Методическая разработка урока "Новгородская республика"
методическая разработка по истории (6 класс)

Унаджева Марина Эреджеповна

 "Новгородская республика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Новгородская республика52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – история России

Класс  - 6

Тема урока – Новгородская республика

Цели – познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия политической раздробленности Руси; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме;

- научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование;

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении;

-принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

- продолжить развитие способности к саморазвитию;

- смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.

Словарь урока:  республика, посадник, тысяцкий, владыка.

Ресурсы урока: историческая карта «Феодальная раздробленность», компьютер, мультимедийный проектор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент (1 мин.)

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

(3-4 мин.)

Постановка проблемы:

Слайд №1 Что объединяет все эти картинки? (Ответы учеников)

Мы сейчас с вами повторили Владимиро-Суздальское княжество.

Открываем картуна стр. 105. Какие еще княжества мы видим на теерритори Древнерусского государства? (ответы учеников) Когда Киевская Русь распалась на отдельные государства? (ответы учеников)Почему земля, а не княжество? Значит здесь нет князя?! Тогда как складывалось управление?

Анализируют информацию, высказывают свои предположения.

Общий вывод: Давайте отдельно посмотрим, познакомимся с Новгородской землей. (запись в теради тему урока.)

Тема урока: «Новгородская республика». (Слайд № 3)

А, начнем мы с географического положения.

Делают записи в тетради.

Участвуют в формулировании проблемы урока.

3 этап.

Целеполагание

и планирование

(3 мин.)

План урока:

1. Территория Новгородской земли.

2. Занятия новгородцев.

3. Основные категории населения Новгорода.

4. Политические особенности Новгородской земли.

5. Культура Новгородской земли.(Слайд №т4)

Вопрос классу: Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?.(Слайд №5)

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

Учебник, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

 (25 мин)

Этап «открытия» новых знаний.

  1. Территория Новгородской земли.Где находится Новгородская земля относительно границгосударства. Какими морями омывается? Предположите, чем они могут заниматься?(ответы детей)

2.Занятия новгородцев Лесные промыслы - охота, рыболовство, бортничество (перечисляют). Что предпологает  близость к морю? Тоговые отношения  с другими государствами. Чем торговали? Изучите п. 1,2 § 14 учебника

Видео «Садко» 1,5 мин. (8.48мин)

3.Основные категории населения Новгорода. Представим себя на  Новгородской площади. Кем вы себя представили? ( встали: - купец, бояре, ремесленники, челядь).Какое сословие больше всех у нас получилось? На самом деле ремесленники.  За счет ремесленников обеспечивался Новгород. Одну из вожнейших сословий составляли купцы.

Однако самый большой вес имели бояре. Боярские земли, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию - пушнину, мед, воск, рыбу.

  1. Политические особенности Новгородской земли.Владея несметными богатсвами  бояре имели возможность влиять на политическую жизнь Новгорода. Для управления государством  необходимо создать систему. Во Владимиро - Суздальском княжестве  во главе был князь. А какое же политическое устройство в Новгородской земле? Какие формы правления  вы знаете? ( ответы учеников) Монархия -  Республика

Работа с пунктом 4 §14 разберем политическую особенность Новгородской републики. (Презентация )

 IMG_256

  1. Культура Новгородской земли. Как объявлялся вечевой сбор? (рассказ ученика) Вечевой колокол — символ Новгородской вольницы. Первые русские историки представляли вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». (Презентация: звоница Новгородского кремля).

Софийский сосбор был потроен в XI .в эпоху Киевской Руси, мы с ним уже знакомы. Картинка собора презентация) (Картинки храмов В Новгороде XII-XIIIв. презенация)  Как изменилась архитектура Новгорода  в XIIв. Какие вы видите отличия?  Каждая купеческая сотня строила храм на свои средства.

 В домашнем задании вы более подробно познакомитесь с историей Новгородской республики и закрепите знания  выполнив задание на стр. 122 « Работа с картой.

- самопроверку, полученных результатов.

Делают предположения.

Ответы на поставленные вопросы.

Перечисляют: охота, рыболовство, торговля, ремесло, ростовщичество.

Природными условиями и географическим положением.

Делают предположения (купцы, ремесленники, крестьяне).

Высказывают предположения.

 Самопроверка. Записи в тетради схемы.

Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам.

Работа группах, составление кластера. Записи в тетради.

Состовляется схема.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (3 мин.)

Дети, сгодня мы побывали в Древнем Новгороде.  Что вас удивило? Чем это земля отличается от Владимиро-Суздальского княжества? Комментирование оценок.

7 этап. Рефлексия и оценивание (3 мин)

Новгородская республика - запись на доске.

Рефлексия. У вас на партах приклеины два стикера -  красный и зеленый. Напишите термин - слово, которое у вас ассоциируется с историей Новгородской земли.

Если урок вам понравился, пишите на зеленом

Если у вас остались вопросы, тема не совсем понятно, было не комфортно, пишите на красном.

Спасибо, досвидание!

Предлагают свои размышления

8 этап. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание предполагает

- инвариантная часть (§ 14,  изучить),

- стр. 122 «Работа с картой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка "Моя Республика"

Совершенствование лексико-грамматических навыков по теме "Татарстан"...

Методическая разработка проекта "Конституция школьной республики"

Проектная деятельность важна как для школьников, так и для учителя. особенно полезны учебно-социальные проекты, которые не только углубляют знания и компетенции учеников, но и дают опыт социальной пра...

Методическая разработка урока по теме "ООПТ Чувашской Республики"

Урок разработан в соответсвии с ФГОС, подходит для обучающихся 5-7 классов...

Методическая разработка " Численность населения Республики Марий Эл"

Авторская методическая разработка, созданная на основе регионального компонента, посвящена теме "Численность населения Республики Марий Эл" школьной дисциплины "География" в старше...

Методическая разработка Парламентского урока Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».

Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».Цели:углубить представления учащихся о сущности и значения Конституции,  прав и свобод гражданина,формирование у уч...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...