Рабочая программа по внеурочному курсу "Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории" на примере серии уроков в 8 классе.
рабочая программа по истории (8 класс)

Нетёсова Елена Анатольевна

Цель уроков: создание условий для активизации познавательного интереса  у учащихся 8 класса к изучению истории через практическую деятельность.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_dlya_podgotovki_k_oge_po_istorii_v_8_klasse.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семёно-Александровская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено                                                                            "Утверждаю"

на заседании ШМС                                                                 Директор школы

Протокол №1                                                                           _______А.А.Голубев

от 26.08.2019 г.                                                                       Приказ№ 54 п.4. от 31.08.2019 г.

"Согласовано"

Заместитель по УВР

_______О.В.Яньшина

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

РАБОЧАЯ        ПРОГРАММА

Учителя истории и обществознания Нетесовой Е.А.

по внеурочной деятельности

«Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории» на примере серии уроков в 8 классе

Уровень образования (класс)           среднее общее образование 5-9  класс

     Количество часов:  18 ч

                                                                                                                                                     

                                                                                           

                                                                                                                     

2019-2020 у.г.

Пояснительная записка

Серия уроков для 8 класса с углубленным изучением истории «Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории» составлен на основе ФГОС ОО и соответствует учебному плану МКОУ С.-Александровская СОШ на 2019-2020 учебный год. Курс  рассчитан на 18 часов изучения в 8 классах и предполагает изучение  основных приемов работы с иллюстративным материалом, историческими картами, методов запоминания дат  и событий.

Цель уроков: создание условий для активизации познавательного интереса  у учащихся 8 класса к изучению истории через практическую деятельность.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

         овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Личностные результаты освоения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают:

 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

2. Содержание серии уроков

Введение.

        История как наука. Объект и предмет. Методы исторического познания. Задачи истории. Великие историки: Геродот, восточные историки. История как наука в России.  «Повесть временных лет» как литературное произведение, нежели исторический источник. Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев, В.О. Ключевский. Хронология в истории. Хронос (Кронос)  в древнегреческой мифологии. Эра, век, год, эпоха. Наша эра и до нашей эры. Смежные исторические дисциплины. Археология, геральдика, сфрагистика, нумизматика, бонистика, фалеристика, эпиграфика и др.

Работа с историческими документами.

Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого. Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.

Работа с персоналиями.

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).

Работа с историческими источниками.

Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника). Выполнение обобщающих и практических заданий.

Работа с историческими картами.

Виды исторических карт:  по охвату территории (мировые, материковые, локальные), по содержанию (обзорные, обобщающие, тематические), по масштабу (крупномасштабные и среднемасштабные).    Приемы: показ и пояснение, работа по двум картам для сравнении, оживление карты, историко-графический диктант. Алгоритм чтения исторической карты. Работа с контурной картой.

Запоминаем даты  и события.

Метод ассоциаций. Метод систематизации. Метод «цифра-картинка». Буквенный метод. Метод фона. Смысловой метод. Аналитические методы. Метод тренировки памяти

3.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название тем

Количество часов

Введение (3 часа)

1

История как наука

1

2

Хронология и периодизация

1

3

Смежные исторические дисциплины

1

Работа с историческими документами (4 часов)

4

Исторический документ как источник информации

1

5

Виды исторических источников

1

6

Методы работы с историческим документом.

1

7

Последовательно-текстуальное изучение исторического

документа (практикум)

1

1

Работа с персоналиями (3часов)

8

Роль личности в истории

1

9

Принципы и алгоритмы изучения личности

1

10

Сравнительный анализ характеристик личности (практикум)

1

Работа с историческими источниками

11

Классификация исторических источников

1

12

Работа с изобразительными источниками

1

13

Работа с аудиальными источниками (практикум)

1

14

Работа с личными источниками (практикум)

1

15

Интернет – современный источник информации

1

16

Виды исторических карт

1

17

Зачем нужно запоминать даты

1

18

Выполнение итоговых творческих работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....

Рабочая программа по внеурочной деятельность "Подготовка к ГИА по английскому языку" 7 класс.

Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Подготовка к ГИА по английскому языку&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО», 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО», 8 класс...