Образовательный модуль «Комплексная программа физической подготовки школьников с учетом регионального компонента»
проект по физкультуре на тему

Лодягин Владимир Владимирович

Данная программа направлена  на расширение образовательного минимума по физическому воспитанию за счет включения спецкурсов по игровым видам спорта и ЛФК, прошла успешную апробацию  и используется в течение трех лет в практике педагогов района. Обобщенный опыт работы учителем был представлен на всероссийский конкурс «Педагогические инновации- 2011» (диплом II  степени).

Теоретический материал, структурирован на учебные элементы в виде методических пособий, рекомендаций, комплекта методических проектов с приложениями в виде обучающих компьютерных программ и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №4 г. Советский

_____________________________________________________________________________

628240, Ханты - Мансийский автономный округ –  Югра, Тюменская область,

г. Советский, ул. Советская, 10 а. Т.ф.3-33-58

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ

«Комплексная программа физической подготовки школьников с учетом регионального компонента»

Автор- составитель: Лодягин Владимир Владимирович,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 4 г. Советский

 АННОТАЦИЯ

1. Информационный блок

Данная программа направлена  на расширение образовательного минимума по физическому воспитанию за счет включения спецкурсов по игровым видам спорта и ЛФК, прошла успешную апробацию  и используется в течение трех лет в практике педагогов района. Обобщенный опыт работы учителем был представлен на всероссийский конкурс «Педагогические инновации- 2011» (диплом II  степени).

Теоретический материал, структурирован на учебные элементы в виде методических пособий, рекомендаций, комплекта методических проектов с приложениями в виде обучающих компьютерных программ и т.д.

2.  Методический блок.

Интеграция различных  видов и форм обучения.

  1. Методическое руководство по достижению целей (алгоритмы обучения).

 В основе образовательного модуля – инновационный педагогический опыт по систематизации средств обучения, разработке путей и способов корректировки действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы, разработка методических пособий:

  • «Комплексная программа физической подготовки школьников с учетом регионального компонента», 2009 г.
  • Методические рекомендации «Подготовка учителя физической культуры к уроку», 2009г.
  • Методические рекомендации «Физкультминутки на уроках для детей младшего школьного возраста», 2009г.
  •         Методические рекомендации «Губернаторские тесты через
    содержание учебного предмета, 2009г.
  • Видеопособие по обучению детей техническим приемам спортивных игр и легкой атлетике, 5-11 класс (2011г.)

3.  Исполнительский блок.

Исполнительский блок модуля представлен в виде разработанных и апробированных рабочих программ дополнительного образования:

-  по баскетболу - 2008/2009гг.;

- мини-футболу – 2010/2011 гг.;

– рабочих программы  по лечебной физической культуре для учащихся 2-х и 4-х классов;

Исполнительский блок реализуется с помощью проектов:

- Педагогический проект «Шаги к успеху. Здоровое поколение»;

- педагогический проект «Слагаемые здоровья. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса в адаптивной школе»

  1. 4. Контролирующий блок 
  2.  банк контрольных нормативов, соответствующий целям, поставленным данным модулем, содержащий требования к результатам обучения, входные и выходные контрольные тесты,  а также методические указания к проведению контроля, содержится в каждой рабочей программе, входящей в Комплексную программу физической подготовки школьников с учетом регионального компонента.

Дата: 31.05.2012г.                                                         Директор школы ______В.И.Эдель    

Лодягин  Владимир Владимирович                            МБОУ СОШ №4 г. Советский

Учитель физической культуры



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №4 г. Советский

_____________________________________________________________________________

628240, Ханты - Мансийский автономный округ –  Югра, Тюменская область,

г. Советский, ул. Советская, 10 а. Т.ф.3-33-58

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 1. Информационный блок

В основе образовательного модуля – инновационный педагогический опыт по систематизации средств обучения физической культуре, разработке путей и способов корректировки действующих учебных программ с учетом оздоровительных требований и регионализации физического воспитания.

    

Актуальность и целесообразность данного образовательного модуля.

Модуль представляет собой один из подходов к разработке содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательном учреждении. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры,  целесообразно учитывать:

- Культурно-исторические и национальные традиции региона, его климатические и географические условия.

- Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.

Данная программа направлена  на расширение образовательного минимума по физическому воспитанию за счет включения спецкурсов по игровым видам спорта и ЛФК, прошла успешную апробацию  и используется в течение трех лет в практике педагогов района.

Обобщенный опыт работы учителем был представлен на всероссийский конкурс «Педагогические инновации- 2011» (диплом лауреата II  степени).

Структура образовательного модуля:

Комплексная программа физической подготовки школьников состоит из нескольких разделов:

  1. Конькобежный спорт,
  2.  Мини-футбол,
  3. Настольный теннис,
  4. ЛФК.
  5.  «Губернаторские тесты» выделены отдельным разделом как форма контроля уровня физической подготовленности детей.
  6. Организация работы по реализации Программы (проекты)  

Приведенные курсы как структурные компоненты учебного модуля преемственно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Принципы, которые легли в основу создания  программы:

  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников  открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.
  • Учет  возрастных особенностей обучающихся. 
  • Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
  • Обеспечение мотивации образовательной деятельности, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  • Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

Цель образовательного модуля:

  1. Увеличение двигательной активности школьников и формирование понятия здорового образа жизни как основной человеческой ценности.
  2. Реализация комплексной системы по оздоровлению учащихся с ослабленным  состоянием  здоровья  и формированию  здорового  образа жизни.
  3. Укрепление здоровья, стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Постепенная адаптация организма к физическим      нагрузкам,      расширение     диапазона     функциональных возможностей организма.

Для реализации цели поставлены задачи:

  • Наблюдать за процессом физического роста каждого ребенка в динамике его развития;
  • Анализировать полученные данные и разработать всем учащимся индивидуальную траекторию их физического развития;
  • Внедрять        в        процесс        мониторинга информационно-коммуникационные технологии.
  • Формировать навыки регулярного выполнения оздоровительных упражнений,    рекомендованных    учащемуся    с    учетом    особенностей имеющегося у него заболевания.

Освоение программного модуля предполагает, что ученики овладеют представлениями о физической культуре как самостоятельном, обладающем своей спецификой предмете, инновационными методами оценивания физического здоровья, двигательных навыков.

Компетенции

После успешного освоения модуля ученик сможет:

  • обладать качествами здоровой личности (в физическом, психическом, социальном и духовном плане) и вести здоровый образ жизни, поддерживать личное здоровье;
  • эффективно взаимодействовать в рамках сохранения и укрепления здоровья с детьми и подростками;
  • понимать и принимать необходимость и умение учиться;
  • иметь сформированную гражданскую позицию, патриотизм, культуру, гуманистическую направленность;
  • быть готовым к социально-культурному диалогу.

Основной базой для реализации образовательного модуля является МБОУ СОШ №4 г. Советский. Программа разработана в соответствии с общей концепцией государственного образовательного стандарта.

2. Методический блок

Интеграция различных  видов и форм обучения.

Теоретический материал модуля структурирован на учебные элементы в виде методических пособий, рекомендаций, комплекта методических проектов с приложениями в виде обучающих компьютерных программ и т.д.

  1. Методическое руководство по достижению целей (алгоритмы обучения) включает составление и разработку специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы, разработку методических пособий:
  • Рабочая программа по лечебной физической культуре, 2011г.
  •  Рабочие программы по «Баскетболу», «Мини-футболу», 2010г.
  • Методические рекомендации «Подготовка учителя физической культуры к уроку», 2009г.
  • Методические рекомендации «Физкультминутки на уроках для детей младшего школьного возраста», 2009г.
  • Методические рекомендации «Губернаторские тесты через содержание учебного предмета, 2009г.
  • Видеопособие по обучению детей техническим приемам спортивных игр и легкой атлетике, 5-11 класс (2011г.)

Программа предполагает изменения в методиках и технологиях преподавания уроков физической культуры, формах организации внеклассной деятельности.

Уроки рационально сочетают в себе как практические занятия спортом и коррекционной физической культурой, так и теоретические, рассматривающие основы гигиены физического воспитания и закаливания, основы воспитания физических качеств, основы тестирования и самоконтроль. Учебный материал сочетает в себе обще развивающие упражнения и игровые моменты, способные заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к двигательной активности.

Разработанные Методические рекомендации и пособия содержат описание условий, необходимых для профилактики нарушений осанки, как дома, так и в школе, перечень и описание основных методов коррекции, описание методики проведения занятий лечебной физкультуры.

3. Исполнительский блок

Исполнительский блок модуля представлен в виде разработанных и апробированных рабочих программ основного и дополнительного образования:

- «Комплексная программа физической подготовки с учетом регионального компонента»;

-  «Конькобежный спорт» - 2009/2010г.

-  секция «Баскетбол» - 2009/2010гг.;

-  секция «Мини-футбол» – 2010/2011 гг.;

-  «ЛФК» для учащихся 2-х классов;

Исполнительский блок модуля реализуется с помощью проектов:

  • Педагогический проект «Слагаемые здоровья. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса в адаптивной школе» (Этапы реализации: 2006-2009гг.);
  • Педагогический проект «Шаги к успеху. Здоровое поколение» (Этапы реализации: 2010-2012гг.)

Для реализации образовательного модуля организована система условий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, в частности это:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • Организация спортивно-оздоровительной работы в школе;
  • Использование    здоровьесберегающих    технологий    в    организации учебно-воспитательного процесса;
  • Работа спортивных секций с учетом возрастных и  физиологических особенностей.

Технология реализации образовательного модуля:

В рамках реализации модуля любой учебный раздел комплексной программы по физическому воспитанию реализуется в три этапа:

  1. Предварительный (подготовительные занятия с учениками и родителями, подготовка материальной и информационной базы, перспективная мотивация учеников, планирование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы школы по данному направлению).
  2. Основной (реализация учебной программы, проведение внеурочных занятий: школьные дни здоровья, школьная спартакиада, участие в спортивно-массовых соревнованиях).
  3. Заключительный (корректировка задач и планов на следующий период в соответствии с  результатами анализа реализации учебного модуля по основным направлениям: здоровье учеников, успеваемость по предмету, активность учащихся во внеурочных мероприятиях, мониторинг общефизического развития детей и их двигательной подготовленности по данному направлению).

  1. 4. Контролирующий блок

  1.       Совокупность разных форм учебной работы и мероприятий по контролю выработки соответствующих компетенций.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.

Моя система работы по оценке качества образования заключается в применении различных инновационных методов оценивания. Мною накоплен многолетний опыт использования тестирования в учебном процессе.

 Раздел «Губернаторские тесты» - включает формы и методы контроля уровня физической подготовленности детей. Банк контрольных нормативов, соответствующий целям, поставленным данным модулем, содержащий требования к результатам обучения, входные и выходные контрольные тесты,  а также методические указания к проведению контроля содержится в каждой рабочей программе, входящей в Комплексную программу физической подготовки школьников с учетом регионального компонента.

Каждый раздел  программы оценивается индивидуально после его освоения. Провожу диагностику обученности учащихся, результативности учащихся по физической подготовке, по «Президентским состязаниям». Также применяю рейтинг. Для получения общей суммы накопительных баллов ученикам необходимо выполнить определённое количество заданий.

Виды контроля:

Текущий контроль включает в себя оценку обязательных заданий по физической и технической подготовке  в процессе изучения модуля.

Рубежный контроль осуществляется между модулями.

Промежуточный контроль: зачет.

Итоговый контроль: зачет.

    В каждом классе я веду специальный журнал - «Шаги к успеху», в который заношу оценки учеников по следующим блокам:

-  Готовность к уроку.

-  Своевременный приход ученика на урок.

-  Соответствие спортивной формы условиям занятия.

-  Качество выполнения разминки – зарядки.

-  Активность во время урока.

-  Оценка за освоение двигательных умений, приобретенных во время урока.

-  Оценка уровня развития физических качеств.

-  Оценка за участие во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности.

-  Участие в городских, школьных соревнованиях.

-  Самостоятельные занятия.

     По оценкам – «успехам», накопленным учеником за определенный период, выставляется комплексная оценка в официальный журнал, и по ним же легко отслеживать важные  для работы факторы:

-  Динамику физического развития, успеваемости, активности и здоровья ученика.

-  Интересы и склонности учащихся и активно использовать эти данные в организации учебной и внеклассной работы.

-  Достижения ребенка не только на соответствие нормативам, но и прирост его результатов в различных видах деятельности.

-  Активность ученика на уроках и во внеурочной деятельности.

Объективным результатом освоения содержания модуля будет разработка школьниками индивидуальной программы сохранения здоровья.

  Лодягин  Владимир Владимирович                            МБОУ СОШ №4 г. Советский

Учитель физической культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках «Риторики» с учетом регионального компонента, методическая статья

Цель учителя на занятиях  риторики – пробудить  в детских сердцах любовь к звучащему слову, воспитать умение грамотно выражать свои мысли, чувства и переживания....

Рабочие программы и КТП по предмету английский язык к УМК "Spotlight 5" и " Spotlight 6" с учетом регионального компонента

Данная рабочая программа составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ с учетом ФГОС и регионального компонента и рассчитана на 35 рабочих недель( з часа в неделю).Всего 105 часов. Регион...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента

РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выде...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента

Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

Методическая разработка практического задания по модулю «Обработка числовой информации в электронных таблицах» с учетом регионального компонента по ФГОС

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...