Конспект урока истории в 7 классе "Опричнина"
план-конспект урока по истории (7 класс)

 Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_7_kl.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс:7

Тема урока: Опричнина

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Проблема урока:«Опричнина – зло или благо для России?» 

Методы и формы обучения: Методы: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная 
Основные понятия:опричнина, земщина, террор, опричники, Александровская слобода.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник «История России», ч.1, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред.А.В.Торкунова.  – М.: Просвещение, 2016. – 303 с. 112
  2. Мультимедийная презентация
  3. видеофрагменты 
  4. карточки-тесты для проверки домашнего задания.  
  5. раздаточный материал (фрагменты источников по теме «Усиление власти Ивана IV. Опричнина» со сформулированными к ним заданиями)

Цель урока: Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества

Планируемые результаты:

Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию; развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию; овладение понятиями опричнина, земщина, опричник; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения  

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умению оценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.

             Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. 

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию     партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия 

Прием «Эмоциональное вхождение в урок»

Преподаватель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу шуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.

На основании документов определите средства осуществления опричной политики

Осуществление опричной политики

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1) Иван IV считал, что члены Избранной рады А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр после

взятия Казани и Астрахани настаивали на ведении войны на юго-восточном направлении

(против Крымского ханства и Османской империи) и критически относились к войне

против Ливонского ордена на западе –«ради того сыскал и опалу на них положил».

2) Иван IV обвинял своих советников в убийстве царицы Анастасии: «А и з женою вы

меня про что разлучили

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Подготовка класса к работе

 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Фронтальная, словесный – беседа в ходе которой ученики формулируют проблему урока

Показ слайда №2

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова псковского летописца: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Одни и те же события, явления, процессы вызывают разное отношение к ним, несут разные последствия.

-Как псковский летописец относится к опричнине?

-Иван IV был умелым, волевым государственным деятелем и наверно, не с проста ввел опричнину?

-Какая проблема стоит перед нами?

(На слайде появляется проблема урока – «Опричнина – зло или во благо?»

Ответы детей

3.Актуализация знаний

Фронтальная- исторический диктантИндивидуальная – работа по карточкам на доске

Прежде чем приступить к решению проблемы нашего урока вспомним все, что мы узнали о ИванеIV и его правлении

Два ученика работают у доски, выполняя задания на карточках, остальные ученики пишут исторический диктант

Взаимопроверка

4.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

(Слайды №3)

-Итак, обращаемся к нашей проблеме. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на этот вопрос?

Подвожу итог беседы:

Сегодня на уроке мыдолжны с вами узнать:

- Что такое опричнина?

- Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты?

Слушают учителя, определяют учебные задачи для изучения темы. Записывают тему, проблему и план в тетрадь

5.Изучение нового материала

1)Фронтальная. Словесный (беседа),

деятельностный

2)Фронтальная. Словесный – рассказ учителя, нагдядный

3)Фронтальная, словесный – рассказ, беседа, наглядный, работа с картой, документом

  1. Падение Избранной рады

Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным (слайд 4). Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

Работая с дополнительным материалом (приложение №4) сформулируйте причины падения Избранной рады (слайд№5)

  1. Расправа царя с приближенными

Рассказ о судьбе участников Избранной рады, использовать выдержки из писем Андрея Курбского (слайды№6-7)

  1. Опричнина и опричники

А)Рассказ учителя об отъезде царя в Александрову слободу. Описание слободы

(слайд№8 -10)

           Б) Задание: рассмотрите карту и покажите территории вошедшие в опричнину.(слайд №11)

          В) Задание ученикам: внимательно выслушав  рассказ учителя об опричной политике, перечислить ее мероприятия. (слайд №12)

         Г) Задание: рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с.83) и иллюстрации на слайде №13-Выскажите предположение, что означали собачья голова и метла

Д) -Как отреагировало население страны на опричнину?

(слайд №14)

  1. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом.

- Проблемный вопрос – «Как вы думаете, почему Иван Грозный предпринял поход против Новгорода и Пскова.

Рассказ учителя о борьбе с Крымским ханством

(слайды № 15-16)

  1. Итоги опричнины

Работа с документом (приложение 5), внимательно прочитав, сделайте вывод какую роль сыграла опричнина в истории страны (слайд №17)

  1. Итоги царствования Ивана IV

Рассказ учителя о смерти царя,

Работа с текстом учебника – с.85-86

(слайд№19)

- Итак, к какому выводу вы пришли?

- Сравните свое мнение со словами В.О.Ключевского – с.87 (изучаем документ)

Анализируют документ, обсуждают формулировки причин, записывают в тетрадь.

2)Слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию(митрополит Филипп и Иван Грозный), дают характеристику митрополиту; определяют какая форма правления сложилась бы  в русском государстве если бы царь внял советам Избранной рады(письма Андрея Курбского)

3) А) слушают рассказ, записывают в тетрадь новые понятия – «опричнина», «земщина» (слайд8-9)

рассматривают

иллюстрацию в учебнике и на слайде презентации (слайд №10)

Б) рассматривают карту, один из учеников работает у доски.

В) Выслушав рассказ, формулируют мероприятия, коллективно обсуждают, записывают в тетрадь.

Г) Описывают опричника:

Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Д) Ученики работают с текстом учебника с.83-84

Ученики высказывают свои предположения. Приходят к выводу –борьба с вольнолюбивым городом, его вечевыми традициями. Повод – ложный донос. Записывают даты и события в тетрадь

5)Хорошо читающий ученик, воспроизводит текст. Ученики обсуждают его, делают вывод:

-хозяйственный упадок

-гибель населения

-усиление власти царя и ослабление сословного представительства

-ослабление армии.

6)Ученики работают в парах, обсуждают. Заслушивают варианты ответов. Записывают в тетрадь.

Предполагаемый ответ - зло

6. Этап первичного закрепления

Фронтальная. Тест

Приложение 6

Ученики выполняют тест, осуществляют взаимопроверку

7. Итоги урока - рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа. Обобщение полученных на уроке знаний

 - Как вы считаете, выполнены цели опричнины?

- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?

- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает средства»?

- Существовала ли альтернатива опричнине?

После всего сказанного учащимися делается вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

8. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание. §10, вопросы и задания

Воспринимают задание, уточняют

3) А. Курбский писал, что ещё при жизни Анастасии её братья «во уши шептаху» царю

доносы на Сильвестра и Адашева, а впоследствии обвинили их в смерти царицы

4) Иван IV говорил о членах Избранной рады: «Сами государилися, как хотели, а с меня

государство сняли: словом я был государь, а делом ничего  не владел

5) А. Курбский писал о том, как Вассиан Топорков, бывший монах Иосифо-

Волоколамского монастыря, дал совет царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи

при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех;

если так будешь поступать, то будешь твёрд на царстве и всё будешь иметь в руках своих.

Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен

им». Царь поцеловал ему руку и сказал: «Если бы и отец мой был жив, то он такого

полезного совета не подал бы

6) Иван IV утверждал: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами. А

не бояре и вельможи… Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны тоже».

Приложение 1.

Исторический диктант (взаимопроверка):

  1. Человек, временно осуществляющий управление государством при малолетстве, болезни, отсутствии монарха (регент).
  2.  Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).
  3. Титул Ивана Грозного (царь).
  4.  Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).
  5. Термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 (Избранная рада).
  6.  Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).
  7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).
  8. Сборник законов (судебник).
  9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).
  1. ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Приложение 2.

На доске 1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного
  2. Год венчания на царство
  3. Год создания Судебника Ивана IV
  4. Год создания Земского собора
  5. Присоединение Крамского ханства
  6. Присоединение Астраханского ханства
  7. Ливонская война

Приложение 3.

На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.
  2. Введение уроков и погостов.
  3. Создание стрелецкого войска.
  4. Отмена кормлений.
  5. Создание Сената.
  6. Создание приказов.

Приложение 4.

На основании приведенной информации определите причины падения Избранной рады

 

1) Иван IV считал, что члены Избранной рады А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр после взятия Казани и Астрахани настаивали на ведении войны на юго-восточном направлении (против Крымского ханства и Османской империи) и критически относились к войне против Ливонского ордена на западе – «ради того сыскал и опалу на них положил». 

 

2) Смерть Анастасии стала последней каплей в разладе между царём и Избранной радой. Иван IV обвинял своих советников в убийстве царицы Анастасии: «А и з женою вы меня про что разлучили?».  А. Курбский писал, что ещё при жизни Анастасии её братья «во уши шептаху» царю доносы на Сильвестра и Адашева, а впоследствии обвинили их в смерти царицы. 

 

3) Иван IV говорил о членах Избранной рады: «Сами государилися, как хотели, а с меня государство сняли: словом я был государь, а делом ничего  не владел». 

 

4) А. Курбский писал о том, как Вассиан Топорков, бывший монах Иосифо-Волоколамского монастыря, дал совет царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь твёрд на царстве и всё будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им». Царь поцеловал ему руку и сказал: «Если бы и отец мой был жив, то он такого полезного совета не подал бы мне!» 

 

5) Иван IV утверждал: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами. А не бояре и вельможи… Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны тоже». 

 

6) И Иван IV, и А. Адашев, и Сильвестр были сильными и властолюбивыми натурами, и в этой борьбе характеров царь не мог долго быть «в тени». Его привязанность к советникам превратилась в ненависть (В. Кобрин. «Иван Грозный»). 

 

7) Иван стремился как можно скорее провести централизацию страны, укрепить своё единовластие. Методы Избранной рады казались ему постепенными и медленными. Жестокая политика, по мнению царя, должна была принести скорый успех (В. Кобрин. «Иван Грозный»).   

 

Приложение 5

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».1571 г., 21 марта.

        «Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали  от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст ПетеркаОндреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша– опричнины замучили, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.

        В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царевых податей, запустил 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петр осиротел и безвестно сбежал от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне поллука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричники замучили, живот ограбили, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежалиот опричнины – опричники живот пограбили, двор сожгли, запустил 78-го».

Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.

Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.

Живот – имущество.

Приложение 6

Тест

1. Что было одной из причин хозяйственного разорения русских земель в последней трети XVI в.?

1) произвол на местах бояр-кормленщиков
2) тяготы Ливонской войны
3) неудачная денежная реформа по введению медных денег
4) затяжная борьба с Казанским и Астраханским ханствами

2. Малюта Скуратов — это

1) член Избранной рады
2) один из воевод, возглавлявших русские войска в Куликовской битве
3) один из руководителей опричнины
4) руководитель крестьянского восстания начала XVII в.

3. Что было одной из причин конфликта царя Ивана IV с членами Избранной рады?

1) отказ членов Избранной рады признавать царский титул Ивана IV
2) различия в представлениях царя и Избранной рады о приоритетах внешней политики
3) несогласие царя с военными реформами, проводимыми Избранной радой
4) политика Избранной рады вела к массовому недовольству, к широкомасштабным народным восстаниям

4. Кто из членов Избранной Рады бежал в Литву и стал противником Ивана Грозного?

1) Митрополит Филарет.                                2) Андрей Курбский.

3) Монах, духовник царя Сильвестр.           4) Алексей Адашев.

5. В каком году Иван Грозный отменил опричнину:

1)1581 г.     2)1572 г.      3) 1584 г.     4) 1565 г.

6. Что создал Иван IV для проведения политики террора?

1) Опричное войско                       2) Стрелецкое войско

3) Дворянское ополчение              4) Земский собор

7. В каком году состоялась битва при Молодях, где были разгромлены силы крымско-татарского войска под предводительством Девлет-Гирея?

1) 1551 г. 2) 1558 г.     3) 1565 г.     4) 1572 г.

8. Кто возглавил объединённое войско опричнины и земщины в битве при Молодях и разгромил войска крымского хана Девлет-Гирея?

1) Иван, сын Ивана Грозного 2) Михаил Воротынский
3) Борис Годунов 4) Михаил Романов

8) Иван стремился как можно скорее провести централизацию страны, укрепить своё

единовластие. Методы Избранной рады казались ему постепенными и медленными.

Жестокая политика, по мнению царя, должна была принести скорый успех (В. Кобрин.

«Иван Грозный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...