Тема урока:Труд крепостных крестьян
план-конспект урока по истории

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цель:Познакомить учащихся с понятием «крепостное право», «крепостные», «помещики»; способствовать формированию представлений третьеклассников о крепостном праве и воспитанию негативного отношения к одному из самых отрицательных явлений России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krep.pravo_.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Труд крепостных крестьян

Цель:Познакомить учащихся с понятием «крепостное право», «крепостные», «помещики»; способствовать формированию представлений третьеклассников о крепостном праве и воспитанию негативного отношения к одному из самых отрицательных явлений России.

Задачи:

Обобщить ранее полученные знания по теме: «Что создавалось трудом крестьянина»;

Ознакомить с понятиями «крепостные», «помещики», «крепостное право»;

Развивать анализировать прочитанное, вычленять главное из текста; 

Воспитывать уважение к истории своей страны. 

УУД:

Личностные:
– Целостный взгляд на мир, оценивать личное эмоционально – эстетическое отношение к окружающему миру.

Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли, передавать мысли, умение слушать других, уметь отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные:
Формирование темы урока, уметь выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные:
Понимать взаимосвязь между человеком и окружающим миром

Оборудование:карточки с тестом, таблички с терминами, индивидуальные листочки с текстом, листочки с началом фраз, презентация, интерактивная доска. 

I. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку окружающего мира, садитесь.

II. Актуализация знаний.

-Ребята, наш урок мы начнём с проверки домашнего задания. Внимательно посмотрите на парты. У кого на партах лежат карточки, вы выполняете задания в них, а остальные работают со мной. 

А) Индивидуальная работа по карточкам. 

Тест 
1.Отметьте главную культуру, которую выращивали крестьяне. 
А) пшеница Б) рожь В) гречиха Г) овес 

2. Закончи народную мудрость «На всякое семя – свое …» 
А) место Б)время В) дело 

3. Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский? 
А) да Б) нет 

4. Отметьте женскую работу в крестьянском хозяйстве. 
А) доить коров Б) пахать поле В) работать на огороде Г) плести лапти 

5. Какая обувь у крестьян была основной в старину? 
А) лапти Б) башмаки В) сапоги Г) туфли 

      Фронтальный опрос. 

- Кто такой крестьянин? (Человек, который работает на земле, обрабатывает землю) 
- Расскажите, как в старину складывались народные приметы? 
- Какие культуры выращивались в крестьянском хозяйстве? Какая культура считалась главной и почему? 
- Кто занимался домашним хозяйством? Что делали женщины и девочки по хозяйству? 
- А какую работу выполняли мужчины и мальчики? 
- А сейчас посмотрите на орудия труда, вспомните, как они называются и что можно делать с их помощью?  

Оценивание.

III. Постановка проблемной учебной задачи.

- Ребята, мы вспомнили, что создавалось трудом крестьянина. На доске слово «труд».
Какими словами – прилагательными можно охарактеризовать крестьянский труд? (тяжелый, трудный, непосильный, уважаемый, почитаемый, изнуряющий, изнурительный, губительный и т.д.) Открывается первое слово темы, «Тяжёлый».

- Подумайте, в Древней Руси крестьяне были свободными?

- Жизнь крестьянина действительно не была легкой и не только из-за тяжелого труда, но и из-за того, что многие крестьяне были крепостными. Они принадлежали помещику.(на доску прикрепить слова крепостное право, крепостные крестьяне, помещики) 
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Появляется 3 слово «крепостных».

- Прочитайте. «Тяжёлый труд крепостных»
- Какие вопросы возникли у вас после объявления темы урока? 
- Кто такие крепостные? Кто такие помещики? Это и будет нашей главной проблемой. В течение урока мы должны ответить на эти вопросы

IV. Открытие нового знания.

- Как вы считаете, при каких условиях человек трудится лучше? (высказывания учащихся)

А) Раскрытие понятий.

В Древней Руси крестьяне были свободными людьми. Крестьянин с уважением относился к боярину или князю, на земле которого он работал, однако землевладелец не мог его ударить, продать, обменять. У крестьянина было право уйти куда угодно. Но постепенно государство стало ограничивать крестьянскую свободу. Возможность перехода от одного помещика к другому оставалась только в Юрьев день (26 ноября): во время осеннего праздника, уплатив немалые деньги и собрав урожай, крестьянин мог уйти от старого хозяина к новому.

Так, постепенно рождалось крепостное право.

- Давайте попробуем выяснить, кто такие крепостные крестьяне. Слово крестьяне нам знакомо. Еще раз напомните, что оно значит. 
- А вот что значит крепостной? Как вы думаете? 

- Государственная власть в Российской империи не зависела от народа. Император, чиновники и дворяне использовали силы и жизнь людей так, как им этого хотелось. Они могли сделать с крестьянами, живущими на их земле, всё что угодно. Крестьянам уже запрещалось уходить от своих хозяев-дворян. От рождения до смерти они принадлежали дворянину, были прикреплены к его земле. Такие порядки получили название крепостное право. А крестьяне стали называться крепостными, или «Закрепощёнными». Крестьянин словно бы находился в невидимой, охраняемой государством крепости.

- Теперь посмотрим, как возникло слово «помещик». Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (Помещение, место)
- За службу государствучеловеку давали землю – место, где он будет жить. Это место называли поместьем. Отсюда и название – помещик. 

Земля помещиков передавалась по наследству.

- Что означает «передать по наследству»?(т.е. если прадед получил землю от государства, то ее уже не отбирали, а она переходила то прадеда деду, от деда – отцу и так далее по родству)

V. Первичное закрепление.

А) Чтение текста по ролям из рубрики «Жил на свете человек…»: с. 106-107.

Б) Беседа, формирование понятий.

- Какие права имел крепостной крестьянин? (никаких) А помещик (землевладелец)? (мог продать крестьянина, обменять, отправить на военную службу)

- Как вы думаете, почему образованные люди выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости? (они считали крепостничество нарушением прав человека и позором России)

- Тогда давайте вернемся к вопросу нашего урока: кто такие крепостные крестьяне? Кто из вас может дать ответ на этот вопрос? 

- Значит, крепостной крестьянин – крестьянин, который является собственностью помещика (вывешиваю на доску). 
- Кто такой помещик?
-Итак, помещик – землевладелец, который владеет крепостными крестьянами. (на доске) 
- Кто может объяснить, что такое крепостное право? Как вы поняли? (на доске) 
Крепостное право – уклад жизни, при котором крестьяне полностью зависят от помещика – крепостника. 
Крепостное право - право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян. 

VI. Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ об отмене крепостного права 

- Откройте учебник на с. 108. Прочитайте текст на середине страницы.

- Как вы понимаете эти слова?

- С восхождением на российский престол в 1855 году Александра II связано много изменений в жизни страны. В России строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо 25. Создавались новые учебные заведения.

И только одно оставалось неизменно – крепостное право. Крестьяне не мирились со своим положением, поднимали восстания против помещиков.

Царь принимает решение: «Лучше освободить крестьян, …чем ждать, когда они сами начнут освобождать себя».

- Почему так считал царь? (потому что человек подневольный был доведён до крайности и мог поднять бунт)

19 февраля 1861 года Александр IIподписывает документ об освобождении крестьян. Более 50 млн человек избавились от крепостной зависимости. Помещики больше не могли заставить крестьян работать на себя.

За эту реформу – отмену крепостного права – Александр II получил имя «освободителя».

- Как вы думаете, стали после этого крестьяне жить хорошо? (ответы детей)

- Всё же не все крестьяне после отмены крепостного права зажили хорошо. Они, конечно, могли делать то, на что раньше не имели право. Однако после освобождения зажили хорошо только богатые крестьяне. Большинство же их односельчан с трудом могли прокормить свои семьи.

Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он обладал. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики, при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне оказались малоземельными. Они с трудом могли прокормить семью. В деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в тёмных избах.

Многие крестьяне переселялись в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а зарплата маленькой, но для многих это было лучше, чем нищета в деревне.

VII. Включение нового знания в систему.

Б) Обсуждение картины с.107.

-Ребята, посмотрите на иллюстрацию с картины Неврева, которая называется «Торг. Сцена из крепостного быта». Картина написана в 1866 году – это конец 19 века. 
- Как вы думаете, почему она так называется? 

Художник написал свою картину уже после отмены крепостного права. Но события недавнего прошлого продолжали волновать образованных людей России. Многие крестьяне не смогли приобрести землю или организовать собственные хозяйства. Они уходили в город и пополняли ряды рабочих на заводах и фабриках. Большая часть оставалась на земле помещика и были свободными лишь условно.

- Кого продают? Как к этому относятся окружающие? Может ли девушка отказаться? Можно ли торговать людьми, как вещами?

Не только содержательно, но и эмоционально раскрыл художник состояние людей, которых могут продать в любую минуту. Девушка внешне спокойна, невозмутимы т присутствующие. Продавец попыхивает трубкой и обсуждает цену, а покупатель торгуется, как будто покупает какую-то не очень ценную вещь. Люди – участники торга – тоже не проявляют особенного беспокойства, так как они привыкли к подобным сделкам.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить небольшое сообщение «Права крепостных и помещиков», «Чем занимались крепостные крестьяне».

IX. Итог урока.

- Ребята, как вы поняли, кто такие крепостные крестьяне? Помещик? 
- Что называли крепостным правом? В каких веках в России существовало крепостное право? Подсказкой будет с.106 учебника.
-
 Как вы думаете, а вам надо знать об этих событиях? Почему? 
- Каждый человек, любящий свою страну, свой народ должен знать историю, корни, потому что без прошлого не бывает настоящего и будущего. 
- Вы хорошо, активно работали на уроке. Оценки за урок…. 

X. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу! Мне очень понравилось с вами работать, ребята! Вы все очень любознательные и активные! Я надеюсь, что домашнее задание не вызовет у вас затруднений! Спасибо за вашу активность на уроке! Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: «Накануне отмены крепостного права» 8 класс

Проверочная работа по истории России 8 класс "Накануне отмены крепостного права"...

Урок исследование по теме: "Предпосылки отмены крепостного права"

Открытый урок, был дан в рамках конкурса:  Учитель года 2014. Цель: Сформировать представление о том, что отмена крепостного права была неизбежнаЗадачи:Образовательные: - продолжить фор...

Тема урока: Труд и творчество

Расширить  представления уч-ся о творчестве, как одном из видов трудовой деятельности. Содействовать расширению кругозора уч-ся через изучение информации о творческих достижениях мастеров п...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...

Методическая разработка. Документы о положении крепостных крестьян России в 17в.

Данная методическая разработка направлена на анализ исторического источника. Документы содержат материалы усложненного содержания. Учащиеся помимо общих УУД осваивают элементы церковно-славянского язы...

Учебное занятие для 9 класса по истории России с учетом регионального компонента. ТЕМА: Быт и обычаи крестьян в 19 веке (на примере сибирского села).

Цель:Показать  тесную  взаимозависимость  жизнедеятельности села от природных условий и ресурсов окружающей местности на примере сибирского села Чумаково.Задачи:- изучить с помощью...