Конспект открытого урока по теме "Как жили земледельцы Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект открытого урока с использованием видео, презентации, опросных листов, раздаточных листов, работа с картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_egiptu.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

История 5 класс 

Конспект урока составлен по программе «История Древнего мира» под редакциейдоктора исторических наук Вигасин А.А., Москва, Вигасин А.А., Просвещение 2008 г. и ориентирован на использование учебника Вигасина А.А. «История Древнего мира» («История Древнего мира» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. // Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. — Москва, Просвещение)

Целевая аудитория: учащийся

Класс: 5 класс

Предмет: История

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.

Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет, Древняя Азия», рабочий лист по теме урока, раздаточный материал с текстом исторического документа.

Словарь урока: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, дамба, фараон

Планируемые образовательные результаты:

Предметныев результате урока учащиеся смогут

- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги» и т.д.

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов.

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

Личностные: в результате урока учащиеся смогут

высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни отдельных категорий населения в Древнем Египте.

Краткое описание хода урока:

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила» (проверка домашнего задания: работа с картой, беседа по вопросам, работа с заданием на раздаточных листах).

III. Переход к новой теме (сообщение темы урока, цель урока, мотивация)

IV. Изучение новой темы (рассказ учителя, составление учащимися терминологического словаря, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, работа с иллюстрациями в учебнике или видеоматериалом, работа над новыми понятиями, работа с историческим документом и др.)

V. Закрепление пройденного (работа с текстом – найди ошибки).

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (высказывание учащимися личной позиции по поставленным проблемам). Домашнее задание.

Тема: Как жили земледельцы в Древнем Египте

На предыдущем уроке мы начали изучать самую древнюю страну мира - Египет.

Давайте вспомним, что мы успели узнать.

Работа с картой, терминами и датами. (Слайд - карта)

1. Где находился  Древний Египет?(Северо-Восточная часть Африки)

2. Какая река протекает через территорию Египта?(Нил)

3. Что окружало территорию Древнего Египта с четырех сторон света (пустыни, Средиземное море)

4. Можно ли было пройти через пустыню? (Можно, от оазиса к оазису)

5. Что такое оазис? (место в пустыне, где есть вода и зеленые растения)

6. Как называлось место впадения Нила в Средиземное море? (дельта)

7. Кто так назвал это место и почему? (древние греки, похоже на их перевернутую букву «Д»)

8. Что затрудняло судоходство по реке Нил? (пороги)

9. Что такое пороги? (препятствия из камней в русле реки)

10. Где берет свое начало река Нил? (высоко в горах в центре Африки).

11. Чем Нил помогал земледелию в Египте, кроме воды? (приносил ил)

12. Что такое «ил»? (удобрение)

13. Что еще вы знаете о реке Нил? (это самая длинная река в мире, более 6000 км длиной).

14. Когда возникло государство Древний Египет? (около 3000 лет до нашей эры или 5000 лет назад)

15. Как назывались две части государства до объединения? (Серевный и Южный Египет  или, Верхний и Нижний Египет).  Покажите их на карте.

16. Почему на карте Верхний Египет внизу, а Нижний – наверху? (потому, что названия давались по течению реки, от истока к устью).

17. Кто стоял во главе государства? (фараон)

18. Какие еще группы населения были в Египте? (вельможи, жрецы, воины, писцы, земледельцы, ремесленники )

Тема нашего сегодняшнего урока " Как жили земледельцы в Египте"

(запись темы урока в тетрадь).

Схема на доске:

УСТРОЙСТВО ЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (Слайд)

Фараон

Жрецы

Вельможи

Писцы

Воины

Ремесленники и земледельцы

  1. Как вы думаете, какая группа населения была самой многочисленной в Египте?

(земледельцы и ремесленники)

  1. А какую роль играл в жизни земледельцев Нил? (давал воду на поля, по нему можно было плавать, доставлять грузы… другие варианты)

На прошлом уроке вы выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Но также узнали, что были и неблагоприятные условия.

Давайте проверим, как вы запомнили эти особенности.

Работа с карточками «Благоприятные/Неблагоприятные условия для земледелия в Египте»

Ответы с мест после заполнения карточек.

Очень хорошо. Сегодня я расскажу, как древние египтяне справились с этими трудностями.

Рассказ учителя  (Сопровождается слайдами)

Мыс вами уже знаем, что Нил ежегодно разливался, и это создавало множество трудностей древним жителям. Вода затапливала поля и поселки, смывала дома, в ней тонул скот.

А после разлива наступали засушливые месяцы и многие участки земли пересыхали, гиб урожай.

Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений.

В  Египте была создана система для искусственного орошения полей, которая покрыла всю территорию Египта специальными сооружениями.

Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.

Чтобы вода из Нила во время разлива не заливала все подряд, вся земля была разделена на участки. Каждый участок окружали насыпи из земли – дамбы. Между полями шли специальные каналы, по которым вода поступала даже на самые отдаленные от реки поля. Напор воды регулировался специальными воротцами.

Большие объемы воды сохраняли в специально вырытых водохранилищах, откуда на поля ее можно было подать по каналам или накачать с помощью специальных приспособлений – шадуфов. Такие шадуфы стояли и вдоль реки, чтобы можно было набрать воду прямо из нее.

Запись в тетрадь определений:

Орошение полей - искусственный полив.

Каналы - глубокие траншеи, заполненные водой, вырытые для орошения полей.

Шадуф - приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду для полива. 

Дамба – специальное ограждение из земли для задержки воды.

Смотрим видеоматериал:

Ссылка  https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5872738488134574539&from=tabbar&parent-reqid=1602186191110572-1106117439809590253200113-production-app-host-vla-web-yp-327&text=%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B+%D0%B8+%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B2+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC+%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5 

Жилище древнего египтянина

А теперь давайте мы с вами заглянем в дом к Руи.

«Знакомьтесь, это египтянин, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.

Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, ее зовут Тени, каждый день она печет для всей семьи хлеб.

Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.

Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.

Работа земледельца.

 «Знакомьтесь, это египтянин, его зовут Руи.  Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.

В середине ноября, когда заканчивается сезон разлива и Нил входит в свои берега, в Египте начинается сезон пахоты и сева – это самая горячая и ответственная пора года для всех египтян. Не исключение и семья Руи.

Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю.

Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.

На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Чтобы урожай был хорошим нужно каждый день ухаживать за растениями, поливать их. Это тяжелый труд.  К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.

В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке.

По расстеленному зерну Руи прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна.

 Обмолоченное зерно было полно мусора и мякины. Его надо было очистить, для этого зерно провеивали, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.

Руи радуется, ведь его поля не остались бесплодными. В этом году ему удалось вырастить хороший урожай пшеницы и ячменя, уродился и лен. В огороде выросли лук и бобы, тыква и латук (салат). Из волокон льна Тени и дочери соткут полотно и его можно будет обменять на другие необходимые вещи, из семян льна получится масло. Да, Руи доволен: этой зимой его семье не придется голодать. Собранного урожая хватит и на уплату налогов, и на пропитание.

А в прошлом году, когда река не разлилась вовремя, и поля остались без влаги, их испепелил зной, и для семьи Руи наступило тяжелое время. Половину ячменя съели мыши, бегемот остальное. Когда же пришло время уплаты налогов, на участок пришел чиновник- вельможа. С ним писцы и стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети. Беда приходит в дом земледельца.»

 Да ребята, жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами. Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.

Повторяем по слайдам работы земледельца : Пахота, Сев, Жатва, Молотьба, Веянье.

Вопросы на сообразительность:

  1. Как вы думаете, зачем прогоняли скот по посаженному зерну? (чтобы они копытами поглубже втоптали семена в землю, чтобы семена не склевали птицы).
  2. После сбора урожая скот снова прогоняли по колосьям, разложенным на земле. Перед этим животных хорошо кормили. Как вы думаете для чего? (чтобы не ели зерно)

Хорошо, все молодцы. Мне кажется, что сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали. А вы как думаете?

Ваше домашнее задание будет творческим, но потребует внимательности и знаний.

В учебнике это параграф 7, нужно выучить термины, которые мы записали и поработать с текстом. Задание вам знакомо – найдите ошибки в рассказе. (Текст – готовый раздаточный материал)

Текст:

«Я  земледелец  Древнего Египта.

Утро мое начинается очень рано, задолго до того, как лучи восходящего солнца

проникнут в наше жилище. Хотя наш дом и сделан из камня и дерева, днем  в нем будет жарко. Встав с перины, которая служит мне постелью, и одев свои шкуры, ведь на дворе ноябрь  - самое время для сева, я направляюсь на поле на берег Нила. Сегодня нужно медной мотыгой возделывать землю, благо она мягкая от воды и песка, принесенного рекой. Наверное, будет хороший урожай в этом году, так как Нил разливался весной далеко, и воды было много, и не было саранчи. Хорошо, что большую часть урожая можно будет оставить себе.

До позднего вечера я проработаю в поле, а вечером, придя домой, увижу свою жену

и детей, стоящих у очага. Мы вместе поужинаем лепешкой и мясом, съедим сладкие

финики и запьем все вином. Непременно поблагодарим наших богов за еду. Еще мы помолимся о хорошем урожае, о здоровье и, конечно же, о жарком Солнце.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку. Тема : "Мой дом-моя крепость"(Типы жилых домов в Британии)

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 6-ом классе по теме "Мой дом-моя крепость" в соответствии с требованиями ФГОС....

ФГОС Урок истории 5 класс "Боги Древнего Египта"

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Цели урока по линии развития личности:1-2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные свя...

Схема конспекта открытого занятия: «Образ царицы Клеопатры в Древнем Египте".

Конспект открытого занятия: «Образ царицы Клеопатры в Древнем Египте" по дефиле и актерскому мастерству предназначен для занятий в детских театрах моды....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...

Текст с ошибками по теме "Земледельцы Древнего Египта"

Можно работать на уроке, можно дать как домашнее задание. Можно индивидуально, можно работать в группах....

Конспект открытого урока 5 класс: "Рабство в Древнем Риме"

Тема: «Рабство в Древнем Риме»Цели урока:Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме...

Конспект открытого урока 5 класс: "Искусство Древнего Египта"

Цель урока: Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах  искусства  Древнего Египта. Задачи урока:- Познакомить с первыми в мире монумент...