Урок "Под фашистской оккупацией"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Цель урока: - сформировать целостное представление о сущности фашистского оккупационного режима, показать его человеконенавистнический характер, особенно на территории СССР; определить особенности борьбы с нацизмом в Европе и в СССР; расширить и углубить знания о размахе партизанского и подпольного движения на оккупированной фашистами территории СССР, познакомить с таким явлением как коллаборационизм;
- продолжать формировать навыки сотрудничества в группе, умение работать с документальными письменными источниками и фотодокументами; формировать собственную
позицию;
- воспитывать эмоциональное, неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны, чувство патриотизма и четкой гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pod_fashistskoy_okkupatsiey_.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»

454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113-А, тел.: (351) 772-12-44, тел/факс 772-09-28, E-mail:school_21_chel@mail.ru

 

Урок: Под фашистской оккупацией

Учитель:

Кузнецова Людмила Николаевна

Челябинск, 2022

 

ТЕМА: ПОД ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИЕЙ. 

Класс: 11

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный (всеобщая история, история России (СССР)

Форма проведения: коллективный урок

Технологии: ИКТ, групповая технология, личностно-ориентированная, развивающая, проблемного обучения

Цель урока: - сформировать целостное представление о сущности фашистского оккупационного режима, показать его человеконенавистнический характер, особенно на территории СССР; определить особенности борьбы с нацизмом в Европе и в СССР; расширить и углубить знания о размахе партизанского и подпольного движения на оккупированной фашистами территории СССР, познакомить с таким явлением как коллаборационизм;

  • продолжать формировать навыки сотрудничества в группе, умение работать с документальными письменными источниками и фотодокументами; формировать собственную позицию;
  • воспитывать эмоциональное, неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны,  чувство патриотизма и четкой гражданской позиции.

 

 

Оборудование: АРМ учителя, презентация «Под фашистской оккупацией», карта «Великая  

                            Отечественная война 1941-1945 гг.», документы.

 

 

 

Структура урока:

Этапы

Формы и методы

Результаты

Форма контроля, оценка

Мотивационный

 

 

Вступительное слово учителя, просмотр слайдов

Определение темы урока

Ситуация включения

Проблемный

Проблемный вопрос Презентация

Определяют круг вопросов, которые будут обсуждаться:

  • цели
  • характер - методы оккупационной политики немецкофашистских властей на территории СССР?

 

Определяют проблему: Отличительные черты оккупационной политики немецко-фашистских властей на территории

СССР от стран Западной

Европы

Информационный

Просмотр слайдов, чтение и анализ документов, работа в группах

 

Выделение главного в тексте

 

 

Работа с документами, подготовка выступления

Аналитический

Беседа, высказывание собственных позиций

Записи в тетради, определение выводов по вопросам, по

проблеме

 

 

Выводы по работе с документами

Рефлексивный

Таблица

Оценка действий групп

Записи в тетради, таблица

 

I этап. Вступительное слово.

77 лет назад завершилась Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной страницей этой войны. В этом контексте будет интересно рассмотреть документы, личные источники людей, находившихся на оккупированных территориях.  

 

II этап Учащиеся просматривают материал презентации и на основе анализа полученной информации выделяют характерные черты оккупационного режима в Европе. 

 Деятельность  

учащихся 1) Что такое ОККУПАЦИЯ?               

С т. зр. международного права военная оккупация – временное занятие территории   запись в

                                                                                         государства   вооруженными       тетради                                                                                          силами противника.

Дополнительный материал для учителя 

Сам факт О. не решает судьбы занятой территории, она определяется как правило, по окончании войны мирным договором. Исходя из этого, были определены  основные принципы режима О. международными конвенциями и, прежде всего,  приложением  к 4-й Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны.

         Данный акт устанавливал, что:

  • оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации, поэтому оккупационные власти должны уважать законы, обычаи и традиции, существовавшие на занятой территории;
  • мирное население вправе сохранять верность своему государству;
  • запрещаются коллективные наказания, взятие заложников, угон населения с места его жительства;
  • не допускается привлечение населения к военным операциям и оборонным работам;
  • реквизиции могут производиться только для нужд, связанных с содержанием оккупационных войск и с учетом ресурсов занятой территории;
  • личная собственность населения должна уважаться;
  • особо не допускается преднамеренное разрушение исторических памятников, произведений науки и искусства;
  • не должны упраздняться местные законы;

 

Германия была в числе государств, подписавших Гаагскую конвенцию в 1908 г.

 

  1. Немецко-фашистский оккупационный режим в странах Европы.

 

До нападения на СССР германия оккупировала всю континентальную Европу: некоторые государства были полностью поглощены «третьим рейхом» и объявлены «присоединенными» территориями, на которых установился фашистский «новый» порядок.

 

Характерные черты оккупационного режима в Европе:                                                                                         запись в тетради 

  • оккупированные территории стали сырьевым придатком 

(- Франция отдавала 2/3 своих сырьевых ресурсов;

  • Чехия потеряла весь свой золотовалютный запас – 50 млрд. дол.
  • Бельгия поставляла каучук, цветные металлы, топливо, продукты…)  на порабощенных территориях Германия черпала и людские ресурсы 

(- из Франции на работу в Германию было вывезено 2,5 млн. человек;

  • из Чехословакии – 600 тыс. человек…)
  • политика разграбления сопровождалась

(- реквизициями, принудительными закупками продовольствия, ростом цен, ростом безработицы…)

  • установлен нацистский контроль на печать, радио 
  • в некоторых государствах немецкий язык стал господствующим 

(- Чехия;

  • Польша – преследование интеллигенции: 20.09.1939 г. в г. Быдгощ арестованы и расстреляны учителя, журналисты, общественные деятели- 500 человек;  - Сербия – 21.10.1941 г. в г. Крагуевац расстреляны ученики с учителями…)
  • за проявление недовольства (антинемецкие высказывания) ответственность ложилась на население 

(- Чехословакия 300 тыс. чел. отправлены в концлагеря;

  • Польша – введена смертная казнь даже для детей…)
  • посещение общественных мест определялось по расовому признаку «только для немцев» 
  • запрещалось обучение и получение профессий для неполноценного населения (неквалифицированные рабочие) 

(- Польша…)

  • физическое истребление части населения – система заложников 

(- г. Белград -03.10.1941 г. – 200 чел.; г. Лесковац 11.12.1941 г. – 310 чел….)

  • поощрение коллаборационистов, выбравших политику сотрудничества с гитлеровцами (в Европе- это часть национальной буржуазии и помещиков).

Дополнительный материал для учителя 

  1. План «Ост» (Восток) 

         Относительно Восточных территорий существовал особый план – план «Ост», генеральный план ограбления и истребления целых народов. Т.к. этот план не был обнаружен, нацистские главари всячески отрицали его наличие. Историки могли оперировать только отдельными выдержками из этого документа, сохранившимися в дневниках и других документальных свидетельствах. В декабре 2009 г. в архивах Министерства сельского хозяйства Германии обнаружен полностью план «Ост».

 

  1. Оккупационный режим на территории СССР                                                 III этап Работа учащихся в группах, чтение документов.                 

 

  • Цели оккупационной политики немецко-фашистских властей на территории СССР?
  • Характер оккупационной политики немецко-фашистских властей на территории СССР?
  • Методы оккупационной политики немецко-фашистских властей на территории СССР?

Выводы учащихся:

IV этап

Оформление таблицы Анализ учащимися документов и просмотренных слайдов. Решение проблемного вопроса на основе сравнительного анализа:

 Особенности оккупационной политики немецко-фашистских властей на территории СССР от стран Западной Европы?                                                                               

Оккупационная политика немецко-фашистских властей на территории СССР 

 

Цели

Характер

Методы

 

 

 

Примерные варианты ответов учащихся ЦЕЛИ:

  • ликвидация Советского государства 
  • физическое уничтожение значительной части русского народа (массовое уничтожение)
  • выселение другой его части из европейских областей в Сибирь
  • воспрепятствование созданию,  какого бы то ни было национального русского государства  колонизация советской территории путем переселения в больших масштабах немцев из Германии

 

ХАРАКТЕР:  

  • государственная власть на захваченной территории под руководством командования вооруженных сил вермахта и полиции
  • жестокая система террора
  • человеконенавистнический характер
  • заблаговременный характер
  • кровавый режим против мирного населения и военнопленных  

     (доп. - на территории только Белоруссии – 66 концентрационных лагерей; 

  • В Чехословакии до сих пор помнят дер. Лидице, которую нацисты сожгли вместе с          жителями в июне 1942 г.;
  • В Белоруссии нацисты сожгли вместе с жителями 618 сел и деревень;  
  • В дер. Хатынь Логойского района Минской области БССР 22 марта 1943 г. фашисты          согнали всех жителей в сарай и подожгли его. Погибло 149 человек (в том числе 75          детей). Чудом спаслись 7-летний В. Желобкович, 12-летний А. Барановский и          деревенский кузнец И.И.Каминский.)

 

МЕТОДЫ:

  • голод среди военнопленных 
  • расстрелы мирного населения, заложников, военнопленных
  • сожжение заживо людей 
  • угон на работы в Германию
  • грабеж оккупированных территорий (продовольствие)
  • вывоз культурных ценностей
  • разрушение городов и сел (создание мертвой зоны)

 

 

  1. Борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории СССР  
  1. Партизанское движение                                                                                   Анализ информации

                                                                                                                                 учащимися г) формы борьбы

  • диверсии на ж/д 

(- 1943 г. 3 августа – 5 сентября - «Рельсовая война»: пропускная способность ж/д упала на 35-40%, движение немецких эшелонов было задержано на 3-15 суток; взорвано 215 тысяч рельсов, 836 эшелонов;

- 1943 г. 19 сентября – октябрь – «Концерт»: взорвано партизанами Белоруссии 72 ж/д моста, 1041 эшелон, 90 тысяч  рельсов);

  • разведка 
  • бывший начальник отдела «Восточного управления разведки» генерал Шмальшлегер отмечал с горечью, что великолепные разведданные поставляемы в КА, как правило, партизанами;
  • июнь-декабрь 1943 г. партизанами установлены районы сосредоточения 165 дивизий, 177 полков, 135 батарей, 30 аэродромов и др. в/ч
  • партизанские края 
  • к.1941 г. -1-й в Ленинградской области, в к. 1943 г. -3
  • 1942 г. – в Смоленской, Орловской, Калининской областях, Кличевском  районе

Могилевской области;

  • 1942 г. – более 200 тысяч квадратных километров;
  • к. 1943 г. примерно 60% территории Белоруссии
  • открытые бои с карательными отрядами 
  • взаимодействие с частями КА 
  • при форсировании Днепра осенью 1943 г. участвовало 11 партизанских соединений (17 тыс. чел.);
  • операция «Багратион» - 5-й фронт – украинские и белорусские партизаны
  • партизанские рейды 
  • Карпатский рейд (12 июня- сентябрь 1943 г.)- партизанское соединение Ковпака прошло с        боями через 13 областей Белорус, разрушило несколько ж/д узлов, нефтепроводов,          гарнизонов с живой силой противника;
  • 1943 г. – рейды партизанских соединений Наумова, Федорова, Сабурова, Меленина;      - 1944 г. – рейды на территории сопредельных государств Польши, Чехословакии (40          отрядов);
  • всего совершили рейды 7 соединений (в том числе  партизанские отряды под руководством         Панова, Карасева, Ковалева, Прокопюка, Шукаева)

 

  1. Подпольные организации 

 

а) формы борьбы 

  • диверсии  саботажи
  • убийства немецких солдат и офицеров, предателей
  • разведывательная деятельность
  • оказание помощи партизанам
  • разъяснительная работа среди населения

 

б) подпольные организации 

  • первая (известная) – июль 1941 г. Минский ж/д узел
  • Белорусский юридический институт – действовали под руководством командиров 13 армии
  • минские подпольщики Кабушкин, Кедышко, Казинец, Клумов – ГСС  г. Киев 1943 г. – 169 п/групп
  • г. Одесса – 3 тысячи подпольщиков
  • г. Краснодон сентябрь 1942 г. – «Молодая гвардия»

 

Фронт за линией фронта внес свой весомый вклад в общую победу над врагом. За годы войны партизаны и подпольщики СССР уничтожили:

  • более 1,6 млн. фашистских солдат и офицеров
  • 67 генералов
  • более 4 тысяч танков
  • 65 тысяч автомобилей
  • 1100 самолетов
  • 1660 ж/д мостов
  • более 20тысяч ж/д эшелонов

 

Для борьбы с ними гитлеровцы держали в зоне оккупации 50 дивизий. Правительство отметило подвиг партизан и подпольщиков:

  • 184 тысячи человек награждены орденами и медалями
  • 248 человек  награждены золотой медалью ГСС
  • Ковпак, Федоров - 2 ГСС

Рефлексия Д/з: записи в тетради. Сообщение о коллаборационизме.   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Красное Село в годы оккупации 1941-1944" с презентацией

Можно использовать как для классного часа так и для уроков истории...

Наше село Гайкодзор в годы оккупации

Село в годы оккупации. Воспоминания жителей, переживших оккупацию....

Аннексия, контрибуция, интервенция, оккупация.

В работе дано объяснение терминам "Аннексия, контрибуция, интервенция, оккупация."...

Малодербетовский улус Калмыкия в период оккупации (август - ноябрь 1942 года)

Впервые дни войны самоотверженный труд рабочих и крестьян, мобилизация людских ресурсов Калмыкии была направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта. В ходе войны партийные и советские организаци...

Орловщина в дни оккупации.

Материал содержит информацию об оккупациии Д. Себякино Урицкого района....

«Смоленск в период фашистской оккупации»

Урок Мужества, посвящен  жизни мирного населения на оккупированной  фашистами территории Смоленщины. При подготовке к уроку использованы материалы школьного музея "Боевая слава" и ...

Последствия фашистской оккупации 1941-1944 годов на территории северо-запада СССР: на материалах Ленинградской области.

Данная работа является компелятивным трудом, направленным на изучение материалов, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на территории Ленинградской области. Может быть использован...