Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".
материал
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хасуртайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО ___________ /Солдатова О.А./ Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Мартынова В.Ф./ «31» августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор школы: __________/Иванова В.В./ Приказ №54 от « 01 » 09. 2022г. |
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Класс: 9
Количество часов: 34
ФИО учителя: Солдатова Оксана Александровна
Квалификационная категория: Первая
с.Хасурта
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Примерная программа по русскому языку основного общего образования.
4. Авторская программа по русскому языку для основной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Хасуртайская СОШ».
6.Учебный план МБОУ «Хасуртайская СОШ» на 2022-2023 учебный год, принятый на педагогическом Совете, согласованный с Управляющим Советом.
7.Локальный акт «Положение о рабочих программах» МБОУ «Хасуртайская СОШ»
На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую грамотность. Данная программа позволит расширить знания учащихся по таким разделам, как орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис; активизировать их внимание к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации.
Цели: формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Построение сжатого изложения(4 часа)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи(3 часа)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистика русского языка(3 часа)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии(4 часа)
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Морфемика и словообразование(4 часа)
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Морфология(4 часа)
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы(6 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Построение сочинения-рассуждения(6 часов)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Построение сжатого изложения | 4 |
2 | Средства выразительности речи | 3 |
3 | Стилистика русского языка | 3 |
4 | Нормы русской орфографии | 4 |
5 | Морфемика и словообразование | 4 |
6 | Морфология | 4 |
7 | Синтаксические и пунктуационные нормы | 6 |
8 | Построение сочинения-рассуждения | 6 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Построение сжатого изложения(4 часа) | ||
1 | Содержательные и языковые способы сокращения текста. | 1 |
2 | Построение сжатого изложения. | 1 |
3 | Основные правила работы с текстом. | 1 |
4 | Сокращение текста различными способами | 1 |
Средства выразительности речи(3 часа) | ||
5 | Средства выразительности: лексические | 1 |
6 | Словообразовательные | 1 |
7 | Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. | 1 |
Стилистика русского языка(3 часа) | ||
8 | Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. | 1 |
9 | Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. | 1 |
10 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | 1 |
Нормы русской орфографии(4 часа) | ||
11 | Правописание корня слова. | 1 |
12 | Правописание приставок. | 1 |
13 | Правописание суффиксов. | 1 |
14 | Правописание н – нн в различных частях речи. | 1 |
Морфемика и словообразование(4 часа) | ||
15 | Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. | 1 |
16 | Словообразовательные и словоизменительные морфемы. | 1 |
17 | Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. | 1 |
18 | Морфемный и словообразовательный анализы слова. | 1 |
Морфология(4 часа) | ||
19 | Система частей речи в русском языке. | 1 |
20,21 | Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 |
22 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
Синтаксические и пунктуационные нормы(6 часов) | ||
23 | Предложение. Простое осложнённое предложение. | 1 |
24 | Сложное предложение. | 1 |
25 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 1 |
26 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 |
27 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 |
28 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм | 1 |
Построение сочинения-рассуждения(6 часов) | ||
29 | Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. | 1 |
30 | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. | 1 |
31 | Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. | 1 |
32 | Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. | 1 |
33,34 | Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема занятия |
Построение сжатого изложения | ||||
1 | 1 | Содержание темы занятия | ||
2 | 1 | Микротема. Абзацное членение текста. | ||
3 | 1 | Приёмы сжатия текста. | ||
4 | 1 | Приёмы сжатия текста | ||
Средства выразительности речи | ||||
5 | 1 | Синонимы, антонимы | ||
6 | 1 | Средства выразительности | ||
7 | 1 | Фразеологизмы. | ||
Морфология и орфография | ||||
9 | 1 | Словосочетание. Замена словосочетаний | ||
10 | 1 | Повторяем правописание корней. | ||
11 | 1 | Повторяем правописание приставок | ||
12 | 1 | Повторяем правописание суффиксов существительных и прилагательных | ||
13 | 1 | Грамматическая основа предложения | ||
14 | 1 | Написание наречий и их омонимов | ||
15 | 1 | Синтаксический разбор простого предложения | ||
16 | 1 | Повторяем правописание суффиксов глаголов и причастий | ||
17 | 1 | Повторяем правописание окончаний | ||
18 | 1 | Правописание не с разными частями речи | ||
19 | 1 | Правописание не с разными частями речи | ||
20 | 1 | Дефисное написание слов | ||
Синтаксис и пунктуация | ||||
21 | 1 | Знаки препинания при однородных членах | ||
22 | 1 | Тест « Знаки препинания при однородных членах» | ||
23 | 1 | Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях | ||
24 | 1 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | ||
25 | 1 | Тест " Знаки препинания при обособленных членах" | ||
26 | 1 | Синтаксический разбор осложнённых предложений | ||
27 | 1 | Знаки препинания при вводных конструкциях | ||
28 | 1 | Тест " Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях" | ||
Построение сочинения-рассуждения | ||||
29 | 1 | Работа с текстом. Подготовка к сочинению | ||
30 | 1 | Структура сочинения на лингвистическую тему. | ||
31 | 1 | Структура сочинения по финальным строкам. | ||
32 | 1 | Структура сочинения по значению слова. | ||
33 | 1 | Пробный ОГЭ | ||
34 | 1 | Анализ пробного ОГЭ. Итоговое занятие. | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным приказ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва" (Русский язык)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ вн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" английский язык
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"
Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...
