РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»
методическая разработка по истории (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_kl.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №28  города Благовещенска»

(МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска»)

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Председатель МО

________ Н.Д.Гузева

протокол № _____

от «   » ________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

 ______ Л.Ю.Петрова

 «   » ______ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________  Е.В. Миронова

Приказ №___ от

«     » сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «История»

для 5Б, 5В, 5Д, 5Е классов

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2021-2022 гг.

Разработал:

Иванов Егор Александрович,

учитель истории

Благовещенск, 2021 г.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе ФГОС ООО и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история» - М.: «ВАКО», 2015.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

• Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2019.

• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.

• Максимов Ю. И.. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2015.

• Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2015.

Информация о количестве учебных часов.

  Согласно годовому календарному графику МАОУ «Школа №28 г. Благовещенска»  программа будет освоена за 67 часов (34 недели, 2 часа в неделю).

Планируемые результаты.

I. Раздел «Первобытное общество» призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.

Предметные результаты:

Научатся: пересказывать содержание текста учебника, работать с ними, исторической картой и иллюстрациями.

1)Устно описывать первые орудия труда. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

2)Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление.

Получат возможность научиться: грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке; разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Личностные результаты: Проявляют интерес к новому материалу. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов.

II. Раздел «Древний Восток» нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождение неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.

Предметные результаты: научатся: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Получат возможность научиться: самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль, адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные результаты: Выражают адекватное понимание причин успеха / /неуспеха учебной деятельности. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

III. Раздел «Древняя Греция» позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).

Предметные результаты: Научатся правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.

Получат возможность научиться называть отличительные признаки критской культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: используют общие приемы решения задач, ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные результаты: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

IV. Раздел «Древний Рим» призван способствовать приобретению знаний об природных условиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.

Предметные результаты: научатся: сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте изучаемые объекты. Получат возможность научиться: рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество. 

Личностные результаты: Выражают адекватное понимание причин успеха//неуспеха учебной деятельности.

Содержание учебного предмета.

Введение (1 час).

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счет лет в истории (1 час).

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов).

Первобытное общество: Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Предмет истории. Источники знаний о прошлом.

Требования к уровню подготовки: Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей. Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку. Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Перечень контрольных мероприятий Задания с развернутым ответом. Задания с кратким ответом. Вопросы.

Раздел 2. Древний Восток (19 час).

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Требования к уровню подготовки: Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Уметь сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ. Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи, оперировать датами. Перечень контрольных мероприятий Вопросы. Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развернутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Оформление презентаций.

Раздел 3. Древняя Греция (21 час).

Древняя Греция и эллинистический мир Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Требования к уровню подготовки: Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Характеризовать события и их участников на основе текста учебника. Работать с текстом учебника и его иллюстрациями. Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям. Анализировать исторический источник.

Перечень контрольных мероприятий: Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развѐрнутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Рассказ. Оформление презентаций.

Раздел 4. Древний Рим (18 часов).

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Требования к уровню подготовки: Уметь читать историческую карту; делать выводы; оперировать датами, делать выводы. Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия. Раскрывать содержание иллюстрации. Давать самостоятельную оценку явлениям. Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации. Пересказывать текст учебника; делать выводы.

Перечень контрольных мероприятий: Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развернутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Зачет. Оформление презентаций.

Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира" (1 час).

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Счет лет в истории.

1

3.

Раздел 1. Первобытность.

6

4.

Раздел 2. Древний Восток.

19

5.

Раздел 3. Древняя Греция.

21

6.

Раздел 4. Древний Рим.

18

7.

Итоговое повторение.

1

Итого

67

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Что и как изучает история?

1

2.09

Счет лет в истории.

2

Счет лет в истории.

1

7.09

Раздел 1. Первобытность.

3

Древнейшие люди.

1

9.09

4

Родовые общины охотников и собирателей.

1

14.09

5

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

16.09

6

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

21.09

7

Появление неравенства и знати.

1

23.09

8

Повторение по теме «Древнейшие люди».

1

28.09

Раздел 2. Древний Восток.

9

Государство на берегах Нила.

1

30.09

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

5.10

11

Жизнь египетского вельможи.

1

7.10

12

Военные походы фараонов.

1

19.10

13

Религия древних египтян.

1

21.10

14

Искусство Древнего Египта.

1

26.10

15

Письменность и знания древних египтян.

1

28.10

16

Древнее Двуречье.

1

2.11

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

4.11

18

Финикийские мореплаватели.

1

9.11

19

Библейские сказания.

1

11.11

20

Древнееврейское царство.

1

16.11

21

Ассирийская держава.

1

18.11

22

Персидская держава «царя царей».

1

30.11

23

Природа и люди Древней Индии.

1

2.12

24

Индийские варны.

1

7.12

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

9.12

26

Первый властелин единого Китая.

1

14.12

27

Повторение по теме "Древний Восток".

1

16.12

Раздел 3. Древняя Греция.

28

Греки и критяне.

1

21.12

29

Микены и Троя.

1

23.12

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

28.12

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

30.12

32

Религия древних греков.

1

11.01

33

Земледельцы Аттики теряют землю и  свободу.

1

13.01

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

18.01

35

Древняя Спарта.

1

20.01

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

25.01

37

Олимпийские игры в древности.

1

27.01

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

1.02

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

3.02

40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

8.02

41

В городе богини Афины.

1

10.02

42

В афинских школах и гимнасиях.

1

15.02

43

В афинском театре.

1

17.02

44

Афинская демократия при Перикле.

1

1.03

45

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

3.03

46

Поход Александра Македонского на Восток.

1

10.03

47

В Александрии Египетской.

1

15.03

48

Повторение по теме "Древняя Греция".

1

17.03

Раздел 4. Древний Рим.

49

Древнейший Рим.

1

22.03

50

Завоевание Римом Италии.

1

24.03

51

Устройство Римской республики.

1

29.03

52

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

1

31.03

53

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1

5.04

54

Рабство в Древнем Риме.

1

7.04

55

Земельный закон братьев Гракхов.

1

19.04

56

Восстание Спартака.

1

21.04

57

Единовластие Цезаря.

1

26.04

58

Установление империи.

1

28.04

59

Соседи Римской империи.

1

3.05

60

В Риме при императоре Нероне.

1

5.05

61

Первые христиане и их учение.

1

10.05

62

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1

12.05

63

Вечный город и его жители.

1

17.05

64

Римская империя при Константине.

1

19.05

65

Взятие Рима варварами.

1

24.05

66

Повторение по теме "Древний Рим".

1

26.05

67

Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира".

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История Древнего мира 5 класс (ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерной основной образовательной программой образовательного учр...

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира»

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования для учащихся 5 класса на основ...

Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс

                                              Пояснительная запискаРабочая про...

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету  «История Древнего мира»  для 5  класса  с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального госу...