«Проектная деятельность на уроках истории».
методическая разработка по истории

Симонова Елена Александровна

алгоритм действий, в создании проекта на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность на уроках истории».

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также этот методявляется хорошим стимулом для повышения интереса к предмету. 

При обучении истории и обществознанию наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. По содержанию проекты в значительной мере межпредметные.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения

Применение системно–деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Что же такое метод проектов?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Алгоритм действий в достижении цели.

1 действие: выяснить что такое проект

2 действие : что предусматривает проект, какие вопросы вы хотите решить при помощи этого проекта

3 действие . какой вид проекта выбрать

4 действие: какова роль учителя

5 действие. Продукт деятельности, представление результата труда.

1 действие: выяснить что такое проект

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Стадии работы над проектом.

2 действие : что предусматривает проект

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

 − подготовка (формулирование темы и целей проекта);

 планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

 исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

 оформление результатов и выводов;

представление или отчет;

оценка результатов и процесса.

Линия учебников под редакцией Торкунова подготовлена коллективом авторов из 14 человек, представляющих научные учреждения Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, НИУ Высшая школа экономики, Главного архивного управления г. Москвы. Учебники написаны под научным руководством ректора МГИМО (Университета МИД России) академика РАН А.В. Торкунова. Она соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента России.

Данная линия учебников в том числе через предложенный перечень тем проектов:

  • показывает роль и место отечественной истории в русле мировых событий;
  • побуждает к самостоятельному рассуждению;
  • учить анализировать исторические тексты,
  • сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации;
  • стимулировать на получение исторических знаний из других источников;
  • способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;
  • способствовать развитию критического мышления учащихся;
  • стать навигатором в информационном пространстве.

Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

3 действие . какой вид выбрать

Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

  1. Индивидуальные.
  2. Парные.
  3. Групповые.

2.Классификация проектов по продолжительности

1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример. Тема «Составить  план  рекламной  акции» (обществознание, 7 класс).

Каждая группа получает задание: в  процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

В начале изучения темы предлагается на  выбор   различные  проблемные  вопросы по  данной  теме.    . Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков учащиеся  собирают  информацию, используя дополнительную литературу, различные источники  и  в  конце  изучения  данной  темы  предлагают  свой  творческий  продукт .Форма    и  презентация проекта  детьми продумывается самостоятельно

Учащиеся должны:

- сформулировать название  своего  проекта;

- написать небольшой авторский текст;

- раскрыть событийно-хронологический ряд;

- отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.;

- придумать иллюстрации.

3.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.

4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

4 действие: какова моя роль

Роль учителя в проектной деятельности.

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции:

-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

-он координатор всего группового процесса;

-является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

5 действие. Продукт деятельности

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Рекомендуют проекты на уроках вводить как можно раньше на уроках. Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы. 
  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, поиск информации.
  4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Презентация проектов.
  8. Коллективное обсуждение. Выводы.

Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:

  • повысить творческую активность учащихся на уроке;
  • развивать их логическое и критическое мышление;
  • повысить уровень их конкурентоспособности;
  • расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

  • опыт работы с большим объемом информации;
  • опыт проведения презентации;
  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • умение работать в коллективе;
  • умение структурировать информацию;
  • умение индивидуально планировать работу;
  • умение работать в команде.

В ходе проектно-исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. 

На уроках истории средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу». 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д. По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.

Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.

Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания. Например, в 6-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты». Всегда очень интересно проходят уроки-презентации Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.  

Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.    Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

 

 

 

Список литературы

  1. Чернышева О.А.Обществознание . Проектная   деятельность: методика,технология,результаты,  Ростов-на Дону,-2015.
  2. Бухаркина  М.Ю. Разработка  учебного  проекта.-М.,2003.
  3.      Нефедова  Л.А,Ухова  Н.М.  Развитие  ключевых  компетенций  в  проектном  обучении //Школьные  технологии.-2006.-№4.
  4.   Пахомова  Н.Ю.  Метод  учебного  проекта  в  образовательном  учреждении: пособие  для  учителей  и  студентов   педагогических  вузов.-М.: АРКТИ,2005.
  5. .Полякова Т.Н.  Метод  проектов  в  школе : теория  и  практика  применения.-М.:ООО «ТИД  Русское  слово»,2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2018. 61 с. (Стандарты второго поколения).
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с. (Стандарты второго поколения).
  8. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с. (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории.

В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....

Проектная деятельность на уроках истории

Презентация опыта использования проектной технологии....

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....