СТАТЬЯ ВЕСТНИК ВИРО 8
статья по истории

Алла Викторовна Тихонова

СТАТЬЯ ВЕСТНИК ВИРО 8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vestnik_viro.docx58.09 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.893

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеурочное время

А.В. Тихонова,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа», Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области

Поступила в редакцию 1 ноября 2021 года

Аннотация. В статье автор размышляет над проблемой формирова- ния и развития патриотизма и гражданственности в современной школе. Сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, направления деятельности, роль воспитания, осуществляемого учителем истории и обществознания.

Ключевые слова: Россия; гражданственность; патриотизм; толе- рантность; традиции; религии; убеждения.

Education for Citizenship and Patriotism in History Lessons and after School Hours

A.V. Tikhonovа,

Municipal Budgetary Educational Institution

«Buturlinovskaya Secondary School», Buturlinovsky municipal district of the Voronezh region

Annotation. In the article, the author reflects on the problem of the for- mation and development of patriotism and citizenship in the modern school. The theoretical foundations of civic and patriotic education, its purpose, tasks, direc- tions of activity, the role of education, carried out by the teacher of history and social studies, are formulated.

Keywords: Russia; citizenship; patriotism; tolerance; traditions; religion; beliefs.

© Тихонова А.В., 2021

Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способ- ствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин

В настоящее время проблема гражданственности и патриоти- ческого воспитания подрастающего поколения стала первостепен- ной. Она регулируется на государственном уровне Федеральный за- кон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Феде- ральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по во- просам воспитания обучающихся» [3, 4].

Правомерно признать, что система образования в Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан пра- вового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы лич- ности, обладающих высокой нравственностью [1]. Поэтому приори- тетным в развитии образования становится формирование граждан- ственности через систему патриотического воспитания.

Гражданственность, в свою очередь, является одной из базо- вых национальных ценностей государства, представляющих собой совокупность качеств личности, определяющих готовность к дости- жению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе и государстве условиями, продиктованными правовыми и моральными нормами.

В настоящее время нас окружает огромное количество нега- тивных факторов, отрицательно влияющих на воспитание: отсут- ствие толерантности, непринятие решений государственного управ- ления и т.д. Поэтому очевидна необходимость создания новой, прежде неизвестной культуры отношений на принципах, базирую- щихся на толерантных основах. Социальная этика складывается из большего количества принципов: отказ от насилия, право выбора, искренность убеждений, уважение мнения другого. Постоянные жи- тейские неурядицы, быстрый темп жизни, частные и общественные проблемы, природные катаклизмы, непонимание между родителями и детьми – далеко не все причины отсутствия толерантности у со- временных людей, и, в первую очередь, у детей. Можно точно ска- зать, что  образовательные учреждения не смогут ликвидировать

причины, но они могут посодействовать развитию отзывчивого, по- нимающего отношения к людям.

Поправки к закону «Об образовании» внес президент Влади- мир Путин, он предложил расширить понятие воспитания учащихся [2]. Так, в соответствии с Федеральным законом, не допускается ис- пользование просветительской деятельности для разжигания соци- альной, расовой, национальной или религиозной розни, для агита- ции, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также для побужде- ния к действиям, противоречащим Конституции Российской Феде- рации [4].

Толерантность – способность человека, характеризующая стремление к построению конструктивного взаимодействия с дру- гими людьми, отличающимися от него социальной, культурной при- надлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Эта способность, как известно, не является врожденной, а развивается, и ее целью представляется стремление к взаимодействию со всеми субъектами общества.

Формирование гражданственности возможно реализовать че- рез систему патриотического воспитания. Патриотическое отноше- ние российского гражданина выражается в осознании мира, любви по отношении к Родине, в желании оберегать и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями, в желании совершенствовать свою жизнь своих соотечественников. Патрио- тизм на историческом рубеже XX-XXI веков связан с рядом отрица- тельных явлений, охвативших часть общества: разложение нрав- ственности российского общества, слом традиционных связей, вза- имодействий людей разных национальностей. Конечно, это низкий уровень материального достатка жизни многих миллионов семей. Эта и другие причины вынуждают новые поколения отвечать нега- тивом на действительность.

На уроках был проведен опрос учащихся на начальном этапе их обучения. Его целью стало выявление отношения к понятиям

«Родина», «Российская Федерация», «патриотизм», «толерант- ность». Результаты сведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса учащихся на начальном этапе.

Отношение

«Родина»

«Российская

Федерация»

«Патрио-

тизм»

«Толерант-

ность»

Положительное

68

32

28

20

Нейтральное

28

66

66

71

Отрицательное

4

2

6

9

Понятие, количество респондентов, %

Учащиеся понимают слово «Родина» как место, в котором они родились (т.е. «малая Родина»), а не как Российскую Федерацию с ее государственностью. Чтобы встать на путь исправления данной ситуации, в рамках учебной деятельности, мы обратились к теме из курса всеобщей истории (11 класс): «Международные отношения в конце XХ – начале XXI века». Во время урока делается акцент на положительных моментах в деятельности российских дипломатов в 70-е годы XX века, ведь именно в этот период были достигнуты международные договоренности, обеспечившие мир в Европе на не- сколько десятилетий.

Процесс патриотического воспитания через обращение к ис- тории, в первую очередь воздействует на обучающихся через созна- тельное восприятие исторических знаний о наилучших традициях русского народа, доблестной борьбе, подвигах, талантах, высоко- нравственных качествах лучших сынов Отечества, уважения к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к врагам и недоброже- лателям России.

Рассмотрим еще один пример из личного опыта преподавания. В 2021 году был выпущен 9 класс, который включал в себя учащихся разных национальностей. Каждый раз, подготавливаясь к уроку, необходимо было отбирать материал так, чтобы возможным стало изучение темы с позиции многообразных культур и религий. Это способствовало закреплению у учащихся обоюдного признания и восприятия культур.

Одним из важных достижений в преподавательском опыте считаем проведение исследовательской работы «Положительное значение религии в современном мире».

Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир гуманных взаи- моотношений, охватывающий порядок общественного поведения,

который регулируется обычаями, традициями, нормами, отличи- тельными для определения национальных и культурных сообществ. Представители населения стран, сельские и городские жители – все они живут в мире своих норм, обычаев и традиций, которые выра- жаются в языке, образе поведения, религии, эстетических взглядах, устройстве общественных институтов, менталитете. Различия между культурами и людьми могут вызывать противоречия. Однако, в последнее время, нетерпимость обратилась в одну из глобальных проблем современного мира. Ее суть выражается в непринятии раз- личий между людьми и культурами. Возведенная до уровня коллек- тивной, институциональной и даже государственной позиции, не- терпимость подрывает постулаты демократии и приводит к измене- нию поведения человека.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе изуче- ния исторического прошлого. На рубеже XX-XXI веков заслуги об- новляющейся России не так велики, чтобы формировать у учащихся дух патриотизма. Прошлое зачастую не вызывает гордости за жизнь своих дальних и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 90-х гг. ХХ века. Воспитание патрио- тизма требует демонстрации достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации независимо от того, каким было государство

– княжеским, царским или советским. Делать это необходимо ярко, убедительно, аргументированно, стремясь вдохновлять чувство гор- дости за Родину.

Формирование и развитие патриотического воспитания дости- гается путем показа доблестной борьбы, подвигов, талантов отече- ственных граждан – образцов для подражаний. Поэтому о таких ис- торических фактах необходимо рассказывать в первую очередь, чтобы обучающиеся осознавали, почему наши далекие предки жерт- вовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Оте- чества.

Чтобы достичь этой цели, нами ежегодно проводятся класс- ные часы «День Героев Отечества», «Женщины-защитницы Рос- сии», «День народного единства», «Награды России».

Патриотическое развитие не допускает проявлений надмен- ного отношения в сторону других национальностей. Оно исключает незаслуженное восхваление своего народа, не преувеличивает его

успехи, не допускает недооценки противоборствующей стороны в мирное или военное время, презрения к предполагаемому или насто- ящему противнику.

Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к врагам и недругам Отечества, следовательно, просит корректирования ошибок, допущенных отдельными влия- тельными личностями и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. ХХ века российскому народу мысль об от- сутствии у России противников и недоброжелателей. В условиях, когда нет открытых военных операций между государствами, та- кими могут считаться те, кто старается экономически, политически, экологически, идеологически дестабилизировать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Невозможно сбрасы- вать со счетов терроризм, который в активнейшей форме проявил себя и в России. Поэтому на уроках истории и во внеурочной дея- тельности обучающимся разъясняется положение о межэтническом и социальном согласии. Злободневность этого вопроса очевидна. Первые демократические преобразования в СССР (впоследствии де- мократические реформы в России) всколыхнули этнические чув- ства, в отдельных случаях достигавшие неосознаваемого апогея. Страну не обошла волна обострения отношений на национальной и религиозной почве. Наряду с межэтническими и межрегиональными ссорами, в условиях новой России стал просматриваться характер общественных разногласий. Причиной этого парадокса представля- ется расслоение людей по материальному и культурному достатку. Определенная доля россиян, привыкших к равному распределению благ, не может равнодушно относиться к тому, что другая часть – малочисленная – стала материально высокообеспеченной и даже бо- гатой: этот факт вызывает у части населения, особенно имеющей низкие доходы, недовольство и даже ненависть. Искоренить нега- тивное отношение этих людей к обеспеченным людям, а тем более возвратить уважение к ним – довольно непростая задача. Симпто- мами нетерпимости детей друг к другу являются унижения, приме- нение выражений, имеющих презрительный оттенок, негативные обобщения в общении о национальных группах, об инвалидах, ста- риках или других людях, отличающихся от них, попытки поставить своих одноклассников в неудобное положение, уверенность, что

другие дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, националь- ной или религиозной принадлежности, тяга к дискриминации опре- деленных детей, их преследованию, запугиванию и даже физиче- скому давлению над ними. Для формирования толерантных взаимо- отношений школьный возраст представляется наиболее благоприят- ным по многим характеристикам.

Чтобы избежать подобных проблем, на классных часах прово- дятся беседы, диспуты, игры. Например, в 6 классе – «Жизнь древ- них славян» (игра); «Быть гражданином нелегко» – 6 класс (игра),

«Помни корни свои», «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» – 7 класс (классные часы); «На планете «Толерант- ность» – 9 класс (классный час); «О гражданском долге и героизме»

  • 10 класс (классный час), «Подвигу народа жить в веках и сердцах»
  • 11 класс (классный час), «Герои живут среди нас» – 8 класс, «Се- мейные традиции», «Национальные традиции» – 6 класс, диспут

«Зачем нужна Конституция России?», «Государственная симво- лика», «Символы российских городов» – 6 класс (классный час), викторина «Флаги России» – 5 класс. Особое значение для устране- ния неконфликтных ситуаций имеют игры с правилами, они тре- буют от участников организованности, внимания и проявления воли. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, кото- рые должны взаимодействовать согласованно, выполняя требова- ния, предполагающие коллективные действия, речь уже можно ве- сти об игре, как о «школе» общения. Обучение справедливым ува- жительным отношениям становится эффективнее, если в игре при- нимают участие взрослые. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной. В игре правила одинаковы для всех: взрослый выступает в равных позициях с ребенком, признает, поддерживает и поощряет его самостоятельность.

Большим подспорьем в формировании гражданственности яв- ляются элективные курсы и факультативы. На этих занятиях учащи- еся получают знания, связанные с формированием уважительных отношений, у школьников развивается интерес к окружающим лю- дям. В ходе занятий складывается оценка деятельности, направлен- ная на анализ собственного поведения и поступков других людей. Обучающиеся учатся самоконтролю эмоционального состояния, развитию их творческих и организаторских талантов. С этой целью

проводятся элективные курсы для учащихся 7-8 классов на тему:

«Патриотизм – основа нравственного достоинства нации», «Лич- ность в истории России», «Сложные вопросы истории», «Моя малая Родина», «Исторические тропы родного края».

Большим достижением мы считаем разработку и апробацию программы по формированию гражданственности обучающихся 8 класса, в которую включены мероприятия из таблицы 2.

Таблица 2. Мероприятия программы по формированию гражданственности обуча- ющихся.

п/п

Мероприятие

Форма, методы, прове-

дения

1

День народного единства. Литературно-музы-

кальная композиция «Непобедимая Россия»

Групповая, демонстра-

ция

2

Работа школьного музея «Территория памяти»

Групповая, поручение

3

Конкурс военно-патриотической песни

Индивидуальная,        де-

монстрация, поручение

4

Игра-викторина: «У войны не женское лицо»

Индивидуальная, пись- менные упражнения, ра-

бота с книгой

5

Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание по-

сильной помощи ветеранам ВОВ и труда)

Массовая, поручение

6

Лекция на тему: «День воссоединения Крыма с

Россией»

Массовая, рассказ, де-

монстрация

7

Акция «Они отстояли нашу Родину» (поздрав-

ление военнослужащих с 23 февраля)

Групповая, поручение,

демонстрация

8

Оформление информационных стендов: «Я - патриот»

Групповая, графические упражнения, работа с

книгой

9

Акция: «Операция: памятники – чтобы пом- нить» (совместно с родителями)

Массовая, поручение

10

Экскурсия в краеведческий музей: «Герой жи-

вет рядом»

Массовая, рассказ, де-

монстрация

11

Участие во Всероссийской акции «Бессмерт-

ный полк»

Индивидуальная,        де-

монстрация

Для определения результативности представленных меропри- ятий в рамках работы по формированию гражданственности и пат- риотизма был проведён контрольный опрос учащихся (см. табл. 3).

Таблица 3. Результативность мероприятий в рамках работы по формированию гражданственности и патриотизма.

Отношение

«Родина»

«Россий- ская Феде-

рация»

«Патрио- тизм»

«Толерант- ность»

Положительное

89

70

75

67

Нейтральное

11

22

16

31

Отрицательное

0

8

9

2

Понятие, количество респондентов, %

Сравнивая данные таблиц 1 и 3, мы видим, что в результате проведённых занятий у ребят заметно повысилась положительная оценка таких ценностей, как: Родина, Российская Федерация, патри- отизм, толерантность и др.

Таким образом, частичная апробация программы по формиро- ванию гражданственности показала правильность выбора методов и форм, следовательно, возможна её дальнейшая реализация в образо- вательной организации.

Современная жизнь российских граждан пронизана бесчислен- ными трудностями. На рубеже XX-XXI веков препятствия приняли особый характер, так как были порождены влечением руководства страны провести демократические реформы в незначительные сроки с тем, чтобы повысить уровень жизни народа. Учащиеся всех уровней – свидетели происходящего (их не меньше, чем взрослых) – становятся очевидцами завязывающихся в обществе проблем. И от того, в какую сторону направить мышление подрастающего поколения, зависит его отношение к действительности и будущему. На уроках свою задачу мы видим в том, чтобы школьники на исторических примерах поняли, что и в не менее сложных условиях россияне преодолевали трудности. Осознание этого факта привнесет веру в вероятность более эффектив- ного решения нынешних проблем реформирования общества.

Литература

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 27.06.2018). – Москва: Омега, 2014. – 134 с. 3
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Россий- ской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020         N         304-ФЗ         [Электронный         ресурс].         –        URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (23.11.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои статьи в газету "Горьковский вестник"

Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...

Статья "Вестник ММЦ" №5 от 26.12.2014

О семинаре-практикуме для старшеклассников по подготовке к Всероссийской олимпиаде, где я проводила занятие....

летняя школа 2013, статья в газете "Вяземский вестник"

летняя школа 2013, статья в газете "Вяземский вестник"...

статья в журнал "Методический вестник" 2017.

Профессиональная компетенция...