Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
рабочая программа по истории (5 класс)

Каткова Светлана Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» разработана по общекультурному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 6 класса: познавательная деятельность. В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детейдля родителей наиболее привлекательное духовно- нравственное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию познавательных интересов своего ребенка в сфере истории  и краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"

 

 

МОУ СШ№2 гВязьма Смоленской области

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Мой родной край»

для 6 класса

Срок реализации: 1 год

Количество часов  по программе: 34 часа (1 час/нед.)

Составитель: Каткова С.В.

 

Г.Вязьма

2021

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

         Федерального закона  РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31.12.2015г.);

         Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;

         Концепции духовно-нравственного развития   и воспитания личности гражданина России;

         Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);

         Основ государственной молодёжной политики РФ на период до2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р);

         Областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013г. №984);

         Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014г. №1293-р/адм.);

         Основной образовательной программы основного общего образования  МОУ СШ№2»;

         Положения о внеурочной деятельности в МОУ СШ№2;

         Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МОУ СШ№2;

         Плана внеурочной деятельности обучающихся на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» разработана по общекультурному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 6 класса: познавательная деятельность. В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детейдля родителей наиболее привлекательное духовно- нравственное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию познавательных интересов своего ребенка в сфере истории  и краеведения.

   Приобщение к истории и культуре  основные цели воспитательной деятельности, указанные в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Традиционными источниками нравственности являются: - Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей "малой Родине"; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Гражданственность – правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.  Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей воспитания сознательного гражданина России, патриота своей страны. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой — вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников — создание ситуации творческого саморазвития.

В соответствии с «Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области»  духовно-нравственное воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей и  стратегии «Дорогами Меркурия Смоленского» (Воспитание гражданственности, патриотизма, и социальной солидарности, где  основными ценностями являются: патриотизм ‒ любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; гражданственность ‒ служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).  Результатом реализации программы является принятие российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - чувство долга.

 Таким образом, актуальность программы обуславливается тем, что патриотическое и гражданское воспитание школьников является важным условием воспитания духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к истории и культуре  родного края и своей страны, а так же условием социализации личности, способом вхождения детей в мир  и в тоже время способом самопознания и самоидентификации.

Данный курс способствует формированию у обучающихся развития интереса к изучению истории родного края, формирования чувства гордости за свою страну, народ, село, школу, семью. Новизна программы «Моя малая Родина» заключается в том, что её содержание основано на доступности, разнообразии форм деятельности, учёте индивидуальных способностей обучающихся, органическом сочетании обучения и воспитания, а также практической направленности и ориентации на личностные интересы, потребности  и способности ребёнка. Курс программы разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и гражданско-патриотического  сознания, создаёт условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.

Цель программы: создание условий для  мотивации обучающихся к изучению истории и культуры родного края; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

    приобретение школьниками знаний об истории своей малой Родины;

     формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории:

    формирование устойчивой мотивации к изучению традиций и истории родного края;

    совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие:

    развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

    воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению  краеведческой литературы.

Развивающие:

    сбор информации по определенной теме;

    развитие смекалки и сообразительности;

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

    обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.

 

 

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» рассчитана на обучающихся 6 класса в возрасте 11-12 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год. Программа составлена с учётом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:

  Уважать личность ребенка, его позицию;

  Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;

  Отмечать достоинства каждого ребенка;

  Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;

  Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.

Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях обучающиеся знакомятся с краеведческими материалами школьного музея. Занятия запланированы не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии, походы, посещение музеев, библиотеки, встречи с интересными людьми. Это даёт возможность получать обучающимся новую информацию в нестандартной обстановке более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.

 

  

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Мой родной край»

 

Критерии

 

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

программы

Личностные результаты:

 

Любовь к Родине родному краю, осознание себя частью своего народа, гордость достижениями своих земляков, стремление внести свой вклад в сохранение и развитие традиций и культуры своей страны.

(базовая ценность:

Патриотизм и гражданственность )

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемый воспитательный результат:

приобретение школьниками знаний об истории и культуре своей малой Родины  (1 уровень)

формирование  ценностного отношения к Отечеству, традициям и  достижениям своего народа (2 уровень)

Приобретение опыта самостоятельного социального действия, исследовательской деятельности, самоорганизации, организации совместной проектной деятельности, публичного выступления,   участия в социально ориентированных акциях, опыт общения с представителями других поколений (3 уровень)

 

Прогнозируемый воспитательный эффект:

сформированность потребности в расширении знаний об истории родного края, стремление к творческой самореализации

 

 

 

Тест по теме «Люби и знай родной край»

 

Сочинение «Что значит быть патриотом?»

 

Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Наблюдение в рамках проведения мероприятий патриотической направленности  «Бессмертный полк» и др,  в подготовке и  участии к научно-практической и краеведческой конференциям, экскурсиях.

 

 

Диагностика уровня воспитанности

 

 

 

 

май

 

 

май

 

 

 

Апрель

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Метапредметные результаты:

 

 

Регулятивные УУД

Умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач.

 

«Коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

 

 

Январь

Коммуникативные УУД

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

 

Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В. Овчарова)

 

 

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (М.И. Рожков)

 

Февраль

 

 

 

 

 

Май

 

Познавательные УУД

 

Умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать отбор.

Методика «Изучение гибкости мышления»

Февраль

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Мой родной край»

1. История моего края(13 часов). География и природа родного края. Древнейшая история малой родины. Топонимика и этнография края. Родной край в истории России. История города Вязьма. История сел и деревень родного края. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки, которыми мы гордимся. История школы. Современная история края. Культурные и исторические традиции в нашем крае.

2. История моей семьи в истории моего края.(10 часов) Родословное древо моей семьи. Биографии моих предков. Бессмертный полк моей семьи. Традиции моей семьи.  Семейные реликвии. Профессии моих родителей. Вклад моей семьи в историю и культуру родного края.

3. Историческая память моего края (11часов ) Памятники древнейшей истории на территории нашего края. История создания религиозных памятников в нашем крае.  Архитектурные памятники города. Памятники истории ВОВ в нашем крае. Значение сохранения памятников истории и культуры.

Виды деятельности

Формы реализации/ уровень воспитательных результатов

1. История моего края (13 ч.)

Познавательная деятельность

 

Досугово-развлекательная деятельность

 

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Мини-лекция, познавательная беседа, поход в музей, выставки книг, викторины, посещение библиотеки, изучение документов (1 уровень).

Участие в ярмарке, концерте, просмотр видеофильмов

Обмен мнениями (2 уровень).

Участие в краеведческой игре «Что ?Где? Когда?»  (2 уровень).

2. История моей семьи в истории моего края (10 ч.)

Проблемно-ценностное общение

 

Художественное творчество

Досугово-развлекательная деятельность

Социальное творчеств

Презентация, мини-лекция, познавательная беседа, изучение документов(1 уровень).

Создание родословного древа (3 уровень).

  Участие в концерте к Дню освобождения Смоленщины, Дню Победы, празднике  села. (2 уровень).

Участие в социально ориентированной акции «Волонтёры», операции «Духовность»(3 уровень).

3. . Историческая память моего края (11 ч.)

Познавательная деятельность

 

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Презентация и слайд-шоу, мини-лекция, познавательная беседа, просмотр и обсуждение видео-роликов, экскурсии, поход, заочные путешествия (1 уровень).

Проблемный разговор, разброс мнений, написание сочинения (2 уровень).

Игра - квест по историческим и культурным памятникам родного края.

Тематическое планирование

п\п

Содержание курса

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

История моего края (13 ч.)

1

География и природа родного края

1

 

06.09

2

Древнейшая история малой родины.

1

 

13.09

3

Топонимика и этнография края.

 

1

20.09

4

Родной край в истории России.

1

 

27.09

5

История города.

 

1

04.10

6

История сел и деревень родного края

1

 

11.10

7

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 

1

18.10

8

Наши земляки, которыми мы гордимся.

1

 

25.10

9

История школы.

1

 

15.11

10

Современная история края.

 

1

22.11

11

Культурные и исторические традиции в нашем крае.

 

1

29.11

12

Подготовка к краеведческой игре «Что? Где? Когда?»

1

 

06.12

13

 Краеведческая игра «Что? Где? Когда?»

 

1

13.12

  1. История моей семьи в истории моего края. (10 ч.)

14

Что такое родословие?

1

 

20.12

15

Родословное древо моей семьи

 

1

27.12

16

Что я знаю  о своих  моих предках?

1

 

17.01

17

Летопись моей семьи

 

1

24.01

18

Бессмертный полк моей семьи.

 

1

31.01

19

Семейные традиции

1

 

07.02

20

Традиции моей семьи.

 

1

14.02

21

Семейные реликвии.

 

1

21.02

22

Профессии моих родителей.

 

1

28.02

23

Вклад моей семьи в историю и культуру родного края

 

1

06.03

  1. Историческая память моего края (11ч.)

24

Значение сохранения памятников истории и культуры

1

 

13.03

25

Памятники древнейшей истории на территории нашего края.

1

 

20.03

26

История создания религиозных памятников в нашем крае.

 

1

03.04

27

Храмы города - памятники истории и культуры

 

1

10.04

28

Архитектурные памятники.

 

1

17.04

29

Природные памятники в нашем крае

1

 

24.04

30

Памятники истории ВОВ в нашем крае

1

 

08.05

31

Путешествие по памятным местам

1

 

15.05

32

Подготовка к краеведческой игре

 

1

22.05

33

 Краеведческая игра  – квест по памятникам истории и культуры родного края.

 

1

26.05

34

Итоговое занятие. Люби и изучай и свой край!

 

1

29.05

Итого

15

19

34

 

Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Литература:

1.               Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.               Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.

3.      Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.

4.      Т.Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.

5.    Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи.  М., 2001.

6.      Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.

Презентации: «История создания книги», «Семёнов Геннадий Иванович – поэт земли Высоковской», «Великие художники-пейзажисты», «Великие художники-портретисты», «Русские художники-натюрмортисты».

Видеоролики: мультфильмы, кино, заочное путешествие в Третьяковскую галерею..

Записи сказок и спектаклей

Справочники, словари

Литературные тексты

Алгоритмы деятельности

Демонстрационные материалы.

 

Контрольно- измерительные материалы

Анкеты и тесты диагностических методик.

 

1.Фото-видеоотчеты.

2 Грамоты, дипломы.

3.Анкеты.

4.Тесты.

5.Портфолио.

6.Отзывы.

Техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности: компьютер, экран, проектор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»

Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов.  Территория  и географическое положение Там...