Технологическая карта урока на тему: "Внешняя политика Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Габитова Гульназ Каримовна

Технологическая карта урока составлена для 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Габитова Гульназ Каримовна

Место работы

 МОБУ СОШ с.Старосубхангулово

Должность

учитель

Тема урока

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГОРОЗНОГО.

Тип урока

комбинированный

Информационно-

методическое

обеспечение педагогической системы урочной деятельности  

  • Учебник  «История России с древнейших времен до конца 17 века» под ред. А.Н.Сахарова
  • Школьный справочник «Все войны России».  Бодер Д.И.
  • Атласы «История России с древнейших времен до 21 века». Подготовка к ЕГЭ.

Дополнительная

  • Н.М.Карамазин «История государства Российского» М. ЭКСМО. 2003
  • Государевы служилые люди Павлов-Сильванский Н.П. М. Крафт+ 2008 г.

Интернет-ресурсы

               http://www.russlawa.info/post/273

http://school-collection.edu54.ru/catalog/rubr

Цель  и задачи урока

Цель - Формирование представлений о задачах и направлениях внешней политики Ивана IV, процессе и последствиях присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, освоения Западной Сибири, присоединение башкир

Задачи:

•         Образовательная: рассмотреть основные направления внешней политики Ивана IV, ее причины и результаты.

•        Развивающая: развивать общеучебные умения и навыки.

•        Воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории своего народа и страны, чувство патриотизма.

Формы и методы обучения

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый, наглядно-иллюстративный,

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Основные понятии и термины

ясак, казаки, атаман Ермак, хан Кучум.

Необходимое оборудование

мультимедийная презентация, проектор,  ноутбуки (6 штук), карта Россия при Иване Грозном.

Дидактическое обеспечение

технология активных  и интерактивных методов обучения, обучение в сотрудничестве

Планируемые результаты  урока

  • личностные

Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Осознание значения территориальных приращений эпохи правления Ивана Грозного для

дальнейшего развития Российского государства.  Уважительное отношение к другому человеку, мировоззрению, культуре и язык

  • предметные

Знание основных дат и хронологии событий.

Научаться:

- объяснять значение понятий темы.

 - определять задачи и направления внешней политики Ивана IV.

-  показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского Астраханского ханств, территорию проживания башкир,  места важнейших сражений, направление похода Ермака в Сибирь.

- рассказывать о взятии Казани.

- оценивать значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России

и его последствиях для местного населения.

-  рассказывать о походе Ермака, используя текст учебника, историческую карту и иллюстрации учебника.

- анализировать исторический источник -(«Описание Сибирского царства»)-

- формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV

  • метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Познавательные УУД: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию, описывать события, строить логическое рассуждение.

 Регулятивные УУД: умение формулировать цель и задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Получать возможность научиться: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, ориентироваться на успех в учёбе.

Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, проявлять инициативу, распределять функции между членами группы, обмениваться информацией

Технологическая карта урока истории  10 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1.Самоопределение к деятельности,

актуализация знаний

Подготовка к уроку. Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Слайд 1

        

Давайте вспомним, какие преобразования во внутренней политике осуществил Иван Грозный?  

 Проверим насколько хорошо,  вы усвоили материал прошлого урока. Слайд 2. Что мы знаем?

На экране написаны понятия: « Избранная рада», «Земский собор», «Судебник», «Приказы», «Стрельцы», «Кормление», «Стоглавый собор», «местничество».  Нужно выбрать понятие и объяснить его.

Учащиеся приветствуют учителя.

Россия 2 половина 16 века

Учащиеся дают определение понятий.

Используется рутина: «Прочитай-Подумай-Объясни»

Фронтальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника)

Устное задание

- Какие реформы были проведены Избранной радой?                                                                - С какой целью и в чьих интересах проводились реформы?

 Как было организовано управление Россией после реформ Избранной рады? (по схеме у доски)

Слайд №3 (реформы)

Определите, в какой сфере, области относятся данные реформы?  

Больше всего в какой области ?

Скажите, с какой целью проводились данные реформы?

Посмотрите на годы реформ и какие именно реформы были проведены в начале?

- Как вы думаете, почему реформы начались с военных преобразований? Это случайность или нет?

        Учащиеся отвечают на вопросы.

Реформы проводились в интересах дворян, посадских людей.

Работа по схеме.

Один ученик работает у доски

Правовая, управления, церковная, военная реформы.

В военной области

Цель реформ - усиление централизации, укрепление государственного аппарата

Подготовка к активной внешней политике

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные –осознанное речевое высказывание в устной форме о не достатке знаний

Устное задание

3. Формулирование проблемы

 Ребята посмотрите на экран. Перед Вами репродукции. Какие памятники вам даны? В честь каких знаменательных событий они построены, нарисованы?  Как все эти события связаны между собой? Слайд 5.

Сформулируйте тему урока. Запись в тетрадях.

Перед вами карта Россия при Иване Грозном. Необходимо: прочитать легенду карты, сформулировать 2-3 вопроса, на которые хотели бы получить ответы.

Мозговой штурм начинается с репродукций.

Учащиеся работают с картинками. ?(Собор Василия Блаженного, монумент Дружбы, картина В.И Суриков «Покорение Ермаком Сибири»).

Запись в тетрадях.

Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение башкир к Русскому государству. Слайд 6

Индивидуальная

Фронтальная и индивидуальная

Познавательные

Общеучебные – умение структурировать знания;

Регулятивные -осуществлять поиск информации, анализировать объекты

Логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений о направлениях внешней политики России в XVI веке.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные- обмен информацией

Устное задание

4.  Постановка задач урока

Ребята, на какие вопросы нам нужно ответить:

  1. Как складывались отношения между Россией и государствами осколками Золотой Орды?  

Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу цели и темы урока.

Не знаем

Фронтальная и индивидуальная

Познавательные

Общеучебные – умение структурировать знания;

Регулятивные-

формулировать цель и задачи учебной деятельности

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Записывают тему урока

5. Изучение нового материала (самостоятельная познавательная деятельность)

 

1.Ребята посмотрите на карту

Какие государства в XVI веке существовали на рубежах России?  Как они возникли?

- Какие географические направления внешней политики Ивана Грозного можно назвать? (западное или европейское, восточное и южное).                                     

        

2.Работа в группах (3 группы).

Что мы хотим узнать? Слайд №7

- Как вы думаете, какие цели преследовала  Россия на каждом из этих направлений?

Как складывались отношения России с ее соседями?

- Как вы думаете,  возможно  ли было одержать победу на всех направлениях сразу?  - Точный ответ на этот вопрос мы дадим после того, как узнаем, каким образом осуществлялись эти задачи. Кроме того вы должны будете определить, какое направление во внешней политике Ивана Грозного можно считать наиболее успешным?

Работа по тексту в группах(цели, ход событий , итоги, личности). Слайд №8

Работа по карте.

-

итоги походов

Слайд  9.«Монумент Дружбы».

Где находится этот памятник истории? Кто авторы памятника?

Какому событию он посвящен?

Слайд  10. Работа в группах

На экране отрывок из стихотворения М.Карима «Не русский я , но россиянин» и отрывок из работы А.С. Доннелли «Завоевание Башкирии Русским государством».    Какой характер присоединения к русскому государству? Приложение 3. Башкирские шежере. Сейчас мы с вами это определим?

Работа в группах: Слайд №11

1 группа. Какая обстановка сложилась у башкир после распада Золотой Орды? Причины вхождения башкир в состав русского государства. Приложение 4

2 группа. Условия вхождения башкир к русскому государству.

3 группа.  Последствия присоединения башкир к Русскому государству.

Годы присоединения башкир. Слайд №12

Приложение 5.

Выводы.  Отрывок из стихотворения М.К. «Не русский я, но россиянин».

Следующее направление –южное. Слайд №14,15

Следующее направление Сибирь.

Работа по тексту и по карте.    Приложение 6

- К каким  итогам привело покорение Сибири Ермаком? 

Ребята , давайте подведем итоги урока.

Ответы: возникли в результате распада Золотой Орды

Учащиеся работают с картой и называют государства: на востоке- Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство; на западе-Ливонский орден; на юге Крымское ханство. 

3 ученика выходят и делают кластер «Основные направления внешней политики России»

( Вряд ли)                                                                                                                    

Работа в 3-х группах:

1 группа: Казанское ханство,

2 группа Астраханское ханство.

 3-Крымское ханство

1 группа: Присоединение Казани(ход событий). Приложение 1

Работа по учебнику стр.206-207

2 группа: Присоединение Астрахании

Приложение 2

Работа по учебнику стр. 212-213

Запись дат и событий в тетради

3 группа: Отношения с Крымским ханством

 итоги походов

(- юго-восточные рубежи России перестали быть объектом постоянных нападений   татар;

- Россия получила контроль над Волжским торговым путем;

- открылась возможность прямых торговых контактов, политических и культурных отношений с восточными странами;

- титул московского государя пополнился названиями вновь присоединенных земель «Царь Казанский и Астраханский»;

- завоевание Поволжья поставило в зависимость от Москвы Сибирское ханство)

Выступление учащегося (Монумент Дружбы — памятник в городе Уфа, посвящённый 400-летию присоединения Башкортостана к России. В 1957 году торжественно отмечалось 400-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Русского царства).

Учащиеся читают отрывок, делают выводы.

М.Карим-добровольный характер присоединении, А.Донелли-захват.

1 группа. Работа по тексту.

2 группа. Работа по тексту

М.Карим.

Своею жизнью я гордиться вправе — 
Нам с русскими одна судьба дана. 
Четыре века в подвигах и славе 
Сплелись корнями наши племена. 

Слайд №13. Характер присоединения башкир к русскому государству добровольный.

Запись слов и дат в тетради.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы учителя.

Работа по карте.

Ответы учащихся.(Появление удобного и короткого пути в Сибирь по Каме и ее притокам; основание крепостей Тюмень и Тобольск; вхождение Западной Сибири в 80-90 г.г. XVI в. в состав Российского государства)

В ходе выступлений и ответов на вопросы обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль понимания и выполнения задания, корректируют свои ответы в соответствии с планом урока и заданиями учителя.

Примерные ответы. Внешнюю политику однозначно оценить нельзя: блестящие успехи на восточном направлении .Но задачи внешней политики России на будущее обозначились четко: борьба за дальнейшее освоение Сибири. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией на долгие годы, вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.

Индивидуальная

групповая

Предметные-

оценивать значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России

и его последствиях для местного населения.

-  рассказывать о походе Ермака, используя текст учебника, историческую карту и иллюстрации учебника.

- анализировать исторический источник -(«Описание Сибирского царства»)-

Познавательные

Общеучебные – умение структурировать знания;

работать с различными источниками информации, устанавливают  причинно-следственные связи, структурируют информацию, описывают события, строить логическое рассуждение.

 Регулятивные УУД: планируют и оценивают результаты своей работы. осуществляют поиск информации, анализируют

объекты, ориентироваться на успех в учёбе.

Коммуникативные УУД: планируют общие способы работы, проявляют инициативу, распределяют функции между членами группы, обмениваются информацией

Письменные ответы

Устные ответы

Закрепление

Тесты из заданий ЕГЭ

Приложение 7

Осуществление самоконтроля

Работа в парах.

Р. оценивают результаты своей работы.

Л. обмениваются информацией

Устная работа

Рефлексия                          Учитель:  Ребята, я прошу вас отметить в таблицах рефлексии степень своей комфортности и сопричастности к происходящему на уроке:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался      4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

        

Ответить на вопросы: «Какова была цель нашего занятия и насколько нам удалось ее реализовать?», «Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись при изучении темы?», «Каков главный результат для Вас лично при изучении данной темы?»

Фронтальная работа

Р. ориентироваться на успех в учёбе.

Л. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Слайд 11. Творческие задания по желанию: подготовить  сообщения на тему «Ливонская война: можно ли было одержать победу?» или «Ермак Тимофеевич. Этапы жизненного пути».

Индивидуальная

Запись домашнего задания

Приложения

Приложение 1.   Завоевание Казанского ханства. После освобождения от монгольского иго могущества Русского государства начинает быстро расти. Однако на Востоке еще не было спокойно. Казанское и Астраханское ханства своими поступками набегами разоряли русские земли, уводили жителей в плен.

Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. 2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось. Населению обещали защиту от внешних врагов, уважительное отношение к исламу. Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир. Русское государство стало еще более многонациональным.

Приложение 2. Присоединение Астраханского ханства.

В 1556 году Астраханское ханство объявило о разрыве с Москвой. Туда были посланы русские войска.

Все Поволжье вошло в состав России, торговый путь по Волге был открыт для наших кораблей.

Верно, еще в 1551 г. астраханский хан, предложил свою службу Ивану IV. Но в 1554 г., нарушив договор, он ограбил русское посольство, а затем напал на ногайцев. Ногайские правители обратились в Москву с просьбой о защите.

В июне 1554 г. русские войска и ногайские отряды без боя вошли в Астрахань. Ханский трон занял Дервиш-Али, служивший в России. Были освобождены многочисленные русские пленные. На Астраханское ханство была наложена дань - денежная и натуральная. Право заменять ханов перешло к русскому царю, астраханским же ханам вменялось впредь «государя себе не искать».

В 1555 г. под угрозой крымского вторжения Дервиш-Али вышел из русской зависимости. В 1556 г. к Астрахани были направлены русские войска. Несмотря на помощь крымского хана, приславшего тысячу воинов, пушки и пищали, астраханцы почти без боя присягнули Ивану IV. Астраханское ханство было окончательно присоединено к России.

Приложение 3

Не русский я, но россиянин. Ныне 
Я говорю, свободен и силён: 
Я рос, как дуб зелёный на вершине, 
Водою рек российских напоен. 

Своею жизнью я гордиться вправе — 
Нам с русскими одна судьба дана. 
Четыре века в подвигах и славе 
Сплелись корнями наши племена. 

Давно Москва, мой голос дружбы слыша, 
Откликнулась, исполненная сил. 
И русский брат — что есть на свете выше! — 
С моей судьбой свою соединил. 

М.Карим

А.С.Доннелли

Мероприятия властей по упрочению здесь своих позиций автор считает покорением и завоеванием края. Данный акт он рассматривает как частное проявление общей завоевательной политики России, и борьба за этот регион, по его мнению, продолжалась 200 лет ввиду яростного сопротивления башкир.

Приложение 4.   После распада Золотой Орды башкиры должны были войти в состав какого-либо сильного государства и попытаться с его помощью освободиться от власти ненавистных ногайских и сибирских ханов и феодалов. Выбор пал на Русское государство. Большое значение в этом выборе имело то, что оно разгромило Казанское ханство, ослабило Ногайского хана и феодалов – вековых угнетателей башкир. Сильное впечатление произвела и спокойная внешняя политика Русского царя Ивана 4 после падения Казани: вместо организации военного похода для подчинения окрестных народов он обратился к ним с призывом добровольно войти в состав Русского государства и обещал им мирную жизнь

Причину вхождения башкир в состав русского государства :освободиться от набегов и разорений ногайских и сибирских ханов башкирам необходимо было войти в состав сильного государства.

Последствия добровольного вхождения

Вхождение в состав Русского государства было прогрессивным событием в истории Башкортостана.

С этого времени начинается новая эпоха в истории башкирского народа, Башкортостана. Прекращается феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Было покончено с их политической и территориальной раздробленностью. Это способствовала дальнейшему сплочению народа.

Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов.

Прогрессивное значение вхождения Башкортостана в состав Русского государства сказалась и на развитии экономики, культуры.

Приложение 6. Покорение Сибирского ханства.

На Сибирское ханство в середине 16 века стали нападать южные кочевники. Поэтому хан Едигер перешел в российское подданство, надеясь получить от России защиту от набегов. Население этого ханства стало платить русскому царю ясак – дань пушниной.

После завоевания Поволжья русские купцы Строгановы стали осваивать Предуралье, им царь дал 146 верст земли по реке Каме до Чусовой. Их владения доходили до Сибирского ханства. В 1563 году к власти пришел Кучум, потомок Чингисхана. Он отказался платить ясак. Возобновил набеги в Предуралье. Строгановы получили разрешение царя давать им отпор.

В 1581 году они послали отряд казаков во главе с атаманом Ермаком на стругах, помощником был атаман Кольцо.

В упорном бою взяли Кашлык (он еще называется Искер, Сибирь); у казаков было преимущество: они имели огнестрельное оружие.

Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Приближалась зима, город пуст, вокруг степь, топлива нет, продуктов тоже. Это пугало казаков. Они хотели вернуться назад. Но Ермак и его сторонники стали их убеждать остаться: «Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться нам нельзя. Коли бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет

Отряд Ермака остался на зиму в Кашлыке, население обложили данью, своим «ребятушкам» запретили своевольничать. К весне из 500 человек осталось только 270: остальные погибли от холода и голода. Вот какой ценой русским доставалось освоение Сибири! Летом 1582 года был послан Иван Кольцо в Москву с письмом о завоевании Сибирского ханства. Он вернулся, привел в подкрепление 500 стрельцов, боеприпасы, жалованье и доспехи Ермаку – подарок царя Ивана IV.

Показ скульптуры Ермака на стр. 208 учебника работы скульптора Марка Антокольского (1843-1907) (очень важно именно в этом месте, когда говорится о подарке царя - Ермак изображен в доспехах). Но жить трудно. Кучум беспокоит. Хлеба мало. 5 августа 1584 года казаки на стругах пошли встречать бухарский обоз с хлебом. Обоз не встретили, устали, нашли место для ночлега при слиянии реки Вагая с Иртышом. Темнота, ветер, гроза, дождь. Ермак охрану не выставил. Кучум с отрядом оказался поблизости. Враги подкрались к казакам, весь отряд вырезали. Остались двое: один казак и Ермак. Атаман проснулся от стона раненого. Ермак схватился за оружие, отбиваясь, дошел до берега Иртыша и кинулся вплавь к стругам. Ранен был, силы слабели, доспехи тяжелы.

Спасшийся казак вернулся в Искер, сообщил о гибели Ермака. Но царь (уже Федор Иванович) прислал казаков и стрельцов, которые упорно продвигались в глубь Западной Сибири, настигли и разбили Кучума, он бежал и вскоре погиб. Сибирское ханство покорено Россией. Открылся путь для освоения всей Сибири до Дальнего востока и берегов Тихого океана. Ермака не забыли. Народ помнил о нем и складывал песни. В 1839 г в городе Тобольске, недалеко от того места, где находился древний Искер, ему поставлен памятник.

Приложение 8.

http://all-thinks.ru/wp-content/uploads/2013/11/kuchum.jpg

1.Какие суждения о изображении, представленном в тесте, являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) на картине изображено взятие Астарани

2) события картины относятся ко времени правления Ивана Грозного

3) события картины имеют отношения к деятельности Избранной рады

4) участником этих событий был Степан Разин

5) данные события происходили за Уралом.

2.Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, что и событие, представленное на картине. В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.

http://i.piccy.info/i7/03d3b30166a29566d5f936d85124f2cf/4-57-952/40190380/11_1200.jpg    http://tkglobuss.ru/img/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.jpg http://vladimir-hram.ru/img/hrami/dmitrievskiy_sobor/dmitrievskiy_sobor_4.jpg http://pravoslavie24.com/wp-content/uploads/2014/09/arhangelskii-sobor-moskovskogo-kremlya-1.jpg

3.Современниками были

 

1) Дмитрий Донской и Андрей Курбский

2) Иван IV и Ермак Тимофеевич

3) Василий III и Иван Калита

4) Иван III и Сергий Радонежский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Технологическая карта урока по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"

Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...

Технологическая карта урока Внешняя политика Ивана IV Грозного

Целью урока является формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в., решение проблемы "Присоединение территорий и выход к Бaлтийскому морю был нам действительно необход...

Технологическая карта урока по теме "Внешнее строение листа"

Урок составлен по учебнику И.Н.Пономарева  О.А.Корнилова  В.С.Кучменко "Биология 6 класс" ФГОС...

Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса

Урок разработан в соответствии с ФГОС по  проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....

Технологическая карта урока по теме "Внутренняя политика АлександраI"

Технологическая карта по теме "Внутренняя политика АлександраI"...

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)...