Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Иваченко Светлана Брониславовна

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_olimpiada_7_klass_novoe.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Автор-составитель

                                                                                                Иваченко С.Б.

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

        Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Цель настоящего курса - подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • освоить решение лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Формы работы: групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, лингвистический анализ текста.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

        

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные виды анализа языковых единиц;
  •  нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

Личностными результатами  являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;  
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;  
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметными результатами являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
  • понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Название раздела, темы

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и приёмы работы

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий

Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению.

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.

2

История русского языка

Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.

Лекция с элементами беседы.

Тренировочные упражнения.

Решение лингвистических задач.

5

Фонетические явления.

Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Исторические чередования. Фонетический анализ слова, транскрипция.

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.

6

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы. Ударение.

Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.

7

Лексикология.

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы. Заимствованные слова.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

8

Фразеология.

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.

9

Этимология.

Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарём.

Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения.

10

Морфемика и словообразование.  

Структура слова. Аффиксы.

Различные способы образования слов.

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

11

Морфология.

Морфологический анализ слова. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Служебные части речи.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

12

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. Виды предложений. Синтаксические синонимы.

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.

13

Стилистика и культура речи.

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

 Самостоятельная работа.

Тренировочные упражнения.

14

Социолингвистика.

Литературные нормы языка.

Тренировочные упражнения.

15

Сравнительное языкознание.

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.

Тренировочные упражнения.

Работа в группах.

16

Различные виды анализа текста.

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий.

1

История русского языка (4ч.)

2

Знаковая система языка.

1

3

"Откуда есть пошла славянская письменность?"

1

4

Буквы кириллицы. Реформы азбуки.

1

5

Оформление книг.

1

Фонетические явления (3ч.)

6

Падение редуцированных.

1

7

Исторические чередования.

1

8

Московское произношение.

1

Заимствованные слова (1ч.)

9

Заимствованные слова. Заимствования из латинского языка.

1

Читаем старые тексты

Анализ древнерусских и старославянских текстов (5ч.)

10

Остромирово Евангелие.

1

11

Русские летописи.

1

12

Поход Олега на Царьград.

1

13

"Слово о полку Игореве" (фрагменты текста)

1

14

"Читаем старые тексты".

1

Разделы науки о языке

Орфоэпия (1ч.)

15

Орфоэпические нормы. Ударение.

1

Лексикология и фразеология (4ч.)

16

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия.

1

17

Паронимы. Различные лексические группы.

1

18

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

1

19

Работа с толковым и фразеологическим словарями.

1

Этимология (1ч.)

20

Происхождение слова. Работа с этимологическим словарём.

1

Морфемика и словообразование (2ч.)

21

Структура слова. Аффиксы.

1

22

Различные способы образования.

1

Морфология (5ч.)

23

Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа.

1

24

Имя прилагательное: разряды. Решение лингвистических задач.

1

25

Глагол и его морфологические признаки. Решение лингвистических задач.

1

26

Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных.

1

27

Служебные части речи.

1

Синтаксис и пунктуация (2ч.)

28

Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

1

29

Конструирование предложений и словосочетаний.

1

Стилистика и культура речи (2ч.)

30

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

2

Социолингвистика (1ч.)

31

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.

1

Сравнительное языкознание (2ч.)

32

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика.

1

33

Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование.

1

Различные виды анализа текста (1ч.)

34

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.

1

Всего

34

Список литературы

  1. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
  2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение»
  4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
  5. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс
  6. Различные справочники и словари.
  7. Сайт Всош: олимпиадные задания по русскому языку. Подготовка  учащихся к олимпиаде по русскому языку.