Конспект открытого урока 5 класс: "Искусство Древнего Египта"
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Арсалан Балжимаев

Цель урока:

Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах  искусства  Древнего Египта.

 

Задачи урока:

- Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи.

- Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

- Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде театрализованных инсценировок, написания рассказа, создания рисунка.

- Формирование культуры общения при работе в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока в  5 «В» классе

по Истории Древнего мира

на тему: Искусство Древнего Египта

Цель урока:

Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах  искусства  Древнего Египта.

Задачи урока:

- Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи.

- Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

- Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде театрализованных инсценировок, написания рассказа, создания рисунка.

- Формирование культуры общения при работе в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, пирамида, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.

Оборудование:

  • Компьютер, экран, карта «Египет и Передняя Азия в древности»
  • Компьютерная презентация «Искусство Древнего Египта»
  • Листы контроля
  • Рефлексия «Светофор»
  • Литература:
  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учебник  для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
  2. Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику  А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Волгоград: Учитель, 2009. 159 с.
  3. Картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%20&uinfo=ww-1316-wh-645-fw-1091-fh-448-pd-1

Ход урока.

I. Организационный момент.

          Здравствуйте, ребята. Урок сегодня хочется начать со стихотворения:

                    На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

                    И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

                    Рыбы и  птицы, точки, загогулины, кружочки…

                    Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

                    О какой стране идет речь? (Древний Египет)

Молодцы! Итак, мы продолжаем говорить об истории Древнего Египта. Посмотрите на экран. На слайде вы видите три понятия: архитектура, скульптура, живопись (Слайд 1).

 Давайте вспомним, что означают эти термины.

Ответы учащихся

Подумайте, а что объединяет эти слова? Звучит обобщающее слово «искусство». Итак, значит тема нашего урока сегодня: «Искусство Древнего Египта» (слайд 2). Запишем тему урока в тетрадь. Ребята вспомните, когда мы познакомились с этим понятием и что оно означает?

Ответы учащихся

А какие ещё виды искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи. Оглашение плана урока (слайд 3).

Все мы любим путешествовать.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. Мы отправимся в Египет на машине времени. А запустить эту машину мы сможем, если вы успешно справитесь с моими вопросами (слайд 4). Итак, готовы?

У каждого  из вас на парте есть лист контроля с вопросами, куда вы будете вносить свои ответы.

III. Проверка домашнего задания

Первое задание:

Фронтальный опрос

  1. Что такое религия?
  2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?
  3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб?
  4. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе, о Гебе и Нут?
  5. «Жилище» для богов в Древнем Египте?
  6. Служители богов в Древнем Египте?
  7. Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство  мертвых»?

Второй вопрос - театрализованный вопрос.

Сценка «В храме священного быка»

Жрец храма. О Верховный жрец, горе постигло наш храм и священный город Мемфис!

Верховный жрец. Только не говори, что…

Жрец храма. Да, да! О сосуд мудрости, нужно искать преемника нашему священному быку!

Верховный жрец. Я сегодня же отправлю жрецов во все концы Египта, а ты зови народ в храм, пусть попрощаются со священным животным.

Вопросы (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля):

  1. Назовите имя священного быка.
  2. Какая в сценке допущена историческая ошибка?

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленую карточку те, кто дал полностью правильный ответ, желтую – те, кто допустил незначительные ошибки, красную - кто не справился с заданием.

Третье задание.

Игра «Сет проказничает» (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля)

 Задание: Впиши недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:

1. А - - н                       \ бог солнца\

2. А - - п                        \ бог тьмы\

3. Г - б                           \ бог земли\

4. Н - т                         \богиня неба\

5. Т – т                         \бог мудрости\

6. Б - - - - т                  \покровительница женщин и их красоты\

7. М - - т                        \ богиня правды\

8. Х- - и                         \бог Нила\

9. С – т                           \бог пустыни\

10. О - - - - с                  \фараон и судья в царстве мёртвых\

11. Г – р                         \покровитель правящего в Египте фараона\

12. И - - - а                    \ богиня – жена Осириса\

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленые карточки те, кто дал полностью правильный ответ, желтую – те, кто допустил 2-3 ошибки, красные - кто допустил 4 и больше ошибок.

Четвертое задание.

У знатоков телевизионной программы «Что? Где? Когда?» такие вопросы называются «Черный ящик». У нас – «Исторический ларец». Внимание, вопрос: Древний Египет спорит с Китаем за правом называть себя родиной этого предмета. В этом ларце лежит то, что было в Древнем Египте символом счастья и небесного покоя. Владеть этим мог лишь фараон. В настоящее время – один из дамских аксессуаров. Назовите предмет, который находится в этом ларце, запишите в листе контроля.

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленую карточку, если ответили верно, красную - если не справились с вопросом.

Молодцы! Большинство из вас успешно справились с моими вопросами, и теперь мы можем отправляться в наше путешествие по Древнему Египту! (слайд 4, звук)

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Египет известен  не только фараонами, военными походами, но его еще называют страной пирамид (слайд 5).

  1. А вы знаете, что такое пирамида? (ответы детей) Пирамида – это огромная гробница фараона. Давайте запишем новое слово в тетрадь.

Ребята, пирамиды называют одним из чудес света.

2. Сколько чудес света существует?

3. Какие чудеса света сохранились на сегодняшний день?

Итак, пирамиды – первое из семи чудес света. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще даже не было железных орудий труда.

Учитель показывает как выглядела пирамида Джосера, рассказывает оее строительстве (слайд 6). Основателем каменного строительства считают великого архитектора Древнего царства Имхотепа, Он был одним из высших сановников фараона Джосера. Это был выдающийся мастер, крупный ученый Древнего Египта: строитель, врач, астроном и даже маг и волшебник.

Именно при нем для строительства впервые стали использовать камень: гранит, известняк, песчаник, порфир и диорит.

Имхотеп построил первую гробницу для фараона Джосера в виде пирамиды. Пирамида Джосера была шестиступенчатой формы высотой 62 метра (это примерно два девятиэтажных дома). Ее основание -118 х 140 м.

Символика пирамиды связана с почитанием главного бога Амона-Ра, сыном которого считался фараон. Форма пирамиды олицетворяла луч солнца, брошенный на землю. Грани пирамиды четко располагались по частям света. Ступенчатость пирамиды служила как бы огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небеса.

Показывает три самых больших пирамиды в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (слайд 7).

Сообщает, что одной из самых величественных пирамид - одним из чудес света - была пирамида Хеопса (Хуфу) (слайд 8). Она сооружалась 30 лет. Ее высота - 146 м, а длина каждой из сторон 233 м. Строилась пирамида из каменных блоков весом до 2300 кг. Всего же потребовалось 2300000 каменных блоков.

Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э.

Посчитайте, сколько лет прошло с момента строительства пирамиды до наших дней.

Предлагает поработать с линией времени на доске и в листе контроля.

Тайна пирамид. Давайте заглянем внутрь пирамиды Хеопса (слайд 9).

Слайд 10.

Задание: учебник, с. 31(карта) Работа в парах

Каким условным знаком показан район пирамид?

Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение и покажите своему соседу по парте. Зафиксируйте ответ в листе контроля.

Давайте рассмотрим рисунок на странице 54. Что вы можете сказать о строительстве пирамид?  Давайте сравним ваше описание с рассказом древнегреческого ученого Геродота (стр. 54, 2 абзац). Сделаем вывод: сложно было строить пирамиды?

Учитель предлагает с помощью сделанных учениками выводов сформулировать проблемный вопрос: Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона? (слайды 11, 12). Ученики выдвигают версии: 1) боялись наказания; 2) очень любили фараона; 3) обожествляли фараона.

Выводится на экран общий вывод (слайд 13).

Величественные пирамиды в г. Гизе охраняло скульптурное сооружение - Большой Сфинкс  (слайд 14) - каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы, (Длина - 57 м, высота – 20 м) Лицо сфинкса напоминало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли «отцом ужаса». Сфинкс как бы должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей.

А какое впечатление сфинкс производит на вас? (слайд 15) Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

В рамках здоровьесберегающей технологиии проводится физкультминутка в египетском стиле в течение 50 секунд (слайд 16).

Говорит, что сохранились не только  пирамиды, но и храмы  (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь (слайд 17).

Показывает картину «Дренеегипетский храм» (слайд 17) и рассказывает с помощью ответов учащихся, из каких частей состоял  храм: показывает аллею сфинксов (слайд 18), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 19), рассказывает, что такое обелиски (слайд 20), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 21), называются остальные части храма (статуи фараона, пилоны, внутренний двор, главный зал с колоннами, помещение со статуей бога). Были и необычные храмы, высеченные в скале (слайд 22).

Дает задание посмотреть на рисунок стр. 57. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм? Предлагает вспомнить,  к какому  виду искусства относятся  храмы, пирамиды?

Говорит о том, что во втором тыс. до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Рассказ о гробнице фараона Тутанхамона (слайды 23-27).

С 1914 по 1922 год англичане, лорд Корнарвон и Говард Картер проводили раскопки в Египте, в долине Царей в поисках гробницы фараона Тутанхамона. Год шел за годом, но удача казалось отвернулась от них. И вот после шестилетних безрезультатных поисков, когда казалось не оставалось никакой надежды, они наткнулись на ступени лестницы, уходящей под землю.

Картер приказал пробить стену и очистить ход, ведущий вниз к дверям гробницы. Когда открыли дверь, то за второй стеной оказалась камера, наполненная многочисленными вещами царского обихода: золото, драгоценные камни, посуда.

Вторая камера, меньших размеров, была полна драгоценностей; повсюду встречалось имя их владельца - фараона Тутанхамона. Но что это: гробница или только подземный склад богатств - понять было невозможно.

Через год Картер обнаружил, что на северной стороне первой камеры стоят две статуи черного дерева. Их головы, пояса, браслеты на руках и сандалии были позолочены. Что это за статуи, что они охраняют?

В феврале 1923 г взорам собравшихся открылся гигантский ковчег (3х5 м и высотой 2,73 м). Рядом находилась погребальная утварь. В ковчеге не оказалось саркофага — в нем сверкал золотом второй ковчег. Картер не верил своим глазам: царская печать была целой.

А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Новые   понятия записывает на доске и раскрывает их. Сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них  сделаны надписи, в них стояли статуи.

Показывает скульптурный портрет царицы Нефертити  - эталон женской красоты. Что вам нравится в данном изображении (слайд 28)?

Предлагает посмотреть статуи древнеегипетских вельмож (слайд 29) и ответить на  вопросы:

1. Какие материалы использовали египетские мастера для изготовления скульптур?

2. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры?

Вопросы подсказки:

Естественны ли их позы?

Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. 

У художников – свои правила.

Слайд 30. Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?

Вопросы:

Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?

Как изображены плечи и руки, глаза?

А лицо и ноги?

Дополняет ответы: верхняя часть фигуры (плечи, руки) изображаемого  выглядят так, как будто мы смотрим  на него спереди, а ноги как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской живописи и скульптуры.

IV. Закрепление нового материала. (5 мин.)

Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки (слайд 31).

Предлагает  вспомнить основные виды искусства, памятники Древнего Египта, изученные на этом уроке.

Записывает слово «искусство» на доске, а от него 3 стрелочки.

IV.  Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)

Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля» (слайд 32).

Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет? Предлагает поделиться впечатлениями от урока. Предлагает оценить свои знания, полученные на уроке, оценить свою работу на уроке, свое настроение с помощью карточек «Светофор». Поднимите карточку того цвета, который у вас ассоциируется с сегодняшним уроком.  Благодарит за внимание, работу учащихся.

- Какой же у нас получился урок?

 В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 33

Сфинкс улёгся на страже святыни

 И с улыбкой глядит с высоты,

 Ожидая гостей из пустыни.

 Посети же Египет и ты.

VI.  Домашнее задание: дифференцированное (слайд 34)

  1. Обязательный минимум: параграф 11, вопросы стр. 57.
  2. Творческое домашнее задание: Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.
  3. Творческое задание: Нарисовать рисунок по теме «Искусство Древнего Египта»

(3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Мифы Древнего Египта"

В презентации к уроку представлена общая информация о мифе, её героях....

План-конспект урока. «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта».5 кл.

Таинственный и загадочный Древний Египет, как много тайн он еще хранит. Давайте узнаем некоторые из них.Цели урока:—         познакомить учащихся с ролью ...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...

Конспект открытого урока по теме "Как жили земледельцы Древнего Египта"

Конспект открытого урока с использованием видео, презентации, опросных листов, раздаточных листов, работа с картой....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (5 КЛАСС) «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

План открытого урока по истории в 5 классеТип урока: урок «открытия» нового знанияТема. «Олимпийские игры в древности»Продолжительность урока. 45 минЦели урока:1. Познакомить у...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»

Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира Чему учил китайский мудрец Конфуций 5 класс

Конспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 классКонспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 класс...