Внеклассное мероприятие к 30-летию вывода войск из Афганистана "Люди долга и подвига"
классный час по истории (10 класс)

Козмерюк Вероника Юрьевна

Внеклассное мероприятие посвящено к 30-летию вывода советских войск из Афганистана. может использовано преподавателями истории и классными руководителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_dolga_i_podviga.docx129.02 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Наташа\Рабочий стол\на сайт\логотип.png

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

                                

ЛЮДИ ДОЛГА И ПОДВИГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Магнитогорск, 2019

Люди долга и подвига

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор-разработчик - Козмерюк В.Ю. , преподаватель истории высшей квалификационной категории .

Данное мероприятие посвящается 30-летию со дня вывода войск из Афганистана. Методическая разработка может быть использована педагогическими работниками при проведении классных часов, посвященных патриотическому воспитанию молодежи.

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие по истории «Люди долга и подвига» (в честь 30-летия вывода советских войск из Афганистана). Данный материал можно использовать при   проведении уроков истории и обществознания на 1 и 2 курсах СПО.

   Любовь к Родине, стремление служить своей стране и своему народу, чувство национальной принадлежности не возникают сами по себе. Необходимо целенаправленно воздействовать на человека. История нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации высоких целей патриотического  воспитания обучающихся.

План проведения
внеклассного мероприятия

  1. Тип: Литературно-историческая композиция.
  2. Место и форма проведения: Музей, встреча с участниками боевых        действий в Афганистане.
  3. Оборудование и средства:  Политическая карта мира, карта военных действий в Афганистане, экспонаты музея, использование ИКТ, презентация.

Цели:

Воспитательная:   воспитание положительной мотивации к историческому прошлому нашего народа, понимания сущности интернационального долга, чувства патриотизма, сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, ответственности за его будущее.

Развивающая:    развитие аналитического мышления, навыков исследовательской деятельности; словесно-логической памяти.

Обучающая:  формирование  знаний о причинах и последствиях советско-афганской войны.

               8. Методическая характеристика внеклассного мероприятия.

Метод

Методический прием

Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса.

Создание эмоционального настроя на восприятие темы.

Использование видео - музыкального ряда.

Словесный.

Рассказ, воспоминания, стихи.

Систематизация исторического материала.

Наглядно-демонстративный.

Использование средств ИКТ.

Слайды, экспонаты музея.

Практический.

Встреча с участниками Афганской войны.

Воспоминания, творческие работы.

Ход урока

Номер и название этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержания ЦОР

Рефлексивная деятельность обучающихся

1

2

3

4

5

I Организационный этап

Подготовка обучающихся к работе 

Предъявление единых педагогических требований: - приветствие преподавателя.

Приветствие, самоорганизация.

Психологическая установка на восприятие.

Организация внимания и готовности студентов к участию во внеклассном мероприятии.

“Давайте вспомним непришедших наших ..
В цветущем шуме этих ясных дней
Когда живые вспоминают павших,
Ряды живых смыкаются тесней
Мы помним их – обыденных, неброских,
Мы помним их – как памятный напев.
Они погибли(в сущности, подростки)
Ушли, ещё пожить-то не успев.
Уймется боль, утихнет гром сражений,
И станем мы – кто старше, кто старей,
Но как найти такие утешенья,
Чем можно бы утешить матерей.
Товарищ, вспомни наших непришедших,
К священным плитам в майский день приди,
И пацанам, в легенду перешедшим,
Ты поклонись с почтеньем до земли ”

Звучит музыка “Песня Афганистан”.

Вводный этап урока

Подготовка к основному этапу.

Мотивация, сообщение темы.

Обеспечение возникновения у обучающихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, выражающейся в обеспечение самоосмысления
через постановку целей.

Ведущий 1. Наша встреча посвящается воинам Афганистана,

 воинам, погибших в “горячих точках”, а также тем, кто с честью пройдя испытания, вернулся живым.
  “
Люди долга и подвига”.

“Вспомним всех поименно,
 Сердцем вспомним своим
 Это нужно не мертвым
 Это нужно живым”


Фильм “Афганская война”.

Слайд №1


Фрагмент военных действий.

Осмысливают значимость темы.

Основной этап работы

Реализация межпредметных связей

Ход  мероприятия

Ведущий: 30 лет назад для тысяч наших сограждан – тех кто нёс воинскую службу за пределами Отечества, выполняя интернациональный долг, закончилась война в Афганистане.
Они пытались отстоять право Афганского народа на мир и свободу. Да, любая война – это насилие. Можно спорить о том, насколько необходимо было участие наших солдат и офицеров в войне тех лет. Но не оставляет сомнения то, что всегда были и есть ценности, которые отстаивать и защищать – есть долг каждого мужчины, вне зависимости от национальности, вероисповедования, гражданства. Нет, не бывает “чужой ” войны, и если где-то гибнут люди, нарушена мирная жизнь, границы государства, то невозможно воспринимать эти события отстраненно.
7.061 человек из нашей Челябинской Области участвовали в боевых действиях того времени. Из них 153 чел.погибли, 1125 молодых солдат и офицеров были ранены. 97 чел – стали инвалидами. 2 человека пропали без вести.
Более 1 тысячи человек награждены орденами и медалями.  
Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись в Афганистан солдаты для выполнения, как тогда писали в советских газетах “Интернационального долга”.
Воинами освободителями их называли в нашей стране, защитниками их считали большая часть афганского народа.
Сегодняшний день дает нам право вспомнить о тех событиях и о той ответственности, которая лежит на нас. Конечно, мы с вами можем не так уж много. Но по-моему, у нас есть священный долг-
- поддержать всем, чем можем семьи погибших,
- помочь тем, кто получил ранения и увечья,
- не забывать трагедии афганских событий, помнить о тех, кто честно исполняя воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.
Прошлое не изменить, но из него нужно научиться извлекать уроки. И тогда на Земле будет меньше бед и горя,
Будет пролито меньше крови и слёз.


Ведущий: Сегодня у нас присутствуют гости, воины Афганистана.


Чтец 1: Вам, ветераны яростных сражений.
             Чья молодость закалена в бою.
             Приносим мы любовь и уваженье,
             И светлую признательность свою.

Чтец 2:За то, что шли сквозь тысячу смертей,
            За то, что никогда не забывали
            О долге перед Родиной своей!

Слайд №2
(
карта Афганистана)
Слайд № 3-5
(
военные действия)

Слайд №6

    Слайд №7

Представление гостей

Слушают, воссоздание в образах исторической действительности

Ведущий: Одной из причин войны, стало стремление поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате апрельской революции, столкнувшаяся с мощной оппозицией. Тогда в конфликте приняли участие вооруженные силы вновь созданного правительства с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды и душманы) – с другой.
Борьба велась за власть, за полный политический контроль на территории Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Сов. Армия для поддержки кабульского правительства.
Моджахедам (душманам) в ходе конфликта оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран – членов НАТО, Китая, а также Пакистанская служба.

Ведущий: Так затянулась самая трагическая война 20 века. Она длилась 9 лет, 9 месяцев, 19 дней.

Ведущий:  1979 год. Холодный декабрь, по радио и

телевидению с утра до вечера передают сообщения ТАСС о том, что, согласно договоренности между двумя странами, по просьбе правительства дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка и демократии вводится ограниченный контингент Сов. Войск.


Ведущий: 25 декабря 1979 год. В 15.00 по московскому времени 40-я армия вступила на древнюю землю Афгана.
Она вошла как гарант стабильности и спокойствия в этой стране. Так началась военная акция, которая сегодня остается болью сердца для многих.

Слайд №8
(карта военных действий)

Слайд №9

Слайд №10
(о вводе войск в Афганистан)

Ведущий: Всего за 10 лет войны в Афганистане участвовало около 3 миллионов человек, из них 800.000 – в боевых действиях.
Общие потери составляли около 50.000 человек убитыми.
180.000 ранеными (в том числе 100.000 подорвались на минах – тяжелораненых).230.000 человек переболели гепатитом, желтухой,  брюшным тифом. В войне погибло около 1 миллиона человек афганцев

.
Ведущий: Всего через горнило Афганистана прошло около 600.000 человек Советских военнослужащих и 21.000 гражданского персонала. Из них около 15.000 человек погибли.417 человек пропали без вести. Десятки, сотни, тысячи вернулись на Родину раненными, искалеченными  морально и физически.

Ведущий:  Сегодня мы не будем бередить старые раны или искать виновных. Мы отметим героизм и мужество ребят, которые проявили в Афганской войне. Для многих служба в составе сороковой армии осталась синонимом дружбы и товарищества, проверенного леденящим дыханием гор.
Это была искренняя вера в интернациональный долг и плече товарища.

Ведущий:  Ребята, а есть ли у вас родственники или знакомые, кто участвовал в этой войне?



С лайд №11

Слайд №12

- А кто-нибудь может рассказать о каком-либо героическом подвиге того времени?


Например:  Гибель Маравской Роты (Апрель 1985)
21 апреля 1985 в Маравском ущелье в провинции Кунар попала в окружение и была уничтожена первая рота спецназа под командованием капитана Н. Цебрука. Рота выдвинулась на зачистку кишлака Сангали (5 км от границы Пакистана)
В кишлаке противника не оказалось, однако они были вне его. В ходе преследования рота попала в засаду. Душманам оказал содействия Пакистанский Спецназ “Черный Аист”.
Оставшись без патронов, тяжело раненный лейтенант Кузнецов подорвал себя гранатой. 7 бойцов в окружении, чтобы не попасть в плен, на истерзание, взорвали себя гранатой, сделанной из мины.

Когда во 2ой половине дня бронегруппа вошла в ущелье, навстречу им шли уцелевшие, вынося раненных товарищей. Они рассказали об ужасной расправе, им вскрывали животы, выкалывали глаза, жгли живыми, дробили камнем, прикладами кости.
В этом бою погибли 34 человека. Из них 2 офицера, 10 сержантов и ефрейторов, 18 – рядовых.

Пример: Известен подвиг учащегося, выпускника ПУ-13 города Магнитогорска, ныне Политехнического Техникума, Алиханова Евгения. Он прослужил всего 2 месяца и за эти 2 месяца совершил 2 подвига, спасая жизнь своих товарищей.
Находясь на заставе, он пропускал движущие самоходки БТР с группой товарищей возвращавших с боя. Машина двигалась прямо в пропасть; он пытался остановить кидая камни под колеса, но этого не удавалось. И тогда он бросился сам под колеса. Алеханов Евгений посмертно награжден орденом “Красной Звезды”.

Пример: Принимали участие в Афганской войне и наши ребята, выпускники бывшего ПУ-104:
- Проскурин Александр.
- Котышев Алексей.
- Коваленко Анрей
-Давлетов Талгат
-Яковлев Олег
-Балашов Альберт
-Панов Андрей

-Колюжин Алексей
Они с честью выполнили свой патриотический и интернациональный долг, вернулись живыми и сегодня продолжают трудиться.

Чтец:  Война. Она такое дело
           О ней не вспоминать нельзя
           Та память нам не надоела
           Как мыслят некие “друзья”
           Её события и даты
           Огнем вошли в сердца людей
            Ещё живут её солдаты
            Хранители святых идей.

Ведущий:  Слово предоставляется нашему гостю, воину Афганистана
Ведущий:  Из Афгана шли солдатские письма в семьи, друзьям. Письма были разные. Не всегда они доставляли радость – очень часто боль, горе и слёзы.


Ведущий: “Здравствуйте мои дорогие мама, папа и братик Лёня! Пишет вам сын и брат, которого нет сейчас с вами, но который постоянно думает о вас. Сразу хочу поздравить вас всех с наступающим новым годом, пусть этот год принесет всем нам счастье! Служу я всё так же, на старом месте, служу нормально. Я уже представлен к медали “За отвагу”. Все мечты о гражданской жизни и встречи с вами. Пока всё идет нормально. Надеюсь, что через 4 месяца буду уже дома… До свидания  
(через несколько дней Игоря Туринцева не стало)

Ведущий:
Уважаемые Михаил Иванович и Людмила Григорьевна!
С глубоким прискорбием сообщаем вам, что ваш сын, наш боевой товарищ и друг, Степанов Сергей Михайлович, погиб.…Честность, добросовестность, исключительная человеческая добропорядочность, которую вы привили сыну за время его жизни под родительским  кровом, позволили завоевать авторитет и уважение у командиров и товарищей. Он всегда был готов прийти на помощь товарищу, делил с ним последний глоток воды в сильнейший зной. В бою Сергей никогда не прятался за спину товарища… Такими как Сергей, мы будем гордиться, они составляют становый хребет нашей Армии.

Звучит песня “Журавли”.

Ведущий: А вот они.
                  Фотографии скорби.
16 погибших Магнитогорцев, воинов-афганцев.
                                                                     (На фоне музыки. )
- Азаров Андрей Михайлович
-Алеханов Евгений Викторович
-Бутов Игорь Анатольевчи
-Гаршин Анатолий Иванович.
-Забаев Сергей Павлович.
-Зинченко Игорь Константинович
-Можгин Эдуард Витальевич
-Плешков Вячеслав Сергеевич
-Сорокин Владимир Леонидович

-Степанов Сергей Михайлович
-Сердабинцев Александр Владимирович
-Скоморохов Сергей Николаевич
-Трухан Сергей Васильевич
-Шурыгин Игорь Юрьевич
-Юрченко Вадим Юрьевич
-Яковлев Игорь Владимирович.

Памятники воинам-интернационалистам.

Ведущий:
 А всех Уральцев – участников Афганской войны, живых и погибших, рассказывают редкие документы, письма, воспоминания и фотографии, опубликованные в областной книге “Книга Памяти”.


Ведущий: Ежегодно Уральской организацией ветеранов-афганцев отмечается день вывода войск из Афганистана – 15 февраля, отдавая долг памяти павшим.

 

Слайд №13

Звучит музыка.

Речь гостя

Выступление учащегося.

 Слайд №14
(фото и письмо)

Слайд №15 (фото и письмо)

Слайд №16



Слайд №17

Слайд №18
(книга памяти)




(Фильм “вывод войск из Афганистана”)

Рассказ учащегося.

Рассказ учащегося.

Рассказ учащегося.

Ведущий: Закончилась эта война. Но всё новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшая для многих просто ужасом, слово – “Чечня”.

Чтец:  Ищу на карте крохотную точку,
           Политую свинцом и кровью омут,
           Чтоб вставить в поэтическую строчку
           Короткое название – Бамут.
           Закрою атлас, снова открываю…
           На сердце боль и тяжесть у меня
           Так вот она – та точка роковая
           Кто знал её вчера? Она Чечня.
           На фоне бледно-розового цвета
           Она – уму и совести укор
           Кто знал вчера названье это
           Что за чертою дальних гор?
           Теперь в горах и на просторах равных
           Ночами много женщин не уснут
           Как колокол вздыхает похоронный
           Зловещее: Бамут, Ба-мут, Ба-мут!
           Тем вздохам расстоянье не помеха,
           Добро – негромко, громка звучна злость.
           Тревожное, трагическое эхо
           И к мирной нашей области донеслось
           В истории свои загадки
           С плеча судить мы не вольны:
           Кто виноват в кровавой схватке
           Людей вчера одной страны.
           Пройдя по жизненным излукам,
           История, как ОТК,
           Клеймо поставит по заслугам,
           И не на год, а на века.
           И за Чеченскую аферу.
            Поставит каждому печать
            И за солдатика-шофёра
            Перед Богом будут отвечать
            Его уста сегодня немы, его ошеломляет тишина
            Но это вот полупоэма
            Сейчас, солдатом из Чечни, посвящена.
            Война,война… Кому-то очень больно,
            А кто-то ищет новых благ и чин…
            Друзья мои, всех убиённых в войнах
            Припомним и минуту помолчим.

                                                          (минута молчания)

Ведущая: Для защиты и осиротевших родителей и попавших в беду солдат у нас в области и городе создан комитет солдатских матерей.

Чтец:         “Нам нельзя свою боль забывать,
                    Горе может в любой дом ворваться
                    Мы должны всем народом подняться.
                    Мы должны дружно за руки взяться.
                    За живых и погибших безвенно,
                    Дорогих, бесконечно любимых”
                                                                                   
(песня)

Ведущий:  Каждая эпоха рождает свои песни, своих героев.
Обращение к героическому прошлому Родины, к нашей памяти – святой долг каждого гражданина. События в “горячих” точках ещё раз убеждают нас в том, что без армии России не выжить. Армия должна быть сильная. Она не просто оплот и надежда нашей страны и наших граждан. Это высшая школа мужества, которую предстоит пройти многим из вас.

Заключительный этап.

Анализ и оценка успешности достижения цели; формирование у студентов ориентации на дальнейший успех

Ведущий: На этом наша встреча, посвященная памяти воинам, участвующим в “горячих” точках заканчивается.
Спасибо всем за работу, за участие.


                                               (фильм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенгазета к 25-летию вывода войск из Афганистана

Памяти участникам боевых действий в Афганистане посвящается. Стенгазета: фото , информация, стихи....

Материал к уроку мужества, посвященный 25-летию вывода войск из Афганистана

Материал к уроку мужества, посвященный 25-летию вывода войск из Афганистана. Содержит статью  о спецназовцах, исполнявших интернациональный долг в Афганистане. На классном часе использовались кли...

Открытое мероприятие посвященное 25 - летию вывода войск из Афганистана

В школьном музеи проводились лекции посвященные 25 - летию вывода войск из Афганистана принимали участие 7 - 9 классы....

Открытое мероприятие посвященное 25 - летию вывода войск из Афганистана

В школьном музеи проводились лекции посвященные 25 - летию вывода войск из Афганистана принимали участие 7 - 9 классы....

Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного 30-летию вывода Советских войск из Афганистана "Эхо Афганских гор"

Час истории "Эхо Афганских гор" посвящен 30-летию вывода Советских войск из Афганистана....