вильно; е) Дерпт; ж) Выборг; з) Нарва. (1 балл)

  1. Впишите пропущенную фамилию:

… – Ф.М. Апраксин – Г.И. Головкин – Д.М. Голицын – А.И. Остерман – П.А. Толстой. (2 балла)

  1. Соотнесите имя исторического деятеля с его заслугой:

1) Андрей Нартов

а) строительство Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Царском Селе, Смольного монастыря

2) Степан Крашенинников

б) изобретение парового двигателя

3) Иван Ползунов

в) основание первых русских поселений на Аляске, образование Российско-Американской компании

4) Григорий Шелихов

г) изобретение новых токарных и винторезных станков

5) Джакомо Кваренги

д) исследование Камчатки

6) Феофан Прокопович

е) строительство Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе, Смольного института

7) Варфоломей Растрелли

ж) основание русской драматургии

(7 баллов)

  1. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

а) военные поселения;  б) временщик;  в) учреждение Государственного совета;

г) вольноотпущенные крестьяне;  д) ужесточение цензуры;  е) учреждение Государственной думы;

ж) руководство III отделением Собственной Е.И.В. канцелярии.  (3 балла)

  1. Укажите недостающую фамилию:

А.И. Герцен писал: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли тридцати восьми лет. … предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе». (1 балл)

  1. Соотнесите даты и события:

1) 20 ноября 1857 г.

а) принятие Указа о судебной реформе

2) 19 февраля 1861 г.

б) утверждение «Городового положения»

3) 20 ноября 1864 г.

в) издание Положения о государственных крестьянах

4) 24 ноября 1866 г.

г) подписание Манифеста об отмене крепостного права

5) 16 июня 1870 г.

д) принятие Устава о воинской повинности

6) 1 января 1874 г.

е) издание рескрипта виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову

(6 баллов)

  1. Заполните пропуски в тексте:

Оборона Севастополя началась 13 сентября _____ года после поражения русской армии под командованием А.С. Меншикова на реке ______. Немногочисленный гарнизон (31,5 тыс. чел.) оказался перед лицом вражеской 67-тысячной армии и огромного флота. К англо-франко-турецким союзникам присоединились войска _____________ королевства. Оборону города возглавил вице-адмирал ______, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал ________. Военный инженер _____________ разработал превосходный план по строительству укреплений. В севастопольском госпитале под началом хирурга ___________ работал отряд медсестер. На 5-ом бастионе сражался молодой офицер _____________. Севастополь мужественно защищали не только моряки и солдаты, но и жители. Лишь 8 сентября _______ года русские солдаты и матросы оставили город.  (9 баллов)

  1. В начале ХХ века большую известность в Европе получили «Русские сезоны», это были…:

а) выставки картин русского авангарда; б) показы первых русских кинокартин;

в) выступления русских философов с лекциями; г) спектакли русского балета.  (1 балл).

16. Кому из деятелей белого движения принадлежат данные ниже характеристики?

а) А.Т. Деникину; б) А.В. Колчаку; в) П.Н. Врангелю; г) Н.Н. Юденичу.

Это был необычайно способный, знающий и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, историю почти всех европейских флотов и морских сражений.

Адмирал Г.Ф. Цывинский

Он – политически безличная фигура. Он  простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями и этих держав, и окружающих групп военщины и торгово-промышленных кругов.

Зам. пред. Иркутской ГубЧК К.  Попов

(1 балл)

  1. Звание Героя Советского Союза впервые было присвоено:

а) В.П. Чкалову; б) И.В. Сталину; в) О.Ю. Шмидту; г) А.Я. Ляпидевскому; д) М.Н. Тухачевскому; е) С.М. Буденному; ж) Г.К. Жукову.   (1 балл).

  1. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали:

1) «Я не ожидал от вас справедливости. Я вас заранее прощаю».

а) Н.С. Хрущев.

2) «Самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи».

б) А.Д. Сахаров.

3) «Может, самое главное, что я сделал, как раз в том, что они смогли меня снять простым голосованием».

в) Б.Л. Пастернак.

4) «Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».

г) А.И. Солженицын.

(4 балла)

  1. Бывшая союзная республика, не вошедшая в состав СНГ:

а) Украина; б) Киргизия; в) Туркмения; г) Грузия; д) Молдавия; е) Армения.  (1 балл).

II группа заданий

  1. Рассмотрите репродукцию картины П.Д. Корина и ответьте на следующие вопросы:

а) какая историческая личность изображена на картине? (1 балл)

б) чье изображение виднеется на знамени? (1 балл)

в) какой город изображен на заднем плане? (2 балла)

г) по какому признаку вы это определили? (2 балла)

д) по вашему мнению, когда или приблизительно в какое время П.Д. Корин написал эту картину? (3 балла)

е) насколько актуальным было обращение художника к образу данной исторической личности? (3 балла)

  1. Осенью 1612 года Второе ополчение освободило Москву от польских интервентов. Необходимо было выбрать царя. Ответьте на следующие вопросы:

а) представители каких социальных групп населения России участвовали на Земском соборе, на котором был избран на русский трон Михаил Романов? (7 баллов)

б) почему собор выбрал сына Филарета, бывшего тушинского Патриарха? (4 балла)

  1. Укажите разницу между стрельцом и солдатом «иноземного строя» (6 баллов)
  2. Говорят, что Петр I создал второй университет, а М.В.Ломоносов – третий. Ответьте на вопросы:

а) как назывался первый университет и когда он появился? (2 балла)

б) назовите второй и третий университеты, когда они были основаны? (4 балла)

  1. О ком (или о чем) эти цифры:

1678 г. – 90,5%, 1719 г. – 84%, 1857 г. – 82 %, 1897 г. – 80%?

(2 балла)

  1. Сгруппируйте перечисленные ниже события по схеме: причина – следствие:

а) приход фашистов к власти в Германии;

б) назначение К.А. Мерецкова военным Советником Испанского революционного правительства;

в) Мюнхенский сговор;

г) борьба СССР за создание системы коллективной безопасности;

д) вступление немецких войск в Судетскую область Чехословакии;

е) вторжение японских войск в Маньчжурию;

ж) фашистский мятеж в Испании;

з) бои у озера Хасан.

(8 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории 7 кл

Олимпиадные задания по истории 7 кл...

Олимпиадные задания по истории 8 кл

Олимпиадные задания по истории 8 кл...

Олимпиадные задания по истории 9 кл

Олимпиадные задания по истории 9 кл...