Урок истории 6 класс по теме "Опричнина"
план-конспект урока по истории (6 класс)

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Урок истории 6 класс по теме "Опричнина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprichnina_urok.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опричнина

ЦЕЛИ УРОКА:  Выяснить сущность, цели, итоги опричной политики Ивана Грозного.

Задачи урока :

1. Показать цели и последствия проводимой Иваном Грозным политики.

2.Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Развивать умение анализировать историческую ситуацию, приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе дискуссии

Планируемые результаты

Предметные   Научатся: характеризовать политику Ивана IV; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и  составлять таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Личностные УУД

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятель.

ОБОРУДОВАНИЕ и УМК: учебник А.А.Данилова, В.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», историческая карта,  презентация «Опричнина», компьютер, проектор, экран.

Новые понятия: опричнина, опричники, земщина.

План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Основная часть урока – 42 мин.

1. Проверка домашнего задания – 10 мин.

2. Сообщение темы и цели урока – 3 мин.

3. Рассказ учителя с использованием презентации в сочетании с работой с учебником и опросом учащихся - 24 мин.

4. Закрепление изученного – 5 мин.

III. Подведение итогов

1. Подведение итогов урока – 1 мин.

2. Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать отрывком из стихотворения, вы послушайте и назовите о ком идет речь?

Слайд 1

Как взгляд суров, как губы сжаты,
В морщинах притаилась злость,
Для всех вокруг он зверь проклятый –
Так много крови пролилось.

А он сидит в своих палатах,
Державу сжав одной рукой…
Вокруг него сияет злато
И стража бережет покой.

Иван IV Васильевич

Назовите годы его правления ( 1533-1584гг.)

Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос:
  • Назовите основные направления внешней политики Ивана IV.

( восточное, западное)

  • Какие ханства и в каком году были присоединены к России?

Казанское – 1552г., Астраханское – 1556г.

- Назовите годы похода Ермака в Сибирь ( 1581-1584гг.)

-  Какую цель ставил  Ивана IV   в западном направление внешней      политики ? ( Выход к   Балтийскому морю)

- Назовите годы Ливонской войны. ( 1558- 1583гг.)

- Назовите участников Ливонской войны. (Ливонский орден, Литва, Польша, Дания, Швеция с одной стороны – Россия)

- Чем закончилась Ливонская война?   Поражением России.

  1. Изучение новой темы.

Сообщение темы и цели урока:

Слайд 2

Учитель  «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Запись числа и темы урока в тетрадь.    Слайд 3

Слайд 4

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Слайд 5

Каково же происхождение самого слова «опричнина»?

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый княжеской вдове..

Опричнина особый порядок управления страной при  Иване IV.

 Записать в тетрадь.

Слайд 6                

Начнём с причин поворота к политике террора, т.е. устрашения, расправ. Я назову одну причину. Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным .Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя.  Он же стремился к единоличной власти

Работа с документом       Назовите основные причины опричнины

  • Стремление царя к единовластию
  •  Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
  •  Ликвидация остатков феодальной раздробленности

Слайд 7                      Запись причин в  тетрадь

Слайд 8             Установление опричнины:  фильм

Куда выехал  Иван Грозный из Москвы?

Как вы думаете зачем так сделал Иван Грозный?  (Привлечь внимание, показать своё недовольство)

В декабре 1564года Иван Грозный с семъей и приближенными неожиданно выехал из Москвы в Александрову слободу.  Из Александровой слободы  он направил в Москву 2 грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, адресованной  митрополиту Афанасию,  царь обвинил бояр и духовенство в «изменных дела».   Во второй грамоте, адресованной жителям посада, он объяснял причины отречения, объявлял себя защитником людей от боярского своеволии.

Определите, каким слоям населения была адресована каждая из грамот.

  1. «Людям многие убытки делали и казну государеву тощили… и о государе и его государстве и о всем православном христианстве не хотят радети… и о недругов его от Крымского и Литовского и от Немец не хотят крестианства обороняти….»
  2. Пусть « они себе никоторого сумления не держат, гневу на них и опалы никоторые нет….».

На каких условиях царь обещал вернуться в Москву? Предоставление ему неограниченной власти.

Иван IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается.

Учредил в стране особый порядок – опричнину, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на 2 часть:

  1. Опричнину – земли, взятые в особое царское упраление
  2. Земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

Слайд 9          Работа с  Карта

 Какие территории вошли в состав опричнины, когда это происходило?            

1565г. – в опричные земли вошли западные, южные и центральные районы страны, обширные территории на севере, а также некоторые слободы и волости вокруг Москвы

1566-1568гг. – присоединены земли по реке Мезень, Кострома , а также владения Строгоновых.

1570г. – были разорены и присоединены Новгородские земли.

Из всей государственной территории («земщины») ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо («опричь») всех остальных областей:

в нём были свои собственные приказы, свой царский «особный двор», своё войско; наконец, в его пределах власть безраздельно и неограниченно принадлежала царю.

Слайд 10

Государственное управление в годы опричнины

Российское государство

Опричнина

Земщина

Столица – Александрова слобода

Опричная дума

Опричные приказы

Опричное войско

Опричная казна

Столица – Москва

Земская боярская дума

Земские приказы

Земское войско

Земская казна

Слайд 11

Учитель: Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники. Рассмотрите репродукцию и опишите опричника.    (Символами «опричной гвардии» стали метёлка и собачья голова, олицетворявшие основные обязанности опричников: псами грызть царских врагов и выметать измену из страны.  Опричники носили только чёрную одежду).

 Работа с учебником с.219  Присоединение Новгородских земель

Слайд 12

Когда царь совершил поход на Новгород?           1570г

Как шло присоединение?           Насильственным путем

Сколько времени продолжалась кровавая расправа? 6 недель  

Слайд 13

Учитель:      Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. За годы опричнины из 43 членов Боярской думы казнено 19, разорено 40 % крестьянских дворов. Уничтожено до 22 тысяч человек, в Новгороде Великом – до 15 тысяч.

Слайд14

 В те страшные времена, когда человек любого положения был беззащитен и неуверен, будет ли он жив завтра, находились люди, указывавшие царю на его жестокость, на пагубность опричнины для России. Так,  летом 1568 г. произошло открытое антиопричное выступление московских посадских людей.  Против опричнины выступил московский митрополит Афанасий, оставивший место главы церкви. Страшна судьба митрополита Филиппа.

Филькина грамота

Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Он стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков, недоумков или простофилей.

Письма от митрополита царь с издевкой именовал «филькиными грамотами» — пустыми, ничего не значащими бумажками. Так в русском языке появилось выражение «Филькина грамота», означающее неграмотное послание, отписку, глупую канцелярскую писанину, не имеющую никакой законной силы.

Слайд 15.

В 1571 г. войско опричников пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжёг столицу. Царь объединил опричное и земское войско и через год, в 1572 году, разбил войско Девлет-Гирея.  В этом же году он отменил опричнину.

Слайд 16 -17  с. 219 - 220

Чтение вслух текста учебника о заповедных летах. Подчеркнуть, что это начало юридического оформления крепостного права. Чтение вслух понятия «крепостное право» после параграфа в разделе «Запомните новые слова».                            

    Последствия опричнины.

  • Тяжёлый экономический кризис
  • Укрепление самодержавия
  • Централизация страны
  • Помогла утверждению крепостного права

  1. Закрепление.
  1. В чём вы видите причины опричнины?
  2. Как опричнина связана с Ливонской войной?
  3. Объясните смысл слов, прочитанных в начале урока: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли»

Домашнее задание: §25,  вопрос  3 или 4, документ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...