Противоречивая эпоха Петра 1
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок разработан в системе Способа диалектического обучения с применением документально-методического комплекса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protivorechivaya_epoha_petra_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: (Противоречивая) Эпоха Петра Великого

ЦЕЛЬ: анализируя учебную и историческую литературу определить роль преобразований  Петра I в истории России.

ЗАДАЧИ:

Образно-развивающая цель:

1. Усвоение и выведение нового понятия АБСОЛЮТИЗМ

2. Применение опорных понятий: эпоха, власть, самодержавие

3. Формирование у школьников оценочных суждений на основе обобщения событий и явлений, расширение представления о роли и значении личности в истории.

4.Овладение умениями критического мышления, анализа, аргументированного доказательства, работы с  историческими источниками;

Воспитательная цель:

 Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников,     воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

Тип урока: повторительно-обобщающий

 ОБОРУДОВАНИЕ: тетради; учебник «История России» (Данилов,              Косулина); подборка исторической литературы, посвященной эпохе правления Петра I; видеопроектор, компьютер, презентация «Эпоха правления Петра Великого».

Ход урока:

I. Оргмомент (Заявка на оценку, критерии оценки)

Мотивация на урок

Эпиграф к уроку: “История – это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее”

II. Обобщение знаний

а) Постановка целей на урок (Из темы: Слайд 1. «Эпоха Петра Великого»)

- Что такое Эпоха? (Эпоха – длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. Героические эпохи русской истории.)

- Почему Великого Петра? (с позиции русского языка он Россию сделал империей. Первый император в России)

III. Изучение нового материала.

Слайд2. Клише задач на урок: вспомнить, проанализировать, доказать и т.д.

б) - Сейчас постараемся разобраться в Эпохе Петра Великого, найти плюсы и минусы данной эпохи.

Задания для учащихся (индивидуально, по группам) Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Для описания исторических событий, явлений, процессов мы используем различные исторические источники. Прочитайте внимательно тексты. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником события (явления), иностранцем или кем-либо другим.

Результаты занесите в таблицу

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Текст 4

Текст 5

Текст 6

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Познакомьте класс с результатами вашей работы, доказывая принадлежность каждого текста.

Для аргументированного обоснования вы должны обозначить критерии, по которым определяете принадлежность автора каждого текста. Критерии сформулируйте и запишите (на полях).

Текст 1.

М.П.Погодин, историк «Петр Великий»

Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Абсолютная власть уничтожила самостоятельность Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.  

Текст 2.

Некий крестьянин: «Государь всю свою землю выпустошил, остались де только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Вот де тысячи с четыре стрельцов порубил. Есть ли б де он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».

Текст 3.

С.М. Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом.

Текст 4.

Пушкин  к «Моей родословной»:
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулаль земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.

Текст 5.

Н. М. Карамзин,  … Неограниченная власть, чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».


Текст 6.

Иностранец. Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать у них в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им (русским) совсем нельзя есть мясо…»

Вопросы и задания для общего обсуждения:

1. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником события (явления), иностранцем или кем-либо другим

Слайд №3.

2. О каком веке идет речь? Докажите. Слайд 4

3. Какое историческое понятие обсуждается в предложенных текстах? (Абсолютная власть, неограниченная власть).

4. Назовите содержательные характеристики данного понятия, которое обсуждается в данных текстах.

5. Сравните, используя карточку №3 (Сравнение), позицию авторов текстов 3 и 5.

6. Почему не достаточно одного текста, чтобы определить характеристику эпохи Петра I?

7. С точки зрения какой позиции выступали на уроке Вы? Аргументируйте свой ответ.

IV. Закрепление нового материала

 Вывод учащихся

- Какой была власть Петра? Вследствие чего? (Абсолютной, неограниченной.) Так что же такое абсолютизм? (Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки: • власть монарха неограниченна; • монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть.)

V. Итог.

Ваша оценка, как историка, исследователя эпохи Петра Великого. (ответы детей)

Слайд 5 - Изучение эпохи Петра I предваряется высказыванием А. Пушкина: “Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые – суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика”

VI. Домашнее задание

 Необходимо написать словарную статью в энциклопедию для учащихся по понятию «Абсолютизм». Дать свое определение понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

Эпоха Петра 1

Презентации, которые можно использовать на уроке...

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...