Учебное занятие для 9 класса по истории России с учетом регионального компонента. ТЕМА: Быт и обычаи крестьян в 19 веке (на примере сибирского села).
методическая разработка по истории (9 класс)

Мишурова Оксана Анатольевна

Цель:
Показать  тесную  взаимозависимость  жизнедеятельности села от природных условий и ресурсов окружающей местности на примере сибирского села Чумаково.
Задачи:
- изучить с помощью  конкретных фактов взаимосвязь человека с природными условиями во всех проявлениях жизнедеятельности.
- установить факты традиционного ведения хозяйства сибиряков, быта, праздничные и ритуальные обряды.

- показать значение села в сохранении традиций и обычаев народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие для 9 класса по истории России с учетом регионального компонента.

ТЕМА: Быт и обычаи крестьян в 19 веке

(на примере сибирского села).

Составитель: Мишурова О.А., учитель истории и обществознания            МКОУ Чумаковская СОШ Куйбышевского района Новосибирской области.

Цель:
Показать  тесную  взаимозависимость  жизнедеятельности села от природных условий и ресурсов окружающей местности на примере сибирского села Чумаково.
Задачи:
- изучить с помощью  конкретных фактов взаимосвязь человека с природными условиями во всех проявлениях жизнедеятельности.
- установить факты традиционного ведения хозяйства сибиряков, быта, праздничные и ритуальные обряды.

- показать значение села в сохранении традиций и обычаев народа.

План учебного занятия:

1.Характеристика природных условий юга Западной Сибири (привлекательные природные особенности, сказавшиеся на выборе места жительства первых поселенцев села Чумаково).                                                                                     2.Характерные особенности растительного и животного мира.                                    3.Быт людей.                                                                                                                       4.Занятия населения  (ремесла).                                                                                     5.Традиции.                                                                                                                      6.Одежда.                                                                                                                             7. Питание.                                                                                                                     8.Сохранившиеся традиции сибирского села во времени

Место проведения: школьный краеведческий музей

Оборудование: экспонаты музея (лампа керосиновая, скатерть и  полотенце домотканые, глиняная посуда, кухонная старинная утварь (ухват, самовар, лопата для русской печи), старинная одежда и обувь крестьян, прялка, самодельный ткацкий станок, утюг, валик для глажения, экспозиция выставленных работ учащихся, их родителей, бабушек и дедушек «Прикладное народное творчество». Презентация. Карты «Россия в 19 веке», «Новосибирская область»

На доске из карточек выстроена логическая цепочка:

 «природные условия (рельеф, климат, почвы, характер растительности)»- «занятия населения» - «ремесла» - «традиции» - «кухня»  - «одежда».

Ход учебного занятия:

Учитель:  характеризует благоприятные природные условия юга Западной Сибири –  характеристика  рельефа, климата, речная сеть, животный и растительный мир .                                              

Работа с картой – показать территорию Новосибирской области, местоположение на карте с.Чумаково.

Краткое содержание:

Равнинность территории - удобство обработки земли. Особенности климата:  позволяет  выращивать многие  с/х культуры, но климат суровый - большие амплитуды температур (летом  температура может быть до +35°С, зимой до - 40°С.

Черноземные почвы дают высокие урожаи зерновых и огородных культур. Березовые и хвойные леса в окрестностях села создают  возможность защититься от неблагоприятных условий надежным теплым домом, срубленным из дерева, отопить жилище.

Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права 1861г. Была «соломенной Русью» - по выражению С. Есенина, и природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад жизни, занятия ремеслом. Под ее влиянием сложились культура и традиции  сибирского крестьянина. Крестьяне жили в гармонии с природой, хорошо знали ее закономерности и старались их не нарушать. Какие же природные особенности Сибири учитывались крестьянином при выборе места поселения, строительстве жилья, в ведении хозяйства, в быту?

Понятия: село (наличие церкви), деревня (отсутствие церкви).

Доказательством того, что в Чумаково когда – то была церковь, служат не только свидетельства старожилов, но и надгробная плита, найденная на окраине села, ныне хранящаяся в музее (демонстрация)

(Обращение к словам, написанным на доске)

В деревне остались маленькие островки  нашей национальной культуры, и необходимо сделать все, чтобы они безнадежно не утонули в океане цивилизации

Спросим себя: так что же в истории важнее всего, что оказывает на нее самое сильное влияние?  (варианты ответов детей).

Ответ очень прост: все обстоятельства в совокупности, их комплекс. Этот комплекс для каждого народа неповторим, как неповторима и сама жизнь отдельного человека. Важно выявить и понять эти различные обстоятельства, в которых протекала и протекает жизнь народа, и тогда история действительно раскроет вам свои тайны.

По мнению этнографов ХХ века русский человек отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд у него сменяется продолжительным отдыхом и бездельем. И в этой особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро (накосить сено, заготовить дрова, построить дом и надворные сооружения,  посадить, обработать и убрать огород, сделать на зиму заготовки)

Рассказ 1 учащегося о строительстве избы (на основе беседы с плотниками села). Сибиряки накопили богатый опыт строительства жилья, приспособленного к суровым условиям Сибири. Сначала заготавливали сруб, бревна в котором складывали без использования гвоздей, с помощью одного топора. Строители вытесывали бревна особым способом и собирали наподобие детского конструктора. Чтобы мороз и ветер не проникали в дом и не выхолаживали избу, щели между бревнами конопатили мхом и паклей, иногда сверху обмазывали глиной.  Слайд «Крестьянский дом»

Объяснение терминов «Сруб, матица, угол дома»

Рассказ 2 учащегося.

 Моя бабушка рассказала мне, как выбирали место для постройки. Считалось, что нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали хорошо освещенные места у реки, на некотором возвышении. Уточняли выбор места ночью или ранним утром: «когда три звезды полуношные–Кичиги, которые появляются на небе вместе с зарницей, закатились, то пора идти» (это примерно в 5 часов утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды – чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если где – то охватывало холодом – это значило, что место для жилья не годится, зато может быть использовано для колодца, потому что здесь близко к поверхности подходят грунтовые воды. Срубом назывался потому, что строился дом без гвоздей, с помощью одного топора. Строители вытесывали бревна особым способом и собирали дом наподобие детского конструктора. Чтобы ветер и мороз не выхолаживали избу, щели между бревнами конопатили мхом и паклей, иногда сверху обмазывали глиной. Рубленные топором бревна гораздо лучше противостоят проникновению влаги, так как волокна древесины при ударе топором сжимаются и не так свободно пропускают в дальнейшем атмосферную влагу. Строительство обычно начинали ранней весной, едва сойдет снег. Чтобы успеть до больших сельскохозяйственных работ, хозяин приглашал родственников и соседей «на помочь». За работу на помочах не платили, но обедом и ужином угощали от души. Кстати, помочи собирали и для проведения срочных сельскохозяйственных работ.

Слайды «внутреннее убранство русской  избы и предметы быта  крестьянской семьи».
Термины в картинках: полати, куть, божница, горница, красный(святой) угол, загнет, помело, клюка.
Работа с текстами «Жилище крестьянина – старожила» (по группам). ЗАДАНИЕ: Проанализировав тексты, выявите особенности жилища, быта крестьян Сибири в 19 веке.:

1.Из этнографического описания, сделанного по результатам собственных наблюдений местным священником   в Тарском уезде Тобольской губернии в 1865 год. «Дома уютны, чисты и опрятны. Иконы в переднем углу, но тут же за ними нередко – шило, веретено, конец дратвы, сухарь, тряпица и т.д. на лавке в углу или на полке обязательно – самовар».

2.Из путевых заметок, составленных уроженцем Занзибара, доверенным лицом двух немцев – путешественников: «Местные жители очень бедны. Я страшно удивился: в этом холодном краю люди спят в помещении, где очень жарко. Даже я, африканец, не мог бы там спать от жары. Они выносят и сильную жару, и сильные морозы. Их вино – как керосин: если его сжечь, оно будет гореть. И они пьют его очень много».

3. «Таких прекрасных, светлых, обширных изб, с такой изящной внутренней отделкой, нигде в целой России нет. Бревна вытесаны и выструганы так гладко, пригнаны так хорошо, лес подобран так искусно, что в избе стены как бы сплошные, блестят и радужатся от перелива древесных струй» - писал о жилище сибиряков декабрист И. Завалишин.

Учитель: И сам дом, и его внутреннее убранство служат лишним доказательством прочности и достатка сибирских старожилов. Повседневная жизнь крестьян протекала в избе – передней половине дома, а парадная половина дома – горница, - служила чаще для приема гостей, праздничных застолий. Особое место в избе отводилось русской печи – «кормилице» и хозяйственному центру дома. В конце18 века начали исчезать печи по-черному, но еще в течение длительного времени печи оставались «полубелыми», т.е.  с трубой и заслонкой – задвижкой в верхней части трубы на чердаке. Как и раньше, в начале 19в. преобладали глинобитные печи. Печь ставилась справа или слева от входной двери. У печи было множество углублений – печурок для хранения мелких предметов или посуды, щепы для растопки печи и пр. Под печью хранились ухваты, кочерга, метелки, деревянные лопаты для хлебов. Один – два раза  в неделю печь обязательно подбеливалась. Для спуска в подполье рядом с печью располагался люк – «западня». Над входной дверью от печи до стены настилались полати: здесь спали младшие члены семьи, а также хранилась часть одежды. На полати входили по приступкам у печи. Печь служила спальным местом для пожилых людей. Часть избы перед печью огораживалась матерчатой занавесью и называлась «куть» (ныне кухня). Наверху от печи тянулась широкая полка для посуды – «грядка» В переднем углу сходились широкие лавки. Лавки были прикреплены к стене и застилались специальными тканевыми половичками или холстами. Здесь же стоял чисто вымытый и выскобленный стол. С внешней стороны стола стояли скамейки. Вверху, в передний угол была врезана полка – «божница» с иконами, украшенная полотенцами – рушниками. Перед иконами натягивалась занавеска и висела лампадка при наличии одной комнаты – избы, вся семья жила  в ней зимой, а летом все переходили спать в неотапливаемую клеть, на сеновал – поветь. Во второй половине 19 века нежилые клети почти не встречались, быстро увеличивалась жилая площадь дома. В многокамерных домах сибиряков есть «прихожки», «горницы», «спаленки», «кладовки – казенки». В горнице, как правило, была своя печь «галанка» («голландка», «контрамарка»). У стены стояла деревянная кровать. На ней пуховые подушки, простыни из белого, а покрывала из цветного полотна. Кровати покрывали также коврами ручной работы. Вдоль стен горницы были лавки, покрытые нарядными покрывалами, шкафы для праздничной посуды. В горнице стояли сундуки с праздничной одеждой и фабричными тканями. Сундуки были как собственной ручной работы, так и  купленные на «ярманке» знаменитые сундуки со «звоном». Здесь же стоял резной деревянный диван ручной работы. В углу горницы во второй половине19 в. стояла многоярусная полка, а в переднем углу или в центре был большой праздничный стол, часто круглой формы с точеными ножками. Стол покрывался тканной «узорчатой» скатертью. На столе постоянно стоял самовар и набор фарфоровых чайных чашек. В «святом» углу горницы была нарядная божница с более ценными иконами. Кстати, к наиболее ценным сибиряки относили иконы, привезенные предками из «Рассеи». В простенках окон висели зеркало, часы, иногда картины «писаные красками». В начале 20 в. на стенах в сибирских домах появляются фотографии в застекленных рамках. Полы в избе и горнице многократно скоблились и мылись с «дресвой», прокаленным песком. Затем их застилали сшитым в единое полотно холстом, прибитым по краям мелкими гвоздями. Сверху на холст  стелили в несколько слоев домотканые половики: они служили одновременно показателем достатка, зажиточности и благополучия в доме. У богатых крестьян на полу можно было встретить ковры. Потолки в горнице настилали особенно аккуратно, покрывали резьбой или расписывали красками. Важнейшим духовно – нравственным элементом дома была «матица» - потолочная балка. «Матица дом дёржит», -  говорили сибиряки. На матицу в избе подвешивалась на гибкой жерди – «очене» кроватка для младенца - «зыбка», «люлька», «качка».

Сибирский дом отличался чистотой, ухоженностью, порядком. Во многих местах, особенно у старообрядцев, дом раз в год мыли снаружи от фундамента до конька крыши.

Предметы быта сибирского крестьянина.

(краткие сообщения учащихся о каждом демонстрируемом  бытовом  предмете, находящемся в музее):

1) прялка, 2)самовар, 3) глиняная посуда, 4) керосиновая лампа,5) ухват, 6)клюка, 7)веретено, 8)помело, 9)ступа, 10) лопата деревянная, 11) берестяные корзины, шкатулки,12) половики,13) кросна.
Одежда сибирского крестьянина  (слайд)
– демонстрация музейных экспонатов, характеристика каждого изделия с акцентом на сырье,  из которого оно изготовлено, (все сырье получено в нашей местности)

Шерсть – теплые зимние вещи - валенки (пимы), варежки, носки и т.д.
Овчина – тулуп, доха
Лен: Летние одежды: рубахи – косоворотки, сарафаны. Предметы быта: домотканые скатерти, салфетки, полотенца. Лыко ивовое – лапти.

Разнообразные природные ресурсы юга Сибири  – большие возможности обеспечить свое хозяйство всем необходимым, овладевая мастерством изготовления различных предметов из природного материала: (на экране демонстрируется таблица «Изменение во времени структуры занятости населения села Чумаково»)

Беседа по вопросам:

Какие природные факторы способствовали появлению данного ремесла?

(называют ресурсы, которые использовались в данном ремесле: дерево - (дома, хоз. постройки, бочки, ткацкие станки) глина (печи, посуда), растительное сырье – лен (легкие одежды), сырье животного происхождения – шерсть, овчина (теплая зимняя одежда, валенки)

Какие причины послужили исчезновению этого ремесла?

 (называют причины: появление новых современных материалов, заменяющих прежние,  а также изменившиеся потребности в предметах быта) - слайд

Перечень ремесел с Чумаково

Природные факторы, способствующие появлению ремесла

Причины, послужившие исчезновению ремесла

Экспонаты музея, подтверждающие наличие этого ремесла в прошлом в нашем селе

плотник

ткачиха

Льняное и шерстяное полотно (одежда)

гончар

Посуда глиняная

шорник

Сбруя

бондарь

бочки

пряха

Нитки из которых сшита одежда

столяр

кросна

пимокат

валенки

кузнец

Серп,ухват

печник

вязальщица

Изделия из шерсти, льна(одежда, салфетки и т.д.)

Вывод о зависимости вида ремесел от географических и природных условий местности.

Сохранившиеся на селе ремесла: пимокаты, печники, столяры.

Сообщения учащихся о мастерах, живущих в селе и  ныне занимающихся ремеслом. С указанием фамилий односельчан, демонстрацией предметов (или фотографий предметов и изделий)  ими созданных.

Учитель:

Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху. Своеобразный культурно – бытовой облик сложился у русского населения Сибири.

Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы, все было тесно переплетено - природные циклы сопровождаются праздниками, знаменующими какое – либо религиозное событие, какие - либо изменения природы:

 (сообщения учащихся о каждом празднике сопровождается демонстрацией слайдов презентации)

  1. Покров Богородицы
  2. Параскева-льнянница
  3. Рождество - (Инсценировка  колядования – разыгрывается сценка в костюмах ряженых)
  4. Крещение
  5. Масленица
  6. Вербное  воскресенье

7.   Прощеное воскресение
8.   Пасха

     9.   Троица

10. Иван–Купала

Питание.
Рассказ 3 ученика о питании.  Питание крестьянина зависело от благосостояния, места жительства и времени года. Из муки и крупы (ржаной, ячневой, гречневой, овсяной) готовили супы (болтушка, затирушка), каши, кисели, пекли хлеб, блины, пироги с различной начинкой. Значительное место на столе занимали яйца, мясомолочные продукты: мясо, сало, молоко, творог, сыр.

Потребление мяса возрастало в зимнее время года, когда его можно было хранить. Большую роль в питании сибиряков занимала рыба (река Омь, протекающая по селу Чумаково, богата рыбой). Рыба составляла основу питания во время постных дней, которых насчитывалось около двухсот дней в году. В пищу, особенно в конце лета  - начале осени употреблялись ягоды, грибы (окрестности села богаты ягодами и грибами), овощи, а также съедобными травами и кореньями (ревень, саранки, лук полевой, медуница, солодка). С 19 в. распространился картофель.

Учитель: харктеризует эволюцию  традиций ведения хозяйства сибирского села  (слайд).

 Мир села вчерашнего:  ведение натурального хозяйства, основанного на том   сырье, которое можно извлечь из окружающей среды.        

Мир села сегодняшнего: отсутствует ориентация на местное сырье. Товары и продукты поступают со всего мира.

Рефлексия

  1. Что тебе дал этот урок?
    2. Как оцениваешь свою работу?
    3. Что вызвало наибольший интерес?
  2. Вставьте в текст пропущенные слова или продолжите предложение.

    В деревне основным строительным материалом было _____________

    В зависимости от достатка хозяев дома имели _________________ , получившие распространение именно в этот период.

    К середине века в новых постройках получила развитие ___________________ система.

    Главным видом обуви крестьян были __________, которые носили с холщёвыми ___________.

    В XIX веке жидкие горячие блюда получили общее название – _________

    К середине XIX в. _____________ и _____________ заняли видное место среди других повседневных продуктов питания.

    Слова для справок: онучи, камень, анфилада, водосточные трубы, коридорная, лапти, сапоги, варево, дерево, картофель, томаты.

Отметки за урок.

 Домашнее задание: параграф 18 (учебник А.Данилов, Л.Косулина).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный модуль «Комплексная программа физической подготовки школьников с учетом регионального компонента»

Данная программа направлена  на расширение образовательного минимума по физическому воспитанию за счет включения спецкурсов по игровым видам спорта и ЛФК, прошла успешную апробацию  и исполь...

Творческие задания на уроках «Риторики» с учетом регионального компонента, методическая статья

Цель учителя на занятиях  риторики – пробудить  в детских сердцах любовь к звучащему слову, воспитать умение грамотно выражать свои мысли, чувства и переживания....

Рабочие программы и КТП по предмету английский язык к УМК "Spotlight 5" и " Spotlight 6" с учетом регионального компонента

Данная рабочая программа составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ с учетом ФГОС и регионального компонента и рассчитана на 35 рабочих недель( з часа в неделю).Всего 105 часов. Регион...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента

РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выде...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента

Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования...

Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"

Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...