Наше село Гайкодзор в годы оккупации
классный час по краеведению (8 класс) по теме

Село в годы оккупации. Воспоминания жителей, переживших оккупацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_s_t_n_y_y_zh_u_r_n_a_l.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное образование город-курорт Анапа

              Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя  

                        общеобразовательная школа № 14 с. Гайкодзор

                    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПО  ИСТОРИИ

                                     УСТНЫЙ  ЖУРНАЛ

                 «НАШЕ  СЕЛО ГАЙКОДЗОР  В  ГОДЫ  ОККУПАЦИИ»

                                                                         Учитель истории

                                                                         МБОУ  СОШ № 14

                                                                         Давудова О.В.

                                                                       

   

                                            У С Т Н Ы Й     Ж У Р Н А Л.

    ЗВУКОВЫЕ  СТРАНИЦЫ  РУКОПИСНОЙ  КНИГИ  «ИСТОРИЯ  СЕЛА  ГАЙ-КОДЗОР  АНАПСКОГО РАЙОНА  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ»

ТЕМА:          « НАШЕ  СЕЛО  В  ДНИ  ОККУПАЦИИ».

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ – КОМНАТА  БОЕВОЙ  И  ТРУДОВОЙ  СЛАВЫ.

УЧАЩИЕСЯ 10 КЛАССА,  ВЕТЕРАН  ТРУДА  ВАРТЕВАНЯН  АННА  ВАСИЛЬЕВНА.

ЗАДАЧИ:

  1. Привлечение интереса учащихся к истории родного села.
  2. Воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

 

                         П Л А Н   У С Т Н О Г О    Ж У Р Н А Л А.

1 СТРАНИЦА.

                        Тревожные дни июня 1941 года.

2 СТРАНИЦА.

                         Тревожные сводки СОВИНФОРМБЮРО.

3 СТРАНИЦА.

                         Первые дни оккупации—начало «нового порядка».

4.СТРАНИЦА.

                         Подневольный труд в период оккупационного

                         режима.

5. СТРАНИЦА.

                         События 4 февраля 1943 года.

6. СТРАНИЦА.

                          Воспоминания очевидца событий Вартеванян

                          Анны Васильевны.

7. СТРАНИЦА.

                          Рассказ о воспоминаниях жительницы села

                          Мардиросян Зепюр Тиграновны.

8 СТРАНИЦА.

                          Освобождение села от немецко-фашистских

                           захватчиков.

                                                 Х О Д.

  1 страница.    Рассказ ученика по страницам рукописной книги.

   21 июня 1941 года был обычным мирным днем. В колхозе началась уборка урожая хлебов. В школе закончился учебный год и школьники работали в поле с родителями. Нужно было заработать на школьную форму к новому учебному году, на новые учебники. Никто не знал, что утро следующего дня принесет страшную беду… Зловещая весть о начале войны облетела все дома. 22 июня к 13 часам дня все жители села собрались возле сельского совета и по единственному приемнику слушали выступление товарища Молотова.

   На следующий день в районе началась мобилизация в армию всех, кто родился в 1905-1918 годах. На фронт призывников провожали всем селом. У мужчин за плечами наспех собранные вещмешки, у провожающих их женщин и детей на глазах слезы. Гайкодзоровцы уходили на войну, покидая родные места, чтобы разбить врага, осмелившегося нарушить мирную жизнь нашего народа. Плакали жены и матери, крепко прижимая к груди детей, притихших и сразу повзрослевших. А мужчины то целовали малышей, то обнимали женщин, обещая им обязательно вернуться. В селе оставались старики, женщины и дети. Война раскидала односельчан по разным фронтам от Балтики до Черного моря. В семьи стали приходить солдатские письма из-под Днепропетровска, Киева, Керчи, из Крыма, с Днепра и Десны. В январе 1942 года родные получили последнее письмо Могуляна О.В., он писал: «До тех пор, пока не победим Гитлера, домой приехать не смогу».

2 страница. Рассказ ученика на основе воспоминаний Асланяна Папкена Левоновича.

   «На войне как на войне»—гласит солдатская мудрость. Но тем, кто остался в Гайкодзоре, было не легче. Тяготы войны обрушились лавиной, беда пришла в каждый дом. «Все для фронта, все для победы!» Этот лозунг стал главным в работе колхозников. Каждый понимал: страна требует от всех, независимо от возраста, почувствовать ответственность за судьбу Отечества. Значит, работать нужно столько, насколько хватит сил, а иногда и больше. И люди трудились, не покладая рук, не зная отдыха и выходных. Матери в поле от зари до зари, а ребята дома за скотиной и малышами присматривают. Здоровых ребят, девчат и молодых женщин отправляли под станицу Благовещенскую рыть противотанковые рвы. Женщины вынуждены оставлять дома грудных детей и уезжать вместе с молодыми. Работа была тяжелая: землю копали лопатами, укрепляли рвы железобетонными брусьями, называвшимися «треугольниками». Работать приходилось до поздна, так что не оставалось сил для того, чтобы прочитать немецкие листовки, которые разбрасывались немцами с самолетов. Зато ребятишки днем собирали эти листовки ( на обратной стороне можно было писать), выучивали их наизусть, а потом дразнили немецкие самолеты, распевая:

                                  Ах, девочки-дамочки,

                                  Не копайте ямочки,

                                  Через ваши ямочки

                                  Пройдут наши таночки.

   Отработав две недели, молодежь вернулась домой. А в колхозе в это время полным ходом шла уборка урожая 1941 года. Рук рабочих не хватало, поэтому возвращение молодежи было встречено с большой радостью. Сводки ИНФОРМБЮРО становились все тревожнее. Фронт неумолимо приближался. Наступал самый тяжелый 1942 год. Колхозники как должное восприняли обращение Всесоюзного старосты М.И. Калинина провести сев в самые короткие сроки и вырастить богатый урожай. Полевые работы не затихали, колхозники самоотверженно трудились, не считаясь со временем и здоровьем. Враг рвался на Кавказ. Все громче и яснее звучала артиллерийская канонада. Все чаще и чаще на дорогах вблизи села появлялись наши солдаты, двигавшиеся в сторону Новороссийска. То и дело их обгоняли, обдавая пылью, автомашины с пулеметными и минометными установками. Иногда появлялись орудия в конной упряжке. Тяжелое зрелище. Отступала родная Красная Армия: шли страшно усталые солдаты, грязные и небритые. Ребятишки тайком от матерей бегали к почтовой дороге смотреть на отступавших. 27 августа по этой дороге прошли последние части Красной Армии, и до первого сентября в Гайкодзоре не было ни советских, ни немецких солдат.

  1. страница.  Рассказ ученика по воспоминаниям ветеранов труда      

                       Кукасян А.А., Луспарян В.М..

   ! сентября к полудню в село вступили румынские солдаты. Вражеские войска двигались со стороны х. Бужор и ст. Анапской, а танки со стороны х. Куматырь. К вечеру в село прибыл вражеский обоз, и начался  грабеж.

   «В войну мне было 17 лет, -- вспоминает Кукасян А.А.—Ох, как мы боялись, прятались от румынских солдат, а что бы выглядеть постарше, надевали старые бабушкины вещи. Жизнь в селе изменилась, мы боялись выходить на улицу не только вечером, но и днем.»

   Улицы села были непривычно пустынны, не было видно даже ребятишек. Ночью к лаю собак примешивались крики румынских патрулей, обходивших дозором окрестные места. Пробыли румыны в селе 2 недели до 13 сентября, их отправили куда-то в район Новороссийска, а в село пришли немцы. Немцам здесь понравилось, и они остановились в здании сельского совета, а на окраине села написали объявление, запрещающее въезд румынам. Старостой назначили Басканова М.Б., до войны работавшего главным бухгалтером колхоза. С первых дней оккупации фашисты среди односельчан «просветительско-воспитательную» работу. «Начали ее с того, что в школе собрали учителей села,--вспоминает Луспарян В.М.,--и предупредили, что если в радиусе одного километра погибнет хоть один немецкий солдат, будет расстреляно 100 жителей.» Так начиналась жизнь сельчан при новом немецком порядке.

  1. страница.  Рассказ ученика по страницам рукописной книги.

Невыносимо медленно тянулись дни оккупации. Каждое утро патрульные обходили по домам собирали женщин и девушек, сгоняли их в центр села, строили в шеренгу и с конвоем отправляли под ст. Раевскую рыть окопы. Работа тяжелая даже для мужчин, а молодым девчатам порой было даже не под силу. Охранники, уверенные в том, что девушки никуда не убегут, сидели поодаль, разговаривая между собой, посмеиваясь, лишь изредка поглядывая на работающих. Поэтому удавалась минутка отдохнуть. Женщины постарше Аракелян А, Кукасян З, Асланян И, Мартиросян М. жалели девчат, старались брать работу, которая потруднее. В октябре месяце немцы жителей села стали выгонять на работу в лес, заготавливать скумпию. Сломанные и спиленные ветки скумпии сушили, складывали в специальные бумажные мешки и отправляли в Германию на химические заводы для изготовления краски. Молодых женщин и девушек немцы заставляли с горы, где расположилось кладбище, носить камни в центр села и складывать в кучу, которая на следующее утро неизвестно куда исчезала. Другую группу женщин под конвоем водили в Сукко на рытье противотанковых окопов. С наступлением зимних холодов молодежб выгоняли на работу в долину Сукко вытаскивать бревна из моря. Намокшие тяжелые бревна на себе нужно было тащить в центр села. Уставших охранники подгоняли окриками и штыками винтовок. Лишь поздним вечером женщины возвращались домой.

5 страница.  Рассказ ученика по картине сельского художника

                         Узуняна Сурена Артемовича.

      Подростки, сельские парни часто ходили в район почтовой дороги, где можно было найти колеса для тачек, брошенные вещи, что остались от отступавшей Красной Армии. Однажды ребята нашли пулемет и советскую рацию, совершенно не подозревая, что находка окажется опасной. Довольные они возвращались в село. Навстречу им попался Калустян Ваган. Он показал как действует пулемет. Пули были трассирующими,  и от них загорелся в поле стог соломы. В селе увидели огонь, прибежали люди. Пожар потушили, и все разошлись. Но слух дошел до немцев. Они пришли с обыском, нашли рацию и арестовали Калустяна В.А., Калустяна А,И., Асланяна М.А., Торосяна А.А., обвенив их в связи с партизанами и приговорив арестованных к расстрелу. К месту казни согнали всех жителей. 4 февраля 1943 года четверо жителей села были расстреляны, спустя несколько дней молодых парней захоронили в районе фермы. Эта традегия потрясла вернувшегося с фронта учителя местной школы Узуняна С.А. Так сложилось, что он, в душе художник, в 1940 году стал кадровым военным, зная, что родине в то время нужны были защитники. Сурен Артемович прошел всю войну, знал ее не по рассказам. Но то, что произошло в селе 4 февраля 1943 года не давало ему покоя. Художник создал серию картин «Расстрел односельчан» и подарил их школе, где много лет проработал учителем.

  1. страница.  Воспоминания свидетеля событий 4 февраля 1943 г.

                       ветерана труда Вартеванян А.В.

   В войну я была маленькой девочкой, но как сейчас помню то страшное время. После прихода немцев в село, они расселились по домам жителей. К нам поставили на постой офицера с деньщиком, а семья ютилась в маленькой боковой комнатенке. Офицера раздражали смех, детский шум, и поэтому мама при появлении офицера запирала нас в комнату, и заставляла нас молча сидеть под кроватью. Она страшео боялась, чтобы офицер не только не услышал, но и не увидел нас. Напуганные, мы часами сидели в темной комнате, боясь пошевелиться. А вот деньщик проникся к нам состраданием: то незаметно конфетку нам подсунет, то заранее придупредит мать, что офицер сейчас придет, то просто улыбнется при  виде нас. Мама говорила, что, наверное, у него дома свои дети остались. Я помню, как каждое утро мама уходила на работу, и мы знали, что ее не будет до позднего вечера. Однажды у меня от простуды поднялась температура, мама побоялась оставить меня одну и осталась дома. А вечером женщины предупредили, чтобы она обязательно утром вышла на работу. На следующий день, во время переклички, дежурный офицер вызвал маму перед строем и, ни слова не говоря, ударил ее кулаком по лицу. С этого дня никто из женщин дома не оставался. 4 февраля 1943 года всем жителям было приказано утром собраться в центре села. Мы уже знали, что в этот день должны были расстрелять 4-х молодых парней за связь с партизанами.  К месту казни я не попала, мама побоялась меня туда пустить, но днем мы с ребятишками бегали в центр и видели лежащие трупы расстреляных. Немцы приставили к ним караул и не разрешали родственникам забрать тела для захоронения. Вечером, мимо нашего дома провезли на телеге сложенные в кучу тела ребят и зарыли их в яме около МТФ. Я и сейчас с ужасом и страхом вспоминаю то далекое время, и не хочу, чтобы мои внуки испытали то, что выпало на мою детскую долю.

  1. страница.  Рассказ ученика по воспоминаниям ветерана труда

                      Мардиросян З.Т.

   События на фронтах Великой Отечественной войны летом 1943 года вселяли в жителей оккупированного села надежду на скорое освобождение. В августе 1943 года Зепюр, проснувшись рано утром, увидела в саду на ветках деревьев висящий парашют. Подойти к нему побоялась, спрятать его не решилась. На рассвете парашют заметили и немцы. Провели обыск по домам и, установив наблюдение, немцы больше ничего и никого не обнаружили. « Через несколько дней,--вспоминала Зепюр Тиграновна,--к нашему дому поздно вечером пришли двое мужчин. Я испугалась, но они сказали, что они наши летчики, и я успокоилась. Вынесла им еду, дала вещи своих братьев. Спать они остались в саду. Перед утром я принесла им еду и воду, и до рассвета они ушли в сторону Геленджика, оставив в бутылке из-под молока записку: «Спасибо большое, мамаша за хлеб и воду.» После освобождения села, меня вызывали в Анапу в НКВД. Я рассказала о летчикахвсе, что знала. Оказалось, они живы и здоровы, благополучно добрались до Геленджика и продолжали воевать. Я была за них рада.»

 

  1. страница.  Рассказ ученика по воспоминаниям Кукасян А.А.,

                       стендам в комнате Боевой Славы.

   В первые дни сентября немцы собрали всю молодежь в центре села. Приказано было явиться с вещами и продуктами питания на несколько дней. На площади стояла крытая, без окошек грузовая машина. Думая, что детей увозят в Германию, матери плакали, прощаясь с ними. Раздалась команда, патруль отогнал отмашины всех провожающих, и грузовик тронулся. Долго матери бежали по дороге вслед за ним, пока машина не скрылась за поворотом. По пути следования машина попала под бомбежку нашей авиации, и успела доехать только до сукковского леса. Немцы побоялись, что молодежь разбежиться, выгнали всех из кузова и в лесу под окрики охраны, заставили сделать шалаши, в которых продержали парней и девчат почти 2 недели. « Помню как в лесу фашисты заставляли нас петь песни,--вспоминает Кукасян А.А.,-- особенно им нравилась «Катюша». То ли мы ее очень задушевно пели, то ли немцам она напоминала какую-то их песню, но по несколько раз за вечер немцы заставляли нас петь именно эту песню.» Продуктов, взятых с собой, хватило только на неделю; потому вторую неделю жили впроголодь. Калустян Кате удалось пробраться в Гайкодзор, сообщить родителям, что все живы и находятся в лесу под Сукко. Вернувшись обратно, вместе с продуктами Катя принесла радостную весть: «Наши войска подходят к Новороссийску». А в селе все отчетливее были слышны канонада и взрывы. Наши войска вели наступление силами 18 Армии генерал-лейтенанта Леселидзе К.Н. и 56 Армии генерал-лейтенанта Гречко А.К.  21 сентября 1943 года село было освобождено. Ожесточенных боев за освобождение села не было, они проходили несколько севернее. В начале октября был освобожден весь Анапский район, наши войска уходили все дальше на запад. Гайкодзоровцы вернулись к мирному труду. Нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство, поднимать колхоз. Осенью 1943 года начался сев озимых, снова в поле вышли старики и женщины. Но сейчас они знали, что помогают своим сыновьям, мужьям и братьям приближать долгожданный День Победы, но до Победы было еще далеко и почти 2 года тяжелых фронтовых дорог.

     ЗВУЧИТ  ПЕСНЯ  ВОЕННЫХ  ЛЕТ  «ЭХ, ДОРОГИ…»  В  ИСПОЛНЕНИИ  УЧАЩИХСЯ  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше село прежде и теперь"

Внеклассное мероприятие...

Великая Отечественная война в истории нашего села

Данная исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей...

Достопримечательности нашего села

Презентация рассказывает об исторических достопримечательностях старинной казачьей станицы Травники....

Пресс-конференция «Профессии нашего села».

Разработка внеклассного мероприятия в целях профориентации учащихся 10-11 классов....

Методическая разработка "Красное Село в годы оккупации 1941-1944" с презентацией

Можно использовать как для классного часа так и для уроков истории...

экологический проект "Чистое село-наше село"

Цель данного проекта - формирование экологической культуры школьников и жителей села. Проведение акции по очистке села от мусора "Эко-десант"....

5кл немецкий язык УМК Бим . Презентация "Как выглядит наше село в разные времена года"(обобщающий урок)

Материал, отражающий НРЭО Чебаркульского муниципального района Челябинской области.Данная презентация по немецкому языку в 5кл для обобщающего урока по теме"Как выглядит город Габи в разные време...